Создано украинцами: инсайты продвижения hardware-продукта на рынки 94 стран
Как Ajax Systems генерирует спрос на свои девайсы и причем здесь кривая Мура

«Еще пять лет назад мы были небольшим локальным производителем. Попадали под определение малого бизнеса в Украине. В глобальных масштабах – это капля в океане. Сегодня у компании более 500 000 потребителей, которые приобрели свыше 4 млн наших устройств», – начал свой рассказ о покорении консервативного рынка систем безопасности СМО Ajax Systems Валентин Гриценко на 13-м украинском маркетинг-форуме. Mind «законспектировал» интересные идеи и факты.
Мы продолжаем рубрику «Создано украинцами», в которой рассказываем о перспективных и полезных продуктах, разработанных нашими соотечественниками. Один из ключевых критериев отбора героев публикации – наличие продаж продукта. Ранее Mind писал об экостартапах – «Хэмпаэр», Effa, Ochis Coffee, MedTech-гаджетах – Cardiomo, Raccoon.Recovery, Pure Pur и умных жалюзи SolarGaps.
Год создания: 2011
Основатель: Александр Конотопский
Количество сотрудников: более 800
Месторасположение офисов: штаб-квартира в Киеве, представительства в ОАЭ и Великобритании
Месторасположение производства и R&D: Киев, Харьков
Стоимость: комплект датчиков – от 5699 грн
Суть продукта. Украинский Ajax – это не футбольный клуб, а умные беспроводные системы безопасности. «Мы защищаем помещение от вторжений, затоплений, пожаров. Делаем это как в смарт-квартирах, так и в депутатских апартаментах, шале, ранчо, винодельнях, офисах, складах и даже посольствах», – поясняет Валентин Гриценко.
Сегодня в продуктовой линейке – 27 различных девайсов (датчики движения, открытия дверей/окон, дыма, протечки, разбития стекла, умные розетки и реле для управления электроприборами, сирены, ретрансляторы сигнала и т. п.). Также есть хаб – центральное устройство системы, которое координирует работу подключенных устройств и поддерживает коммуникацию с пользователями и охранной компанией. Эти «штуки» управляются брелоком или через мобильные приложения для iOS, Android, macOS и Windows.
Для повышения отказоустойчивости систем Ajax используют облачную инфраструктуру Amazon Web Services. Серверы размещены в трех дата-центрах, чтобы перераспределять нагрузку.
В компании делают ставку не только на функционал, но и на дизайн продукта: «Наша система не похожа на безликое и сложное охранное оборудование. Дизайн устройств уместен как в лофте, так и в классическом интерьере, не нужно портить ремонт ради проводов».

Как и где запустили производство? Все началось в далеком 2011 году в Киеве. Тогда пятеро парней в помещении площадью 12 квадратов вручную крутили и паяли датчики. Об автоматизации речь не шла. В месяц производили по 447 приборов.
Сейчас компания выпускает 250 000 устройств в месяц. Главный R&D-центр и производство остались в столице. Хотя некоторые комплектующие завод заказывает у производителей по всему миру. «Так мы минимизируем использование аутсорсинга, сосредоточивая экспертизу внутри компании. Нам важно контролировать производство продукта, который несет ответственность за жизнь и имущество людей. К тому же такой подход позволяет нам быстро адаптироваться и оперативно перестраивать процессы», – поясняют в компании, почему «как все» не отдали предпочтение Китаю.

Динамика продаж. Гаджеты Ajax уже продаются в 94 странах. Крупнейшие рынки сбыта – Украина, Испания, Италия, Нидерланды, Франция, Дания, Португалия, Швеция, Греция и Бельгия. «С самого начала мы поставили амбициозную цель – ежегодно двукратно возрастать. После выхода на иностранные рынки в количестве проданных девайсов выросли в 55 раз, в денежном выражении – более чем в 100 раз», – рассказывает Валентин Гриценко.

Как продвигали продажи? «Любая инновационная технология требует новых подходов. Если действительно хочешь изменить правила игры на рынке – не бойся думать иначе», – говорит Гриценко.
И команда начала экспериментировать на рынке, где принято работать по стандартной схеме поставок: производитель – дистрибьюторы – инсталляторы и/или охранные компании – конечный потребитель.
«Что же нам помогло выстрелить на таком консервативном рынке? Мне очень нравится определение стратегии как ставки. Расскажу про три ставки, которые мы выбрали для себя», – говорит маркетинг-директор Ajax Systems.
Первая ставка – «Вау-упаковка». По словам спикера, в данном случае речь не о некой уникальной обертке товара, а об истории, наполнении, магии продукта. «Поясню издалека. На слайде вы видите Андреа – одного из наших первых международных партнеров. Стояла задача – заинтересовать таких людей, как Андреа, в нашем продукте, побудить сразу на него клюнуть, дистанционно заплатить за сэмпл (мы никогда бесплатно не поставляли продукт на «дегустацию»)», – объясняет Гриценко.

Для решения этой задачи команда «упаковала» сложное для понимания оборудование в удобный, понятный гаджет. «Сегодня наш сайт – крупнейшая в мире библиотека контента о системах безопасности. Если слепить контент в один файл – выйдет объем более 4000 страниц А4. А банк продуктовых изображений насчитывает уже более 100 000 картинок. Наш блог попал в топ-100 мировых блогов о безопасности и занимает почетное 11-е место. Весь этот контент мы выливаем в открытый доступ. Благодаря этому за два года обогнали по органике всех своих законсервированных коллег на европейском рынке и растем в два раза быстрее, чем самый активный конкурент», – поясняет маркетинг-директор Ajax Systems.

Еще одним преимуществом в битве на глобальных рынках он считает свою маркетинг-команду, в которой уже 20 разноплановых специалистов: «Им под силу сделать то, за что рекламные агентства обычно берут огромные деньги».
Вторая ставка – хакинг спроса. Рынок охранных систем очень консервативен. «Мы часто шутим, что профессионалы в области безопасности с большей вероятностью расстанутся со своей второй половинкой, нежели сменят свой бренд сигнализации. Наше продвижение на каждом локальном рынке могло бы затянуться на десятилетия. Так происходит у конкурентов, которые работают по модели B2B и в лучшем случае растут за счет увеличения базы инсталляторов», – поясняет Валентин Гриценко.

А команда Ajax решила попробовать модель В2В2С. «Нам было важно понять, как можем влиять на выбор конечного потребителя, работать с его мотивами и блокерами», – рассказывает спикер. И команда стала «двигаться» по кривой Мура, которая показывает стадии адаптации к новым технологиям.

«Вначале нужно «обработать» новаторов и последователей. Далее, если продукт не попадет в пропасть и не станет узконишевым, то сможет выйти на широкую аудиторию, – поясняет Гриценко. – Двигаясь по этой кривой, на первой фазе – перед выходом на новый рынок, мы готовим на нем «фундамент». Запускаем продуктовые обзоры в классических медиа и работаем с блогерами. Фокусируемся на платформе TrustPilot, которая позволяет пользователям оставлять отзывы на разных языках. А у нас сейчас восемь языков, которые поддерживаем. Плюс эта платформа хорошо «дружит» с поисковиками: потребитель при поиске сразу видит отзывы реальных пользователей об Ajax, а не комментарии ботов, которых туда нельзя нагнать».
Кроме того, на первой фазе команда запускает кампании с фокусировкой на существующий спрос для тестирования конкурентной среды и потребностей реальных клиентов, а также узкий таргетинг на потенциальных В2В-клиентов.

«Бывало, при выходе на новые рынки к нам приходили консультанты и предлагали купить клиентскую базу. Но эта «тема» очень плохо монетизируется. Мы пошли по другому пути: есть сервисы, которые помогают парсить целевую аудиторию», – рассказывает спикер.

По его словам, узкий таргетинг позволяет не только сэкономить бюджет. У аудитории складывается мнение, что компания агрессивно вливает в рынок, а потенциальным партнерам тоже нужно быстрее прыгнуть на ее «корабль», чтобы не пропустить такую возможность.

На второй фазе маркетинговая кампания нацеливается уже на широкую аудиторию. В месседжах для конечных потребителей Ajax решил не использовать стандартные приемы запугивания, которые применяют коллеги по рынку. Команда не создавала образ бородача в балаклаве с ломиком и оружием, который пытается проникнуть в помещение, а пошла по другому пути.

«Мы задумались, когда людям действительно нужна безопасность. Провели собственные исследования среди ЦА. И стали «упаковывать» продукт в зависимости от ее интересов. Например, если человек часто путешествует, то запускаем историю про то, что с Ajax он будет контролировать безопасность своего дома с любой точки мира. Если потенциальный потребитель на стадии ремонта – ему можно продать идею, что важно максимально долго сохранить свои инвестиции в обустройство дома», – делится примерами Гриценко.
По его словам, на второй фазе команда также концентрируется на цифровых каналах, потому что их легче масштабировать на множество рынков. И «обрабатывает» лидеров мнений, которые могут доступно пояснить, что системы безопасности – это не страшные и нудные штуки, сигнализация становится базовым элементом быта – как стиралки или холодильники.

Третья ставка – Sales Force. «Партнеры – наши кормильцы. Но инновационный продукт нельзя продавать старыми методами, к которым все привыкли. Поэтому мы запустили «Ajax академию». За последние два года ее прошло уже более 8000 человек», – рассказывает Гриценко.
Также команда проводит вебинар-курсы, позволяющие партнерам более качественно изучить продукт. Создала интерактивные гайды, помогающие продавцам самостоятельно делать интеллектуальный контент, даже при условии отсутствия маркетологов в команде.
Как пандемия повлияла на продвижение продукта? Производство и R&D-центр не затормозили работу. «Все предыдущие кризисы давали сильный толчок для развития рынка систем безопасности. Думаю, и нынешний шторм не станет исключением. А маркетинговые бюджеты мы всегда утверждали помесячно. Поэтому кризисная адаптация прошла очень быстро. Как только поняли, что наши крупные рынки начинают «схлопываться» (вначале Италия, потом Украина, Испания, Франция и т. д.), мы оперативно избавились от «балласта». В апреле, мае, июне отказались от всех крупных промовливаний. Значительную часть бюджета занимали офлайн-ивенты, много денег расходовалось на поездки, роад-шоу и семинары для партнеров. Все это отменилось. Взамен мы стали инфо-цыганами: практически ежедневно проводим вебинары. Также запустили онлайн-экскурсию по производству для партнеров», – поясняет Гриценко.
Сколько инвестиций привлекла компания? Первый «транш», за счет которого стартап запустил масштабное автоматизированное производство и вышел на международный рынок, Ajax получил в 2015 году. Тогда украинский венчурный фонд вложил в компанию $1 млн.
Спустя четыре года – в марте 2019-го – команда привлекла еще $10 млн инвестиций от Horizon Capital. Фонд выкупил часть доли в Ajax Systems у SMRK и менеджмента компании. В планах Horizon Capital вывести компанию на IPO.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: editor@mind.ua.