Грузинский раскол на антироссийской тяге: почему в Тбилиси и Батуми начались массовые протесты
Чего хочет власть, на что жалуется оппозиция и как на все это реагирует Запад

В понедельник, 22 февраля, в Грузии был избран новый премьер-министр Ираклий Гарибашвили. А во вторник по его указанию силовики штурмовали офис крупнейшей оппозиционной партии «Единое национальное движение» (ЕНД) и арестовали ее лидера Никанора Мелию. Эта спецоперация подлила масла в огонь борьбы властей и оппозиции.
Политическая ситуация в Грузии была напряженной после прошедших в октябре выборов, по итогам которых партия «Грузинская мечта» миллиардера Бидзины Иванишвили уверенно победила, заняв 90 кресел в 150-местном парламенте. С тех пор оппозиция бойкотировала парламент, обвиняла власти в фальсификации голосования и требовала перевыборов. А в правящей партии возникли разногласия по вопросу Никанора Мелии, которого суд постановил арестовать за неуплату залога.
В итоге глава грузинского правительства Георгий Гахария, не желавший сажать в тюрьму лидера оппозиции во избежание эскалации и без того обостренной политической ситуации в стране, уступил место более решительному политику. 18 февраля он объявил о своей отставке. А 22 февраля парламент проголосовал за избрание премьером Ираклия Гарибашвили, занимавшего должность министра обороны.
За этим незамедлительно последовал штурм штаб-квартиры ЕНД, в котором забаррикадировался Никанор Мелия вместе со сторонниками, соратниками из других политических партий и журналистами, транслировавшими все происходящее в эфир. Сотрудники спецподразделений МВД Грузии с вечера понедельника начали окружать здание и утром во вторник ворвались внутрь через крышу, забравшись по пожарной лестнице. Применив перцовый газ, силовики подавили сопротивление забаррикадировавшихся политиков и взяли Никанора Мелию под стражу.
Позиция власти: Мелия – злоумышленник
Задержание своего политического оппонента Ираклий Гарибашвили прокомментировал фразой «Мелия – это криминальный элемент», и поблагодарил МВД за «защиту чести государства и стабильности».
«Сегодня все мы стали свидетелями того, что являемся правовым, сильным государством, у нас сильная полиция – заявил Ираклий Гарибашвили. – Мы строим демократическое государство, в котором каждый человек вне зависимости от его вкусов и политических взглядов должен подчиняться закону».
Никанора Мелию обвиняют в организации так называемых гавриловских беспорядков 21 июня 2019 года, вспыхнувших в Тбилиси из-за поведения депутата Госдумы РФ Сергея Гаврилова, севшего в кресло спикера парламента Грузии. Никанор Мелия был арестован и выпущен под залог 30 000 лари (около $9000). Он был обязан носить электронный браслет.
Но в ноябре 2020 года на одном из антиправительственных митингов оппозиционный политик демонстративно сорвал и выбросил браслет, а затем отказался выплачивать увеличенную до 70 000 лари ($21 000) сумму залога. В ответ на это 17 февраля Тбилисский городской суд изменил ему меру пресечения с залога на арест.
Председатель парламента Грузии Арчил Талаквадзе отметил, что Никанор Мелия «умышленно выбрал провокационный путь дальнейшей эскалации ситуации» в стране. И его арест «должен дать понять радикальной оппозиции, что их революционный сценарий завершился фиаско».
«Неповиновение закону, нападение на парламент, подстрекательство к насилию в любом демократическом государстве будут иметь такой же ответ, как и в Грузии, потому что Грузия – демократическое государство. Если кто-то ставит себя выше закона и если кто-то полагает, что насильственное нападение на парламент является нормальным демократическим процессом, он ошибается», – прокомментировал арест лидера оппозиции Арчил Талаквадзе.
Мнение оппозиции: власть душит демократию
Грузинские оппозиционеры выставляют арест своего лидера как политическую расправу и атаку пророссийских сил на свободу и демократию. Экс-президент страны Михеил Саакашвили и основатель ЕНД назвал взятие Никанора Мелии под стражу беспрецедентным событием.
«Еще никогда в истории Грузии за последние десятилетия не случалось, чтобы глава и лидер основной оппозиционной партии был арестован по такой грубой, полностью надуманной причине», – написал Саакашвили в фейсбуке, призвав «всех свободолюбивых граждан» выйти на улицы.
Во вторник возле здания правительственной администрации в Тбилиси собрался многотысячный митинг протеста против ареста Никанора Мелии. Выступая перед демонстрантами, представитель ЕНД Хатия Деканоидзе через громкоговоритель объявила о начале «освободительного движения» в стране, которое должно длиться до освобождения Никанора Мелии и назначения новых парламентских выборов.
На 26 февраля в Тбилиси запланировано большое шествие оппозиции «За свободу», призванное оказать психологическое воздействие на правительство. В ЕМД надеются, что рычаги давления на власти Грузии также применят США и Евросоюз.
«Грузия не учла советы международных партнеров по деэскалации политического кризиса. Из-за ареста Никанора Мелии западные партнеры крайне встревожены. Основатель партии «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили должен выбрать путь переговоров или же в конечном итоге он обязательно встанет в ряд подвергшихся санкциям олигархов», – передает rossaprimavera.ru слова члена политсовета ЕНД Тины Бокучавы.
Конфликт с Западом
Представители США и Евросоюза отреагировали на вчерашний арест Никанора Мелии в непривычно жестком тоне.
Посол Великобритании в Грузии Марк Клейтон сообщил, что шокирован происходящими событиями и опасается обострения ситуации. «Насилие и хаос в Тбилиси – последнее, что сейчас нужно Грузии. Я настоятельно призываю все стороны действовать сдержанно», – написал Марк Клейтон.
«Мы сожалеем, что призыв Соединенных Штатов и других международных партнеров к сдержанности и диалогу был проигнорирован. Мы встревожены поляризующей риторикой руководства Грузии во время этого кризиса. Насильственные методы и агрессия – не способ для решения политических разногласий в Грузии. Сегодня Грузия отступила назад на своем пути к укреплению демократии в евроатлантической семье наций», – говорится в заявлении представительства США в Грузии.
Прозападный путь развития декларируют все без исключения политические силы Грузии. При этом представители и властей, и оппозиционных партий регулярно обвиняют друг друга в пророссийских стремлениях и намерении вернуть страну к советскому строю. Разница лишь в том, что оппозиционерам со своей позиции обвинять власть проще.
«У многих грузин свежи воспоминания о российско-грузинской войне 2008 года. Однако партия «Грузинская мечта» долгое время укрепляла связи с Москвой, полагая, что это в лучших интересах страны. Бидзина Иванишвили также сделал свое состояние в России», – поясняет Митчелл Оренстейн, профессор российских и восточноевропейских исследований и политологии Университета Пенсильвании.
Эксперты называют ситуацию в Грузии «взрывоопасной» и не берутся прогнозировать дальнейшее развитие событий. Новое правительство страны, по всей видимости, рассчитывает, что ему удастся усмирить оппозицию и задобрить Запад. Но если протесты окажутся массовыми и кровопролитными, власть в Грузии может смениться неожиданным образом, как уже случалось ранее.
Политологи указывают, что нынешние события в Грузии повторяют революционный сценарий 2003 года. Тогда, как и сейчас, было возмущение фальсификацией парламентских выборов, и Михеил Саакашвили созывал граждан на марш. Вслед за этим последовала молниеносная «революция роз» и свержения правительства Эдуарда Шеварднадзе.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].