Вершки и корешки: почему восстановленному аграрному министерству не досталось никаких полномочий

Вершки и корешки: почему восстановленному аграрному министерству не досталось никаких полномочий

И почему это парадоксально неплохая новость

Цей матеріал також доступний українською
Вершки и корешки: почему восстановленному аграрному министерству не досталось никаких полномочий
Фото: DR

В конце прошлой недели Кабинет Министров принял и опубликовал постановление,  которым наконец наполнил полномочиями и активами Министерство аграрной политики и продовольствия, восстановленное 28 декабря 2020 года. Несмотря на то что «воскрешение» ведомства было оформлено как отмена предыдущего решения о ликвидации МинАПП и подразумевало восстановление его работы в статус-кво 2019 года, по факту этого не произошло.

За что теперь отвечает Министерство агрополитики?

Из десятка ЦОИВов и аграрных госхолдингов, которыми управлял Минагропрод на момент ликвидации, ему достались только два – Государственное агентство рыбного хозяйства и Государственная служба по вопросам геодезии, картографии и кадастра. К слову, последним руководил нынешний министр Роман Лещенко – до своего назначения главой МинАПК.

В итоге Минагропрод – ранее одно из самых масштабных и влиятельных ведомств Кабмина – превратился в факультативную организацию, не наделенную ни полномочиями, ни влиянием, ни деньгами. Это породило полуформальное название «МинРыбКадастр» и троллинг в отношении подчиненному ему «в нагрузку» Госрыбагентства: «Настолько никому не нужно, что передали МинАПК».

Подвешенным остается вопрос Госводагентства, на которое тоже претендовало МинАПК. По официальной версии – для борьбы с засухой и изменением климата, по альтернативной – для успешного «освоения» средств, выделенных под вскоре запускаемую программу орошения.

На сегодня Госводагентство оставили под патронатом Минэкологии, но обещают вернуться к этому вопросу в будущем. Не отрицая проблемы засухи на Юге страны, нужно признать, что вопрос водообеспечения выходит далеко за рамки одной только аграрной отрасли. А значит – логично сохранить его под более системным функциональным ведомством.

Кто за что боролся?

Вопрос разделения полномочий между Минэкономики, Минэкологии и Минагрополитики считался решенным еще две недели назад. Однако по косвенным признакам, Роман Лещенко не оставлял надежды преломить ситуацию в свою пользу и расширить полномочия Минагропрода. Отчасти, опираясь на влияние в Офисе президента (часто – преувеличенное) и присутствие в официальной делегации во время визита в Объединенные Арабские Эмираты.

Любопытно, что из списка участников делегации в последний момент вычеркнули главу МЭРТ Игоря Петрашко, чье присутствие было бы как минимум не лишним, учитывая, что переговоры затрагивали экономическое сотрудничество между двумя странами.

Из ОАЭ Лещенко вернулся уверенным в победе, что вылилось в излишне эмоциональную речь на публичном обсуждении Национальной экономической стратегии-2030. Смысл выступления сводился к тому, что Госпотребслужба и прочие аграрные ЦОИВы должны отойти под его контроль.

Также по неофициальным данным некоторые журналисты успели получить от его пресс-службы драфт пресс-релиза, в котором, в частности, приводилась цитата Лещенко следующего содержания: «Госгеокадастр, Госпотребслужба, Водное и Лесное агентство – это ведомства, которые от сегодняшнего дня подчинены Министерству».

При этом, как указывают в Кабмине, все договоренности относительно распределения аграрных и околоаграрных полномочий между МЭРТ, Минэкологии и Минагро были четкими, нерушимыми, согласованными на самом высоком уровне. И возможность переиграть их в последний момент «существовала только в голове аграрного министра».

Как распределят кресла?

До 1 марта, когда должно заработать Минагрополитики, остается всего неделя. То есть в течении нескольких дней должны стать известны имена заместителей министра. Среди согласованных кандидатов называют функционера Всеукраинской аграрной рады Дениса Марчука и заместителя директора Национального научного центра «Институт аграрной экономики», д.э.н. Ольгу Ходаковскую. А также – хотя это взаимоисключающие кандидатуры – председателя Всеукраинского конгресса фермеров Ивана Слободяныка и Виктора Шеремету – бывшего замминистра АПК в правительстве Владимира Гройсмана. Один из них может возглавить  фермерское направление.

Статус Тараса Высоцкого, который отвечает за аграрное направление в Минэкономики, остается неясным. По одной из версий он перейдет в Минагро, по другой –  возглавит ГПСС, по третьей – останется на своем месте, учитывая, что МЭРТ отстоял все свои аграрные полномочия.

Чего ждать отрасли?

То, что Минагропрод будет квазиминистерством без какого-либо влияния на процессы, может показаться плохой новостью для отрасли эквивалентной 15% ВВП.

Но, как ни парадоксально, на текущем этапе и учитывая персональный состав руководства ведомства, такие урезанные полномочия не окажут на сектор слишком разрушительного эффекта.

Полтора года – очень долгий срок для госсектора, и за это время Минагропрод утратил институциональный и кадровый потенциал. Чтобы их восстановить, нужны изрядные усилия, время и управленческая экспертиза. Первым испытанием на работоспособность станет выпуск паспортов бюджетных программ господдержки аграриев. Эта задача и при полноценно работающем Министерстве, и полноценной управленческой вертикали является объективно сложной.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате