Эффект домино: как азербайджано-армянские бои накалили антагонизм Турции и России

Эффект домино: как азербайджано-армянские бои накалили антагонизм Турции и России

Смертельные артобстрелы на границе Армении и Азербайджана обострили конфронтацию Путина и Эрдогана

Цей текст також доступний українською
Эффект домино: как азербайджано-армянские бои накалили антагонизм Турции и России
Президенты Турции и РФ - Реджеп Тайип Эрдоган и Владимир Путин
Фото: DR

Две бывшие советские республики на этой неделе обмениваются изысканными оскорблениями и обвиняют друг друга в обстреле мирных деревень. В это же время более тонкую игру угроз и предупреждений ведут между собой Анкара, покровительствующая Азербайджану, и Москва, поддерживающая Армению. Антагонизм между двумя региональными полюсами – Россией и Турцией – достиг небывалого размаха.

Что произошло между Арменией и Азербайджаном

В воскресенье, 12 июля, на границе двух кавказских стран внезапно вспыхнули боевые действия, в которых обе стороны задействовали артиллерию, бронетехнику и ударные дроны. К полудню вторника погибли по меньшей мере 16 человек, в том числе азербайджанские генерал, полковник, два майора и семь солдат. Армянская сторона подтвердила гибель двух своих офицеров и двух солдат, а также ранения у десяти человек.

Кровопролитный инцидент произошел после четырех лет относительного затишья на границе двух стран. Причем он произошел там, где никто не ждал, – на международно признанном участке границы, отдаленном на сотни километрах от спорного региона Нагорный Карабах, возле которого обычно происходят боестолкновения. Кто спровоцировал вооруженный конфликт – непонятно, стороны перекладывают друг на друга вину за «грубое нарушение режима прекращения огня».

По официальной версии Еревана, 12 июля в 12:30 группа азербайджанских солдат на автомобиле УАЗ попыталась прорваться через границу в Армению. Услышав предупредительные выстрелы, они бросили свою машину и вернулись на свою территорию, после чего в 13:45 на территорию Армении обрушились залпы артиллерийского огня.

По версии Баку, армянские военные первыми применили артиллерию с целью прорыва границы и захвата азербайджанских позиций, но были отброшены назад ответным огнем и понесли потери.

Эффект домино: как азербайджано-армянские бои накалили антагонизм Турции и России

Представители Азербайджана отреагировали на инцидент крайне воинственно. Минобороны этой страны пригрозило нанести точный ракетный удар по армянской Мецаморской атомной электростанции и создать радиоактивную катастрофу, если противник попытается разрушить плотину Мингечевирского водохранилища с целью затопления азербайджанских территорий.

В среду в центре Баку, как пишет армянское издание Asbarez, около 50 000 азербайджанцев провели провоенный митинг с лозунгами «Кончайте карантин, начинайте войну!», «Прикажите нам идти на войну!» и «Смерть армянам!».

Как отреагировали Анкара и Москва

С самого начала азербайджано-армянских боестолкновений первые лица Турции заняли сильную проазербайджанскую позицию. Они принялись возлагать на Ереван вину за боестолкновения на границе и заявлять о готовности вмешаться в военный конфликт на стороне Азербайджана.

В своих заявлениях президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, глава МИД Мевлют Чавушоглу и министр обороны Турции Хулуси Акар подчеркивали, что именно Армения спровоцировала приграничный вооруженный конфликт «для создания нового очага напряженности в регионе».

Реджеп Эрдоган назвал произошедшие боестолкновения «действием, которое совершается не на уровне Армении», и пообещал Азербайджану поддержку Турции «против любых форм агрессии». В свою очередь Мевлют Чавушоглу объявил о намерении «поддержать любое решение Азербайджана, какое бы тот не принял», а также подчеркнул необходимость укреплять отношения Турции с Азербайджаном по принципу «одна нация – два государства».

Ястребиная риторика Анкары повлекла призывы Москвы не разжигать конфликт. Россия, как указывают наблюдатели, сделала Турции два непрямых предупреждения. Первое из них 13 июля опубликовал российский МИД после переговоров Сергея Лаврова с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана. В нем «Россия подчеркнула важность всех членов Минской группы ОБСЕ продемонстрировать ответственный подход в оценке разворачивающегося конфликта и избежать деклараций или действий, способных спровоцировать дальнейшую эскалацию напряжений». Одной из стран – участниц Минской группы ОБСЕ, созданной в начале 1990-х годов для урегулирования карабахского конфликта, является Турция.

Второе непрямое предупреждение Турции озвучил 16 июля заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Руденко, указав, что «страны, которые окружают, которые граничат с этим регионом [Арменией и Азербайджаном], должны проявлять максимум взвешенности, ответственности и сдержанности в том числе в публичной риторике».

Антагонизм небывалого размаха

Анкара и Москва уже вовлечены в два прокси-конфликта: они поддерживают противоборствующие стороны в двух гражданских войнах в Ливии и Сирии. Армения и Азербайджан, похоже, создают на своей границе следующую горячую точку, в которую Турция обещает направить свою армию, а российский военный контингент там уже присутствует. В армянском городе Гюмри возле турецкой границы расположена 102-я российская военная база, в которой дислоцированы около 5000 человек.

«Турция – единственный игрок в кавказском регионе, представляющий в определенной степени ценности и интересы Запада и способный воспрепятствовать доминированию России и Ирана, – приводит американское издание Voice of America мнение эксперта по России из Боннского университета Заура Гасимова . – Турция, импортирующая 98% потребляемого газа, вынуждена платить за него «Газпрому» почти вдвое большую цену, чем другие страны Евросоюза. Она пытается уменьшить закупки газа у России».

Заур Гасимов считает подозрительным, что артобстрелы начались на том участке армяно-азербайджанской границы, который находится близко от Южно-Кавказского газопровода, доставляющего азербайджанский газ в Турцию и играет ключевую роль в усилиях Анкары по уменьшению зависимости от российской энергии.

«Недавние боестолкновения на Кавказе могут быть месседжем для Турции, что ей придется заплатить цену за ребалансинг связей с Россией», – делает вывод Voice of America.

По наблюдению французского военного эксперта Фабрица Вольфа, появление на Кавказе третьей (после Ливии и Сирии) зоны противостояния Москвы и Анкары «кристаллизовало их антагонизм».

Если Турция и Россия в первом своем гибридном конфликте на территории Сирии старались удерживаться от боестолкновений друг с другом, то во второй зоне антагонисты повели себя совершенно по-другому. Как писал Mind в статье «Как «новый Каддафи» и 800 российских наемников завоевывают Ливию», Москва через частную военную компанию «Вагнер» направила множество высокопрофессиональных снайперов и техников для уничтожения защитников Триполи и поддерживающих их турок. По опасению Фабрица Вольфа, в случае резкой эскалации армяно-азербайджанского приграничного конфликта столкновения Турции и России могут оказаться еще более прямыми

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно