Неуместные торги «Энергоатома»: почему людей Деркача могут убрать с атомной отрасли

Неуместные торги «Энергоатома»: почему людей Деркача могут убрать с атомной отрасли

И при чем здесь выборы президента США

Цей матеріал також доступний українською
Неуместные торги «Энергоатома»: почему людей Деркача могут убрать с атомной отрасли

«Тревожные и угрожающие события происходят на рынке электрической энергии», – написал Андрей Герус, глава профильного комитета ВР, на своей фейсбук-странице в пятницу, 11 сентября. Так он прокомментировал результаты очередного аукциона, на который вышел «Энергоатом» с электроэнергией, которую АЭС произведет в октябре – ноябре. Электроэнергия была продана в формате двусторонних договоров по цене 1 грн 12 копеек за киловатт-час большими лотами по 1465 МВт*час.

Недоречні торги «Енергоатома»: чому людей Деркача можуть прибрати з атомної галузі

Но удивление экспертов рынка вызывали не результаты аукциона – ведь не первый раз «Энергоатом» продает электроэнергию по заниженной цене компаниям Игоря Коломойского. Удивила критическая реакция Геруса, который фактически обвинил руководство «Энергоатома» в «мародерстве». И это при том, что именно он все предыдущее время лоббировал интересы нынешней команды руководителей «Энергоатома», которую связывают с кремлевским лоббистом Андреем Деркачем.

Кто или что заставило народного депутата, который даже создал межфракционное объединение «За развитие атомной энергетики» – невиданное в стенах парламента явление, вдруг изменить свою позицию, разбирался Mind.

Какое событие на аукционе 11 сентября вызвало резонанс и даже заставило Украинскую энергетическую биржу обнародовать ход торгов?

Недоречні торги «Енергоатома»: чому людей Деркача можуть прибрати з атомної галузі

По мнению многих наблюдателей, технически ничего нового: «Энергоатом» вышел на аукцион с большими лотами, которые продал по цене ниже предложения рынка. Причем не только значительно ниже текущей цены на рынке на сутки вперед (РСВ), но также ниже предложения отдельных участников аукциона (как видно из графика, обнародованного ТБ «Украинская энергетическая биржа»). Опять, как это уже не раз было, продал электроэнергию ООО «Юнайтед Энерджи» из группы «Приват» Игоря Коломойского.

Как писал Mind, такое уже случалось. Правда, объемы были меньше, но суть оставалась та же: трейдеры Коломойского скупали энергию у «Энергоатома» (иногда даже по 95–99 коп за кВт*ч) и перепродавали уже по рыночным ценам – от 1 грн 30 коп.

Более того, по непонятным для внешнего наблюдателя причинам в одинаковых условиях трейдеры – бывало и такое, что отказывались от двусторонних договоров и скупали ту же электроэнергию на балансирующем рынке со значительным дисконтом.

Так, 18 июня 2020 года состоялся первый аукцион по продаже электроэнергии «Энергоатомом» по двусторонним долгосрочным контрактам. На эти торги, которые должны были стать образцово-показательными, о чем были предупреждены «свои» трейдеры, собрались все руководители компании, вызвали фотографа и видеооператора, чтобы запечатлеть исторический момент. Но аукцион завершился без результатов. Прошло три месяца – и 10 сентября вновь не продали ни одного киловатта из выставленной генерации за два месяца (октябрь – декабрь).

Поэтому нынешние торги не удивили бы ни ценой (да, на 7 копеек дешевле августовских показателей, но с тех пор цены выросли, и тогда выставлялась электроэнергия лишь на неделю), ни акцептованием только «нужных» игроков. Если бы не одно но...

Их раскритиковал сам Герус, который до прошлой пятницы публично поддерживал позицию руководителей «Энергоатома», какой бы нелепой она ни была. Например, именно он «открыл» для атомщиков экспортный потенциал в белорусском направлении по 76 коп за кВт*ч (это, как писал Mind, за вычетом обязательных платежей «Укрэнерго»). Правда, его не хватило на то, чтобы пробить законодательные изменения, которые бы позволили «Энергоатому» продавать напрямую, а не через «Нафтогаз», чтобы не выглядеть посмешищем. Хотя, очевидно, и сам «Энергоатом» по этому поводу не слишком переживал.

Что не так с «продажной» стратегией? В целом политика продаж атомщиками своей электроэнергии не слишком волнует Андрея Геруса. Мы не видим его реакции на очередной антирекорд, который «Энергоатом» поставил в третьей декаде августа, когда небалансы составили 590,9 млн грн, а общий долг сторон, ответственных за баланс и услуги по балансированию, атомщикам достиг почти 2 млрд грн. На этот долг «Энергоатом» почему-то публично не жалуется, ведь сразу же возникнет вопрос: как вы торгуете, если у вас такое количество небалансов? Напомним, последние месяцы работы нового руководства небалансы превышали 60% объемов, подпадающих под продажу на рынках.

Не волновали председателя парламентского комитета по вопросам энергетики и ЖКХ и убытки «Энергоатома», которые составили 2,6 млрд грн в первом полугодии, что более чем в три раза хуже прошлогоднего показателя (по крайней мере никаких инициатив по этому поводу мы не видим). И  сокращение расходов компании на модернизацию и развитие производственных мощностей, которые на 4,3 млрд грн (это почти в два раза) меньше, чем в первом полугодии 2019 года.

Кстати, что касается модернизации. Не впечатлила председателя профильного парламентского комитета даже готовность ЕБРР объявить дефолт по кредиту «Энергоатома» в 16,5 млн евро на модернизацию и повышение безопасности, который атомная компания получила в 2015 году. Претензии ЕБРР возникли из-за отказа руководства «Энергоатома» платить проценты и тело кредита. Если бы не вмешательство премьер-министра Дениса Шмыгаля и министра энергетики Ольги Буславец, после чего руководство «Энергоатома» пообещало таки рассчитаться с ЕБРР, скандал был бы беспрецедентный.

Пострадали бы не только имидж государства и компании, но и блоки АЭС, которые ядерный регулятор ГИЯРУ просто не смог бы выпустить из ремонта – ведь выполнение мероприятий Комплексной программы по повышению безопасности, которую софинансирует ЕБРР, является обязательным. Сегодня, 14 сентября, последний день для перечисления средств.

Полностью проигнорирован и «слив» позиции компании в НКРЭКУ о неучете в оплате услуг «Укрэнерго» по двум виртуальными точками коммерческого учета, где отсутствуют подключения к сетям ОЭС. Следовательно, благодаря бездеятельности НКРЭКУ и безынициативной позиции текущего руководства «Энергоатома» теперь компании придется разово заплатить оператору ОЭС 35 млн грн и ежемесячно – 7 млн грн.

И это за то, что Ташлыкская ГАЭС (входит в состав «Энергоатома») использует электроэнергию ЮУАЭС (тоже входит в состав атомной компании). И парламентским лоббистам атомной энергетики безразлично, что на территории Южноукраинского энергокомплекса, в который входят оба объекта, между двумя электростанциями отсутствуют какие-либо сети операторов системы передач и систем распределения.

Как отреагировал «Энергоатом»? Столь агрессивной реакции со стороны коллеги и лоббиста Андрея Геруса на победу, которой казался руководителям «Энергоатома» аукцион, не ожидали даже они сами. Иначе сразу же после завершения торгов на сайте не был бы обнародован очередной «победный» пресс-релиз – как хорошо компания сработала на рынке двусторонних договоров.

Впрочем, после реакции Геруса этот релиз пришлось убрать. И обнародовать уже апелляционную к критике нардепа позицию. В частности, ответить на обвинения в том, что к снижению цены привело укрупнение лотов до 1000 МВт. Правда, объяснили этот факт не слишком умело. Мол, мелкие лоты дают возможность «недобросовестным участникам рынка скупать электроэнергию, производимую атомными электростанциями, для дальнейших спекуляций». Забыв сказать, кто мешает этим спекулянтам дробить закупленные объемы для последующей перепродажи, ведь в контрактах «Энергоатома» такого запрета нет. Как нет и запрета перепродавать свою электроэнергию, купленную на рынке двусторонних договоров, в дальнейшем на РСВ, где цены выше. Например, «Гарантированный покупатель» такие условия предусмотрел.

Возникает вопрос: почему последовательный сторонник нынешнего руководства «Энергоатома» Андрей Герус публично открестился от них, да еще и пришил «измену» и коррупцию? И сделал это после «победного» визита 9 сентября президента Владимира Зеленского на Хмельницкую АЭС, где последний имел возможность много наобещать атомщикам – то есть можно было бы поставить это в «плюс» своим усилиям.

Что пообещал президент? Во-первых, переподчинение «Энергоатома» Кабмину вместо Минэнерго, что противоречит требованиям законов «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» и «О Кабинете Министров Украины». А также  не «вяжется» с международными обязательствами нашего государства, вытекающими из Конвенции о ядерной безопасности и Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработанным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами.

Ко всему прочему такой шаг противоречит требованиям кредитного соглашения с ЕБРР, поскольку ядерный регулятор и оператор АЭС не могут быть подчинены одному органу власти.

Зачем переподчинение лоббирует «Энергоатом», понятно: специалистов из отрасли в аппарате КМУ давно не осталось, а значит, контролировать работу компании некому.

Знают ли в компании о незаконности и возможных проблемах, которые возникнут на международном уровне? Убеждены, что да. Ведь даже такое направление, как развитие атомной энергетики, возглавляет заслуженный юрист Украины Герман Галущенко, который уже второй раз работает в «Энергоатоме». Поэтому, не подрыв ли доверия европейского сообщества к оператору АЭС на самом деле является мотивирующим для руководства атомной компании?

Во-вторых, достройку 3-го и 4-го энергоблоков Хмельницкой АЭС, о которых атомщики мечтают с середины нулевых, когда завершили строить остальные – второй «хмельницкий» и четвертый «ровенский». Президент пообещал дать команду правительству, чтобы оно нашло деньги, и «Энергоатом» за пять лет достроил два блока и создал 100 000 рабочих мест. Все цифры мало реальные, но готовили их, как мы понимаем, сами атомщики. Вот пусть вместе с Кабмином и выполняют.

И в-третьих, решить проблему долгов. Точнее, дать команду тем, кому надо. Но это мы, кажется, уже проходили: и премьер, и министр уже получали поручения президента урегулировать эту проблему, еще когда заходили в правительство.

Как «Энергоатом» оказался впутанным в «закулисные игры» мировой политики? В общем итоги визита Зеленского – неплохие. И президент, кажется, уехал довольный, пообещав за пару дней издать соответствующий указ. А уже на следующий день после визита президента Украины на ХАЭС ведущие мировые СМИ обнародовали новость о том, что Управление Минфина США по контролю за иностранными активами ввело санкции против четырех связанных с Россией лиц – за попытки повлиять на избирательный процесс.

Причем ключевой фигурой, как упоминается в заявлении, назван гражданин Украины, бывший выпускник академии ФСБ Андрей Деркач. «Деркач, депутат украинского парламента, более десяти лет был активным российским агентом, поддерживая тесные связи с российскими спецслужбами. Деркач прямо или косвенно участвовал, спонсировал или иным образом был причастен к иностранному вмешательству в попытке подорвать будущие президентские выборы в США 2020 года. Сегодняшние санкции против Деркача нацелены на разоблачение российских кампаний злонамеренного воздействия и защиту наших будущих выборов от иностранного вмешательства. Эта акция является четким сигналом для Москвы и ее доверенных лиц о недопустимости подобной деятельности. Администрация работает с правительством США, а также с партнерами из государственного, местного и частного секторов», – говорится в документе.

Кроме того, госсекретарь США Стивен Т. Мнучин заявил: «Андрей Деркач и другие российские агенты используют манипуляции и обман, чтобы попытаться повлиять на выборы в США и других странах мира... Соединенные Штаты будут продолжать использовать все имеющиеся в их распоряжении инструменты для противодействия этим российским кампаниям дезинформации и для защиты целостности нашей избирательной системы».

Поэтому после введения санкций было бы странным, если бы в партии власти продолжали соблюдать режим лояльности как к персоне Деркача, так и к его окружению, которое сейчас возглавляет ряд предприятий атомной отрасли, включая оператора АЭС – НАЭК «Энергоатом». По мнению опрошенных Mind экспертов и участников рынка электроэнергии, это наиболее вероятная причина столь резкой смены настроений Андрея Геруса по отношению к руководству «Энергоатома».

Если эта версия справедлива, то вместо президентского указа «Энергоатом» ожидают кадровые изменения. Точнее, скорее всего, новые временно исполняющие обязанности его руководителей.

Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно