Заболело в мире
33,978,492
Умерло в мире
1,014,291
Вылечилось в мире
23,644,768
Заболело в Украине
213,028
Умерло в Украине
4,193
Вылечилось в Украине
94,443
Обложили по кругу: в чем основные новации «антиофшорного» закона

Обложили по кругу: в чем основные новации «антиофшорного» закона

И почему бизнес так сильно его боится

Этот материал также доступен на украинском
Обложили по кругу: в чем основные новации «антиофшорного» закона
Фото: pixabay

Президент Владимир Зеленский не прислушался к бизнесу, который требовал ветировать законопроект №1210, и все-таки подписал его. Хотя с момента принятия этого документа прошло более четырех месяцев. Законопроект (теперь это закон № 466-IX) направлен на совершенствование администрирования налогов, устранение технических и логических неувязок в налоговом законодательстве.

Но представители делового сообщества и различных объединений (Европейская бизнес ассоциация, Союз украинских предпринимателей, Американская торговая палата) выступили резко против этого документа. По их мнению, вместо упрощения администрирования он приводит к увеличению фискального давления на бизнес и открывает налоговикам возможности для злоупотреблений. Mind решил разобраться в основных новшествах этого документа и выяснить, чем его нормы грозят бизнесу.

Как готовился закон? Законопроект №1210 в парламент внес еще в августе 2019 года Данил Гетманцев – депутат от правящей партии «Слуга народа» и глава Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики.

Эта инициатива сразу же подверглась массированной критике. Бизнес испугался внедрения налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК), расширения полномочий налоговых инспекторов при проведении проверок и существенного увеличения штрафов за различные нарушения налогового законодательства.

Гетманцев со своей стороны пообещал, что замечания бизнеса будут услышаны, и законопроект, перед тем как выносить на голосование, основательно доработают. Такое же обещание дала в ноябре 2019 года и экс-министр финансов Оксана Маркарова (на тот момент она еще занимала должность министра). Маркарова признала, что часть норм действительно «жестковата». И заявила, что пункты, которые касаются, например, изменения условий налоговых проверок, в финальной версии вообще будут отсутствовать.

Тем не менее, доработанную версию законопроекта никто так и не обнародовал (если его вообще дорабатывали). В начале декабря 2019 года парламент принял №1210 в первом чтении, 16 января 2020 года депутаты получили таблицу поправок к нему и приняли законопроект в целом. Причем документ, прошедший второе чтение, тоже не был опубликован.

Финальная редакция стала достоянием общественности уже после того, как законопроект № 1210 трансформировался в закон № 466-IX. Рассмотрим, что же он меняет.

Контролируемые иностранные компании (КИК). Это одно из самых обсуждаемых нововведений. Оно связано с имплементацией в Украине шагов плана BEPS (план по противодействию размыванию налоговой базы и выводу доходов из-под налогообложения). Основная цель – выявить оффшорный бизнес, принадлежащий украинским резидентам, и заставить их платить налоги в Украине.

В законе № 466-IX прописаны критерии КИК. Это иностранные компании, в которых физическое лицо-резидент Украины или юридическое лицо-резидент: владеет долей более чем 50%; владеет или контролирует более 10% иностранной компании (с 2021 года – более 25%), и совокупно резидентам Украины принадлежит доля свыше 50%; отдельно или вместе с другими резидентами Украины осуществляет фактический контроль над иностранной компанией.

Собственники и контролеры таких компаний будут вынуждены подавать отчетность в украинские налоговые органы и платить налог. Юрлица заплатят 18% налога на прибыль, физлица – 19,5% (НДФЛ плюс военный сбор).

Исключение составляют компании, если их совокупный доход не превышает 2 млн евро; КИК, акции которых котируются на бирже; компании, которые занимаются благотворительностью; если лицо-контролер не осуществляет фактический контроль КИК; между юрисдикцией, где зарегистрирована КИК, и Украиной есть конвенция об избежании двойного налогообложения, и менее 50% дохода компании – это пассивный доход.

В теории, собственник КИК может скрыть данные об активах за рубежом. А поскольку Украина до сих пор не присоединилась к системе автоматического обмена информацией (CRS), есть шанс, что об иностранной компании никто и не узнает. Но если налоговики ее все-таки обнаружат, то владельца оштрафуют примерно на 2 млн грн. Ну и, само собой, начислят налоговые обязательства.

Впрочем, нормы, которые касаются КИК, начнут действовать только с 2021 года. Уже в следующем году нужно будет подавать в налоговую отчетность об иностранных компаниях. А штрафы за нарушения, связанные с КИК, вступят в силу с 2023 года.

Постоянные представительства. Еще один блок изменений, который косвенно связан с уходом от налогообложения при помощи бизнеса, который формально зарегистрирован за пределами Украины. Речь о постоянных представительствах, которые отныне необходимо ставить на налоговый учет. 

В законе №466-IX сказано, что представительства нерезидента на территории Украины, которые фактически осуществляют здесь деятельность и распоряжаются имуществом нерезидента, должны уплачивать налог на прибыль.

Постоянным представительством считается: предоставление более чем 183 дня в году услуг нерезидентом (в том числе консультационных) через сотрудников, нанятых им для таких целей в Украине; деятельность лиц, у которых есть полномочия вести переговоры от имени нерезидента, заключать контракты и поставлять товары, принадлежащие нерезиденту.

Признаками постоянного представительства могут быть даже указания, которые нерезидент дает своим уполномоченным в Украине по электронной почте, или аренда третьими лицами помещений для хранения имущества, которое приобретено за счет нерезидента.

Что важно, если налоговые органы заподозрят присутствие постоянного представительства, которое нерезидент не захотел регистрировать в Украине, они оштрафуют его на сумму в 100 000 грн. Кроме того, налоговики имеют право нагрянуть с внеплановой проверкой и арестовать имущество нерезидента.

Понятие «деловой цели». В Налоговом кодексе появился новый пункт, который гласит о том, что если операции с нерезидентом не имеют деловой цели, налогоплательщик не может такие операции относить к расходам. Соответственно, вырастает база налогообложения и сумма налога на прибыль, которую вынуждена платить компания.

Иными словами, налоговые инспекторы смогут вручную корректировать размер обязательств по налогу на прибыль, если посчитают, что в той или иной операции не было деловой цели. Причем, каким образом фискалы будут находить деловую цель или признавать ее отсутствие – непонятно. Хотя в законе черным по белому написано, что контролирующий орган должен сначала доказать, что отдельно взятая операция не имеет деловой цели.

Кстати, отстаивать свою позицию перед налоговой, которая уверена в отсутствии деловой цели, бизнес сможет в административном или судебном порядке. А значит, это будет долгий и недешевый процесс.

Трансфертное ценообразование (ТЦО). С одной стороны, количественные параметры операций, которые попадают под критерии ТЦО, законодатели не тронули. Годовой доход налогоплательщика, чьи операции признаются контролируемыми, должен превышать 150 млн грн, а сумма операций с одним контрагентом быть более 10 млн грн.

В то же время, вводится трехуровневая система отчетности. Налогоплательщик будет обязан подавать непосредственно отчетность по ТЦО, глобальную документацию и отчет в разрезе стран. За неподачу такой отчетности максимальный штраф может превышать 2 млн грн.

При этом налоговики будут проверять все операции с нерезидентами на наличие деловой цели (см. выше). И если даже в рамках одной операции плательщик не сможет обосновать, что там есть деловая цель, налоговая получит право пересмотреть все остальные операции.

Также налоговые инспекторы в ходе проверок, связанных с ТЦО, смогут получать доступ в помещения, где налогоплательщик ведет свою деятельность, и проводить их осмотр.

Проверки, штрафы и прочее. Новый закон дал налоговикам право дважды в год вносить изменения в план проверок налогоплательщиков. В первом и втором кварталах. Впрочем, Государственная налоговая инспекция переписывала этот план и раньше. По сути, теперь эту возможность закрепили на уровне закона.

Увеличены многие штрафы. Вдвое выросли санкции за неподачу налоговой отчетности. Раньше штраф составлял от 170 до 1020 грн, теперь – 340-2040 грн. В том случае, если физлицо после регистрации субъекта предпринимательской деятельности не уведомит об этом банк, в котором у него открыт счет, придется заплатить 680 грн штрафа (раньше было 340 грн).

Появился новый штраф для риэлторов или нотариусов за неподачу в ГНС данных о договорах аренды. Сумма наказания – 680 грн. Нарушение правил хранения первичной документации (в том числе бухгалтерской отчетности) предполагает штраф в размере от 1020 до 2040 грн, что вдвое больше, чем было ранее.

А еще в новом законе содержится такая формулировка, как «умышленное невыполнение (ненадлежащее выполнение) требований налогового законодательства». Суть в следующем: если представители налоговой увидят умысел в действиях налогоплательщика при нарушении налогового законодательства, его ожидают санкции. Например, умышленная неуплата налогов влечет за собой штраф в размере 25-50% суммы налогового обязательства. Но как налоговики будут доказывать, что плательщик не заплатил налоги специально, руководствуясь какими-то скрытыми мотивами – неясно.

Будет ли смягчение? Несмотря на то, что закон №466-IX уже вступил в силу, есть шанс, что его перепишут, и в ходе доработки все-таки прислушаются к мнению бизнеса.

Владимир Зеленский направил премьер-министру Денису Шмыгалю письмо. В нем он предложил премьеру совместно с экспертами и представителями бизнес-ассоциаций разработать и внести в Верховную Раду законодательные инициативы для внедрения прозрачных правил налогообложения контролируемых иностранных компаний и уменьшения размера штрафов за отдельные незначительные налоговые правонарушения. Также Зеленский настаивает на том, что нужно обеспечить защиту данных о зарубежных доходах резидентов Украины, которые получают налоговые органы.

Помимо этого правительство должно подготовить с привлечением представителей бизнес-сообщества и народных депутатов предложения по системному совершенствованию и упрощению процедур администрирования налогов и сборов, обеспечению четких правил налогообложения. Глава государства хочет, чтобы соответствующий законопроект попал в парламент до конца 2020 года.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате