Акценты недели: провал борьбы с отмыванием денег, двойственная суть американских санкций и экотренд как новый «якорь» для крупного бизнеса

Акценты недели: провал борьбы с отмыванием денег, двойственная суть американских санкций и экотренд как новый «якорь» для крупного бизнеса

Обзор основных событий минувших семи дней и реакция на них зарубежной прессы

Цей текст також доступний українською
Акценты недели: провал борьбы с отмыванием денег, двойственная суть американских санкций и экотренд как новый «якорь» для крупного бизнеса
Фото: pixabay

Mind продолжает цикл публикаций под общим названием «Акценты недели». В нем мы освещаем главные события, накануне всколыхнувшие мировое сообщество и имеющие ощутимое влияние на экономику не только отдельных государств, но и целых регионов. Четвертый выпуск информационной подборки посвящен неутешительным итогам глобальной борьбы за чистоту активов, новым санкциям США против РФ, которые, впрочем, все еще рано называть исчерпывающими, а также изменениям на глобальном рынке труда – в ответ на новые климатические и репутационные вызовы.

«Грязные» деньги: нерешенная проблема мировой экономики

Современные банки Запада все чаще сталкиваются с «грязными» потоками денег, которые отмываются через банковские счета. И, как следствие, с огромными штрафами. Согласно данным Fenergo, в прошлом году мировые банки заплатили на 80% больше штрафов, чем в 2019-м, пишет The Economist. И этот тренд продолжает сохраняться. Так, в марте 2020-го британский банк NatWest обвинили в пренебрежении средствами контроля: через его счета английские компании отмыли более $360 млн, отмечает Bloomberg.

По мнению финансового эксперта Рональда Пола, международное законодательство, направленное против отмывания средств, является «наименее эффективным политическим экспериментом мира», несмотря на то что ежегодно финансовые учреждения тратят миллиарды долларов на контроль за денежными операциями. Однако законодательные меры последних двух десятилетий, которые должны препятствовать легализации «грязных» денег, очевидно, не дали желаемых результатов, ведь, как свидетельствуют факты, операций по отмыванию не становиться меньше, а наоборот, они распространяются в поразительных масштабах.

О поражении в войне с нелегальными средствами сообщают не только сторонние эксперты, но и официальные лица уполномоченных международных органов. Так, еще осенью президент Международной группы по противодействию отмыванию грязных денег (FATF) отмечал недостаточность усилий мировых держав в этой сфере.

Как отмечает Economist, незащищенность международной финансовой системы вызвана тремя факторами: отсутствием прозрачности, которая проявляется неспособностью следственных органов установить реальных владельцев подставных компаний, за счет которых осуществляется отмывание; низкой степенью сотрудничества между правительствами и учреждениями разных стран; нехваткой государственного финансирования и человеческих ресурсов для проведения расследований легализации незаконно полученных денежных средств.

По данными ООН, объемы отмытых средств ежегодно составляют 2–5% мирового ВВП ($800 млрд – $2 трлн в стоимостном выражении). Однако значительное количество законодательных мер наносит вред  прежде всего не компаниям и их владельцам, которые являются инициаторами отмывании, а банкам, которые не способны вовремя выявить факт отмывания и заблокировать счета правонарушителей. Поэтому основное экономическое бремя ложится на банки, а не на самих преступников.

Тем не менее в международном законодательстве постепенно происходят положительные сдвиги в сфере  противодействия финансовой преступности. Так, полгода назад правительство Виргинских островов, одного из самых популярных офшоров мира, в конце концов ввело учетный реестр собственников-бенефициаров, после многочисленных финансовых скандалов вокруг офшора, согласно информации The Guardian. А всего две недели назад издание Al Jazeera сообщило об аналогичных мерах, принятых властями Кипра – любимого убежища для «грязных» денег многих украинских компаний.

Новые санкции США против России: проблемы и перспективы

В четверг, 15 апреля, на официальном сайте Белого дома появилось сообщение с перечнем санкций администрации Байдена против РФ.

Основной причиной стала кибератака российской шпионской группировки APT 29 (другие названия –  Cozy Bear, The Dukes) на техасскую IТ-компанию SolarWinds весной прошлого года, о деталях которой пишет Wyoming public media. Под влиянием новых ограничений оказались и  восемь физических и юридических лиц, причастных к российской агрессии в отношении Крыма и Востока Украины, а также ряд лиц и учреждений, участвовавших в попытках фальсификации последних президентских выборов в США.

Однако на этот раз администрация Байдена не ограничилась мерами против отдельных лиц, а добавила к ним санкции против экономики России в целом. Экономические ограничения направлены прежде всего против госдолга и гособлигаций России. С 14 июня вступит в силу официальный запрет для всех финансовых институтов США покупать российские облигации на первичном рынке, а также предоставлять займы государственным финансовым структурам РФ.

Reuters в своей статье оценивает введение новых санкций как «медленное уничтожение» российской экономики, которая хоть и не сразу почувствует значительное их влияние, но постепенно становиться все более экономически изолированной от остального мира.

Однако даже в краткосрочном периоде санкции уже дали определенный результат: российский рубль в четверг, когда ограничения были введены, упал на 2%, хотя и сумел восстановить свою стоимость в последующие дни. Несколько обесценились и акции российского Центробанка. Некоторые эксперты уже прогнозируют увеличение в ближайшее время процентной ставки в стране по меньшей мере на 0,5%, что может негативно сказаться на ее постпандемическом восстановлении. По оценкам Reuters, на данный момент примерно 7% российских гособлигаций находятся у американських инвесторов.

Если предположить, что спрос американских компаний оставался бы таким же в этом году, то в результате санкций спрос на ОФЗ (российские гособлигации) уменьшился бы на $2,6 млрд за счет оттока американских покупателей.

И все же эффект от санкций для российской экономики, вероятно, будет не таким сильным, как кажется на первый взгляд. Так,CNBC подчеркивает «символическое» влиянии ограничений, которые не принесут существенных практических результатов. Однако санкции против отдельных компаний и лиц Россия, скорее всего, как всегда, проигнорирует.

Что касается экономики в целом, то влияние существенно ограничивается несколькими факторами. Во-первых, американским инвесторам запрещается покупать российские государственные акции только на первичном рынке. Вторичный рынок останется, как и прежде, полностью доступным для всех желающих. Во-вторых, внешний долг России является достаточно небольшим относительно национального ВВП, в отличие от внешнего долга самих США. В-третьих, российские банки все еще имеют значительные резервы, а недостаток во внешнем спросе на правительственные облигации страна сможет компенсировать за счет внутреннего долга. Кроме того, как сообщают многочисленные иностранные издания, цена и спрос на нефть в мире продолжают расти, что обещает укрепить экспортно ориентированную экономику России.

Ограниченность влияния санкций, вероятно, понимают и в Белом доме. Джо Байден выбрал осторожный подход, рассчитывая на «стабильные и предсказуемые отношения» с РФ, как пишет DW. Администрация американского президента все еще рассматривает возможность усиления ограничений против России, в частности, закрытие для американских компаний и вторичного рынка российских облигаций, отмечает Bloomberg.

Огромным недостатком политики США по сдерживанию российской агрессии являются колебания по введению санкций против «Северного потока – 2», открытие которого возможно уже в конце этого года.

В пятницу, 16 апреля, The Wall Street Journal опубликовал статью, в которой отмечалось, что Байден находится «под давлением со стороны Конгресса» в связи с противодействием российскому энергетическому проекту. Согласно статье, администрация президента уже подготовила ряд штрафных мер в отношении российской компании AG, зарегистрированной в Швейцарии, которая стоит за «Северным потоком – 2», и ее исполнительного директора. Однако эти меры не были включены в список санкций, накануне обнародованных Белым домом.

Основной причиной колебаний американских властей специалисты называют нежелание вступать в конфликт с Германией – европейским союзником США,  которая является одним из главных сторонников российского газопровода в Европе.

Другое издание – Politico – пишет о том, что «Северный поток – 2», строительство которого уже на 95% завершено, вероятно, будет оставаться энергетическим приоритетом стран ЕС, и старт его работы предотвратить теперь, очевидно, не удастся, ведь органы ЕС уже потратили на него 16 млрд евро. Кроме того, российский газ выгоден для экономики ЕС: он не только дешевый, но и относительно чистый, что поможет полностью вытеснить уголь с европейского энергетического рынка. Однако, как для Украины, так и для США, новый газопровод является катастрофой: для Украины – из-за угрозы транзиту российского газа по ее территории, для США – из-за геополитического и экономического усиления России в результате захвата ею энергетической, а значит, и стратегической, инициативы в Европе.

Россия уже неоднократно нарушала международные политические, дипломатические и гуманитарные нормы. Недавними примерами стали заключение политического диссидента Алексея Навального и демонстративная концентрация военных сил на Востоке Украины.

Если Запад в ближайшем будущем не введет жесткого подхода к агрессору, то у российских властей не будет никаких причин прекращать «вредную зарубежную деятельность», как ее официально называет Белый дом.

Светлое будущее для защитников климата: «зеленые привычки» приживаются в современном бизнесе

Международные компании вводят новый тренд в экономике, открывая собственные отделы борьбы с изменением климата и нанимая все большую долю работников, обладающих знаниями и практическими умениями в этой области. Об этом пишет международная служба новостей Reuters. Согласно данным британской компании eFinancialCareers, количество вакансий на должности, связанные с «устойчивым развитием», за последний год выросло почти в два раза.

А статистика, обнародованная социальной сетью LinkedIn, указывает на рост спроса финансовых компаний на специалистов как минимум с одним «зеленым навыком», например таким, как предотвращение выбросов или экосистемный менеджмент. Согласно тому же источнику, доля работников с такими умениями в 2020 году увеличилась почти во всех сферах, кроме образовательной и правовой.

Тренд особенно заметен в среде международных банков и страховых компаний, которые повышают как количество сотрудников своих климатических подразделений, так и их зарплату. Среди крупнейших игроков, придерживающихся «зеленого» тренда в привлечении специалистов на работу, Reuters называет страховую компанию Zurich Insurance Group, швейцарский банк UBS и британский Lloyd's.

Наем финансовыми компаниями специалистов по изменению климата, по мнению издания, вызван усилением контроля со стороны европейских органов того, насколько «экологически чистыми» являются инвестиции и активы европейских финансовых компаний и фондов.

Многие эксперты в сфере охраны климата и окружающей среды выражают скепсис в связи с  подобными мероприятиями, называя их «зеленым камуфляжем», то есть пропагандой устойчивого развития для рекламы. Тем не менее определенные положительные сдвиги в подходе бизнеса к вопросам выбросов и экологии, безусловно, присутствуют.

Новый тренд в мировой экономике доказывает: «зеленые» стратегии, до недавнего времени популярные лишь среди климатических активистов, постепенно находят отклик в деятельности влиятельных финансовых компаний и институтов мира.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно