»нтернет во врем€ COVID: как чувствуют себ€ провайдеры и ведут себ€ абоненты

»нтернет во врем€ COVID: как чувствуют себ€ провайдеры и ведут себ€ абоненты

 акова динамика доходов-расходов и причем здесь американский секонд-хенд

÷ей матер≥ал також доступний украњнською
»нтернет во врем€ COVID: как чувствуют себ€ провайдеры и ведут себ€ абоненты
‘ото: pixabay

»нтернет-провайдинг уже прин€то считать одной из немногих индустрий, которые выиграют от карантина. “ак ли это на самом деле? ѕочему некоторые игроки рынка тер€ют абонентов? Ќасколько увеличились расходы провайдеров на повышение пропускной способности сетей после резкого роста трафика?  омпенсировал ли эти затраты рост доходов?  ака€ сейчас EBITDA на рынке? ќб этом и многом другом Mind спрашивал у участников недавней конференции TIM 2020: Telecom, IT, Media. ј также опрашивал крупных и небольших игроков рынка, которые не смогли прийти на офлайн-меропри€тие.

ƒинамика абонентов. Ѕольшинство опрошенных спикеров наблюдали два тренда. ѕервый: карантин помог нарастить базы интернет-клиентов провайдерам, которые осваивали села и заранее инвестировали в отказоустройчивость своих сетей. ¬торой: переток “¬-абонентов провайдеров с устаревающего аналогового кабельного телевидени€ на более современные сервисы (ќ““ и IPTV).

«  окончанию 2020 года ожидаем увеличение абонбазы ‘Ўѕƒ на 6% по группе компаний. ѕри этом в городах рост – на уровне 1–2%, основной прирост наблюдаем в селах. ј “¬-абонбаза падает практически каждый мес€ц.   концу года по группе компаний спад будет на уровне 7–8%», – рассказывает основатель группы компаний «Ћанет» ¬иктор ћазур.

ѕо словам главы пресс-департамента «”кртелеком» ћихаила Ўуранова, сейчас у оператора около 1,1 млн ¬2— и ¬2¬ интернет-абонентов. «ѕо сравнению с прошлым годом абонбаза уменьшилась на 13%. ѕричина – сокращение количества абонентов, пользующихс€ услугой на медных лини€х (ADSL). ¬ первую очередь из-за краж и повреждений инфраструктуры, что дл€ абонентов служит триггером смены провайдера.  оличество же абонентов на оптике растет за счет прихода в новые населенные пункты и развити€ проникновени€. ќсенью – в период завершени€ массовых строек в селах – фиксируем динамическое равновесие базы. “о есть приток на оптике компенсирует отток на меди», – по€сн€ет Ўуранов.

ƒиректор по развитию массового сегмента «”кртелеком» ƒенис «ахаренко дополн€ет: «¬ последние годы мы активно реализуем проекты по развитию волоконно-оптической телекоминфраструктуры в сотн€х городов и сел ”краины. Ѕлагодар€ этим проектам «”кртелеком» увеличивает долю абонентов, подключенных к оптическому интернету, в частности к тарифным планам 200 ћбит/с и более».

–уководитель департамента фиксированной св€зи « иевстар» —ергей —ухорук говорит, что их «ƒомашний интернет» показывает положительную динамику. «¬ III квартале абонбаза составила 1,1 млн и выросла на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. —ложно выделить одну причину роста базы. —корее, это р€д факторов, которые вли€ют на выбор клиентов: широка€ сеть, уровень сервиса, а также конвергентные тарифы « иевстар ¬се вместе» (домашний интернет, мобильна€ св€зь, « иевста𠓬»), которые позвол€ют экономить до 50% на стоимости этих услуг», – рассказывает спикер.

  слову, в III квартале « иевстар» догнал лидера рейтинга провайдеров «”кртелеком» по количеству абонентов.  то из них удержит пальму первенства – станет известно по итогам года.

—овладелец интернет-провайдера «јстра» (Ћьвов) Ќазар “рет€к рассказывает, что во врем€ карантина наблюдал переток абонентов от крупных провайдеров, у которых возникали проблемы с сервисом или тарифами. ««а€вок на подключение значительно прибавилось. ’от€ не могу сказать о лавиноподобном росте количества абонентов. “акже изменилось отношение клиентов к провайдерам. ≈сли ранее абоненты были разбалованы жесткой конкуренцией на рынке, то с началом карантина на первый план вышел бесперебойный интернет», – по€сн€ет “рет€к.

ѕо словам совладельца «¬инер “елеком» ћаксима —мел€нца, абонбаза интернет-провайдера плавно растет с момента основани€ (с 2017 года) и сейчас превышает 27 000.  омпани€ работает в четырех област€х:  иевской, ∆итомирской, ’ерсонской „ерниговской. «¬ карантин велосипед не изобретали. ѕривлекали и удерживали абонентов по «классике»: за счет отношени€ к абоненту, качества и стабильности св€зи», – говорит он.

ƒинамика доходов. Ѕольшинство провайдеров повышали тарифы дл€ абонентов только в начале года. ¬о врем€ карантина поднимать ценник игроки не рисковали. –ост выручки объ€сн€ют увеличением количества клиентов и переходом их на более дорогие пакеты. ћаксим —мел€нец прогнозирует, что по итогам года доходы интернет-провайдеров могут вырасти в среднем на 20%.

ѕо словам —ухорука, обща€ операционна€ выручка «ƒомашнего интернета» за дев€ть мес€цев 2020 года выросла на 17,8% по сравнению с аналогичным периодом 2019 и составила 1,17 млрд грн.  лючевой драйвер – увеличение числа абонентов.

Ўуранов рассказывает, что в «”кртелекоме» рост доходов от интернета в целом за год (квартал к кварталу) был на уровне 8%. «а €нварь – сент€брь выручка достигла 1,4 млрд грн: «¬ первую очередь рост св€зан с увеличением доли оптических абонентов, которые выбирает более высокую скорость и соответственно плат€т больше».

¬иктор ћазур предполагает, что по итогам года доходы группы компаний «Ћанет» вырастут до 11%: «ќсновные причины – новые абоненты и подн€тие цен на услуги».

ƒинамика трафика. ѕровайдеры дружно рассказывают о серьезном росте этого показател€ после начала карантина. ћаксим —мел€нец отмечает, что в среднем по рынку трафик увеличилс€ на 30%.

—овладелец интернет-провайдера «јстра» ёрий ∆овнир полагает, что по итогам года будет двукратный рост. «≈сть проста€ формула: скажите мне, какое у вас потребление трафика, – расскажу, сколько у вас абонентов. ƒо карантина в этой формуле 1 абонент равн€лс€ 1 ћбит. —кажем, если оператор потребл€л 10 √бит, то у него было 10 000 абонентов. Ћетом объем ћбит в формуле возрос до 1,5. —ейчас плавно достигает 2 ћбит», – по€сн€ет ∆овнир.

ƒинамика расходов. ѕомимо стандартных затрат у провайдеров по€вились и «ковидные». — ростом трафика возросла и нагрузка на сеть. ¬ начале карантина абоненты некоторых провайдеров начали жаловатьс€ на падение качества интернет-доступа. »грокам пришлось оперативно вкладывать в расширение каналов, оборудование или тер€ть абонентов. ѕо мнению —мел€нца, эта стать€ затрат «подн€лась» по рынку на 20–25%.

«” нас расходы выросли более чем на 40%.  лючевые статьи – доступ к инфраструктуре, ро€лти медиагруппам, расширение каналов и увеличение их емкости.   примеру, в этом году мы инвестировали в €дра своих сетей около 16 млн грн. “акже вложили не 1 млн грн в безопасность наших монтажников и других сотрудников (маски, санитайзеры, костюмы, транспорт, доплаты за переработки из-за болезней коллег). ¬ целом же, начина€ с 2017 года, инвестируем только в те проекты, которые дают окупаемость в течение четырех лет. —оответственно, Capex уменьшилс€ в несколько раз», – по€сн€ет основатель группы компаний «Ћанет».

«ахаренко из «”кртелекома» рассказывают, что капитальные инвестиции в 2020-м уже составл€ют почти 0,5 млрд грн, что на 5% больше, чем в прошлом году. ѕри этом рост трафика на 25% не повли€л на работу сети «благодар€ модернизации телеком-инфраструктуры, высокоскоростной опорной волоконно-оптической сети».

¬ « иевстар» сообщают, что еще до карантина инвестировали в отказоустойчивость сети. «ќбщий объем трафика вырос, но на пропускную способность нашей сети это практически не повли€ло. ¬о-первых, нагрузка сейчас распределена более-менее равномерно в течение дн€, а не только в часы пик, как было ранее. ¬о-вторых, наша сеть и так рассчитана на большое количество абонентов», – говорит —ухорук.

∆овнир из «јстры» рассказывает, что провайдер апгрейдил €дро и ключевое оборудование. «–ост трафика дл€ нас – не только дополнительные расходы, а и позитив. —ейчас мы более уверены в завтрашнем дне. јбоненты и провайдеры осознали, что 4G – не угроза дл€ проводного интернета. “рафик вырос настолько, что 4G недостаточно дл€ комфортной работы на удаленке, потреблени€ контента ќ““-сервисов и т.д.», – отмечает спикер.

ѕо его словам, на рынке по€вилась еще одна проблема: «¬ св€зи с мировым кризисом цены на железо выросли в долларовом эквиваленте. ≈сли ранее небольшие провайдеры активно работали на американском секонд-хенде, то сейчас как в —Ўј, так и в ≈вропе этого б/у оборудовани€ стало значительно меньше: крупные мировые операторы задумались, зачем модернизироватьс€ каждые три года».

Ќазар “рет€к из «јстры» уточн€ет, что расходы на каналы в общем объеме затрат провайдеров не велики. «≈сли лет 15 назад это была основна€ стать€ затрат, то сейчас в большей мере растут расходы на зарплату и поиск квалифицированного персонала.  огда открылс€ безвиз – кадры просто начали вытекать в ѕольшу на Orange и т. д. —ейчас отток приостановилс€ из-за пандемии. Ќо дефицит кадров осталс€. ¬ ”краине практически нет вузов, которые готов€т профильные кадры дл€ провайдеров (инженеров, сварщиков оптики и т. д.)», – по€сн€ет “рет€к.

—альдо доходов и расходов. Ќесмотр€ на возросшие расходы по итогам года, большинство провайдеров останетс€ в «плюсе», полагают опрошенные участники рынка. «” нас сальдо положительное. Ќо оно остаетс€ таким же, как и два года назад, несмотр€ на рост числа абонентов, объема дохода», – рассказывает ∆овнир.

ѕо словам —мел€нца, сейчас нормальна€ EBITDA в провайдинге – 35–40%. «Ѕолее низкий показатель, веро€тно, у тех, кто демпингует или обслуживает небольшое (1000–2000) количество абонентов», – резюмирует спикер.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате