Заболело в мире
177,419,783
Умерло в мире
3,838,670
Вылечилось в мире
161,868,524
Заболело в Украине
2,226,037
Умерло в Украине
51,847
Вылечилось в Украине
2,140,978
Аграрный фальстарт: почему запуск Минагрополитики пришлось отложить минимум на месяц

Аграрный фальстарт: почему запуск Минагрополитики пришлось отложить минимум на месяц

И с какими полномочиями не готовы расстаться нынешние их носители и распорядители

Цей матеріал також доступний українською
Аграрный фальстарт: почему запуск Минагрополитики пришлось отложить минимум на месяц
Фото: pixabay

Согласно принятому в конце прошлого года постановлению Кабмина, восстановление деятельности Минагрополитики должно было стартовать уже через несколько дней – 1 февраля. Но 26 января на заседании Комитета Верховной Рады по вопросам аграрной и земельной политики депутаты сдвинули начало работы сельхозведомства еще на месяц – на 1 марта. Дополнительные 28 дней  планируется использовать на «консультации» о перечне подведомственных ЦОИВов и полномочий Минагропрода. Mind следил за ходом дискуссии и выделил, что именно стало главным камнем преткновения.

О чем пытаются договориться?

То, что февральский старт малореален, было понятно еще до вчерашнего заседания аграрного комитета. В частности, по сей день не сформирован персональный состав руководства министерства – зимние каникулы новый министр, экс-глава Госгеокадастра Роман Лещенко, потратил явно на более важные дела, чем формирование своей команды. «Все собеседования и встречи Лещенко перенес на «після свят», – рассказывает участник рынка, знакомый с процессом отбора замов.

Также открытым остается вопрос, чем конкретно будет заниматься и, как следствие, чем управлять новое Минагро. Официально Минагропрод претендует на Госгеокадастр, Госводагенство, Госрыбагентство и Госпотребслужбу.

«Хотелки» объективно очень скромные и не включают ряд ведомств, на которые Минагро могло бы предъявить свои права: ГПЗКУ, Аграрный фонд, Гослесагентство, аграрные государственные предприятия, которые входили в его юрисдикцию образца 2015 года.

С другой стороны, есть сомнения, что Роман Лещенко мог бы осилить руководство «полным пакетом» аграрных госактивов, учитывая ограниченный управленческий опыт, сомнительные успехи в работе Госгеокадастра и отсутствие сильной команды.

Но даже «усеченный вариант» из четырех ЦОИВ Минагропрод может не получить. Пока доподлинно известно только то, что новому министерству переподчинят Госгеокадастр, которым до последнего времени управлял Роман Лещенко и который является центральным игроком при проведении земельной реформы.

В чем возникли противоречия?

Категорически против переподчинения  Госводагентсва и Госрыбхоза выступили экологи: общественные организации – в частности, Украинская природоохранная группа – считают, что ведомствам хорошо там, где они находятся, а именно «под зонтиком» Министерства защиты окружающей среды.

Что касается Госпотребслужбы, то ее не планирует отдавать Минэкономразвития, резонно замечая, что, хотя 11 из 17 направлений деятельности ГПС – аграрные, самый масштабный функционал этого ЦОИВа (в частности, контроль над рынками) входит в компетенцию МЭРТ. «Поэтому отвечать за них должно функциональное министерство, то есть МЭРТ, а не отраслевое, как Минагропрод», – сказал глава Минэкономики Игорь Петрашко, выступая на аграрном комитете.

Также на Госпотребслужбе завязаны многие положения Соглашения об ассоциации, которое будет пересматриваться в текущем году – в этом процессе ведущим переговорщиком также является МЕРТ. Петрашко призвал не узурпировать поддержку профильных ассоциаций, которые, по словам депутатов агрокомитета, выступают за максимальное расширение полномочий МинАПП, отметив, что есть «и другие мнения».

В целом министр экономики выглядел более заинтересованным и  компетентным в вопросе, чем его аграрный коллега  – он активно  дискутировал, в то время как Роман Лещенко большую часть времени «сидел в телефоне». Игорь Петрашко тонко дал понять, что интересы и статус членов аграрного комитета будут учтены, если Госпотребслужба останется в ведении МЭРТ. «Координация с комитетом агрополитики останется, то есть с вами я не прощаюсь», – сказал он.

Тем не менее глава МинАПП сказал, что его позиция в отношении четырех ведомств, которые должны отойти под аграрное министерство, и в том числе Госпотребслужби – остается неизменной.

Чего ждать дальше?

Скорее всего, месяц – это максимальная отсрочка, и к марту вопрос с наполнением Минагро должен быть  решен. Прогнозы сложно назвать обнадеживающими: они колеблются от «Министерство кадастра», подразумевая что в ведении МинАПП будет только земельный ЦИОВ, до «надо еще что-то дать для соблюдения приличий».

Отметим, что повышению ставок аграриев никак не способствует пассивность представителей аграрного крыла Кабмина, проявленная на заседании комитета 26 января.

Также исходя из вчерашней дискуссии, предложение нардепа Вадима Ивченко «умерить амбиции и исходить из того, как будет лучше для сельхозпроизводителей» вряд ли станет тем принципом, которым будут руководствоваться стороны в процессе дележа полномочий.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате