Свидетельство причастного: как готовился украинский закон об азартных играх

Свидетельство причастного: как готовился украинский закон об азартных играх

При чем здесь «русский опыт» и тяжелое наследие Советского Союза

Цей текст також доступний українською
Свидетельство причастного: как готовился украинский закон об азартных играх

Закон о легализации игорного бизнеса в Україні, принятый нардепами в целом 14 июня, свызвал горячие дискуссии не только в рамках «азартной» отрасли. Прописанные в документе нормы, как и вообще изменения в правовом поле игровой индустрии, влекут за собой перераспределение еще нескольких рынков, в частности гостиничного и строительного. В водовороте утверждений и обжалований резонансных поправок к документу без внимания остались процесс его подготовки и начальная концепция. Хотя именно этот аспект таит в себе много интересного, что может пролить свет на истинных бенефициаров подобного нормотворчества в Украине.

Специализированный международный интернет-ресурс VIXIO, посвященный нормативно-правовому регулированию игорного бизнеса, на следующий день после голосования, 15 июля, опубликовал подкаст – интервью с Ильей Макавериани, юристом одной из российских юридических компаний. Беседа состоялась в конце июня – в период активной «кулуарной» подготовки к принятию законопроекта №2285-д. Илья Макавериани является председателем группы по практике азартных игр в России и странах СНГ этой компании, главный офис которой расположен в Москве. И он был одним из экспертов, принимавших активное участие в разработке законопроекта, который легализует азартную отрасль в Украине. А значит, демонстрирует определенную осведомленность в «подковерных» моментах этого законотворчества. Mind публикует перевод основных тезисов Макавериани из этой беседы. Материал подготовлен в партнерстве с бюро переводов «Профпереклад».

Прежде чем говорить о законе, важно отметить, что сначала азартные игры были запрещены в Украине в 2009 году, как и в России. С тех пор, как я помню, было две попытки легализовать азартные игры, и обе были неудачными. А через три-четыре месяца после избрания президента Зеленского и его вступления в должность он заявил, что собирается легализовать деятельность казино в пятизвездочных отелях, которые находятся на побережье Черного моря.

То есть в то время речь шла об очень незначительных масштабах легализации. Но через несколько недель на одном из веб-сайтов нашли какой-то теневой законопроект, содержащий реквизиты Кабинета Министров Украины. И для всех было большой неожиданностью узнать, что этот законопроект позволяет легализовать практически все: от обычных казино до онлайн-казино и букмекерских контор.
По информации моих источников, первое утверждение президента Зеленского о пятизвездочных отелях и казино было скорее попыткой понять общее настроение общества по поводу легализации азартных игр в стране.

И когда он понял, что народ воспринял это довольно нормально, и даже начал считать, каковы будут поступления в бюджет от легализации азартных игр, то было решено легализовать просто все. И после этого, по сути, в Украине игорный сектор стал горячей темой.

Президент Зеленский, согласно имеющейся у меня информации, принимает очень активное участие в этом процессе, поскольку привлекаются различные силы, которые пытаются повлиять на этот законопроект и найти способы, как сделать его более выгодным для определенных игроков на рынке и определенных направлений бизнеса. Поэтому Зеленский пытается контролировать процесс.

В основном лоббирование осуществляется в пользу букмекерских контор. В Украине есть две на самом деле большие букмекерские компании – это «Пари Матч» и FavBet. И конечно, они вовлечены в этот процесс. Они пытаются представить правительству информацию о передовой международной практике, чтобы объяснить, как работает индустрия азартных игр сегодня, в XXI веке. Они делают это законным образом, собирая экспертные группы или проводя консультации с представителями правительства.

Но, кроме экспертных групп и людей, которые, как я, периодически консультируют правительственные органы по поводу закона, есть еще много других компаний и людей, которые пытаются изменить закон, перекроить будущую отрасль под свои интересы. И я считаю, что это едва ли не самая главная проблема вокруг закона, которая может повлиять на результаты его принятия.

Например, есть лотерейные компании, которые до этого работали нелегально и которые сейчас пытаются делать все, чтобы этот закон никогда не был принят. Ведь, если закон будет принят, они лишатся сверхприбылей. К декабрю 2019 года они ежемесячно зарабатывали миллионы долларов в нелегальных лотереях.

Вторая группа интересов – это люди, о которых я уже говорил, это букмекерские конторы. Они наоборот хотят, чтобы закон был принят, потому что у них есть достаточное преимущество перед любой международной букмекерской конторой, ведь они являются украинскими компаниями, поэтому знают рынок, страну, местные особенности. И эта группа пытается продвигать закон.

И есть еще одна группа интересов – люди, которым интересен покер, которые пытаются его легализовать, хотят вывести его на международный уровень.

бюро переводов Профпереклад, агентство переводов Профпереклад

Главная проблема в том, что ни Верховная Рада, ни отдельные депутаты никак не могут направить этот процесс работы над законом в единое русло из-за постоянных попытки перетащить документ в ту или иную сторону. Итак, я считаю это главной проблемой.

В целом ситуация сейчас [на конец июня] очень похожа на ту, которая была в декабре – январе этого года. В декабре Верховная Рада должна была принять закон в первом чтении, и им это не удалось сделать в день, на который было запланировано. На следующий день президент Зеленский приказал закрыть все заведения, поскольку считал, что закон не был принят именно потому, что все лотерейные заведения и все нелегальные операторы, которые действовали на тот момент в Украине, стопорили принятие закона, так как не были заинтересованы в нем.

И сейчас мы имеем подобную ситуацию, ведь после первого чтения наступила пауза в два-три месяца. Не было никаких новостей о законопроекте. А после этого неожиданно в начале июня вокруг него начал подниматься большой ажиотаж. Все мои источники в один день говорили: «У нас есть 3500 поправок к законопроекту».

И когда вернулись к этому вопросу, я понял, что депутаты начали обсуждать все эти 3500 поправок, и была издана новая редакция законопроекта, в который были включены некоторые из этих поправок, а некоторые были отклонены. В результате имеем новую редакцию. Но, как всегда, кое-что произошло.

Все пошло прахом, потому что грузино-украинский политический деятель Михеил Саакашвили вернулся в Украину в качестве председателя Национального совета реформ и экономического развития Украины. И первое, или почти первое, что он сделал на этом посту, – написал очень длинное письмо в Верховную Раду о том, что законопроект об азартных играх переполнен коррупционными моментами и надо немедленно остановить процесс, пересмотреть почти все.

Но в конце концов Саакашвили прекратил агрессивную критику, и после этого юридическое управление Аппарата Верховной Рады издало меморандум по этому законопроекту, в котором снова говорилось о том, что он является антиконституционным, в нем много коррупционных моментов, этот закон плохой и он не будет способствовать созданию в Украине хороших условий для развития игорного бизнеса, а наоборот, создаст еще один коррумпированный рынок с нелегальными участниками.

Я бы хотел сделать небольшой комментарий по поводу качества законопроекта как юридического документа, ведь в постсоветских странах это обычно очень важно. Например, когда в Казахстане принимали свой закон об азартных играх, они просто взяли российский закон и добавили в него некоторые дополнительные казахские положения, поэтому казахский закон не очень качественный. Но украинский, честно говоря, мне нравится, так как я вижу, что люди, которые работали над ним, являются профессионалами и специалистами игорного сектора.

Но можно заметить, что документ состоит из различных частей. Эти части и комментарии к ним писали разные люди. Например, положение о регуляторе были подготовлены одной командой юристов, а положение об отдельных направлениях игорного бизнеса и лицензировании – другими людьми. Поэтому в законе местами есть противоречия.

А по концепции закона, если сравнивать его с хорошо развитыми правовыми системами в мире, то переплетены и российское законодательство, и немного белорусского, и украинские нововведения относительно описания определенных направлений игорного бизнеса, системы лицензирования. Но в итоге, я бы сказал, что это довольно грамотный законопроект. И о его тексте у меня только положительные отзывы.

Материал подготовлен в партнерстве с бюро переводов «Профпереклад».

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно