Акценты недели: биткоин вместо митингов, экологическая миссия «Северного потока – 2» и «рыба раздора» Франции с Великобританией

Акценты недели: биткоин вместо митингов, экологическая миссия «Северного потока – 2» и «рыба раздора» Франции с Великобританией

Обзор основных событий минувших семи дней и реакция на них зарубежной прессы

Цей текст також доступний українською
Акценты недели: биткоин вместо митингов, экологическая миссия «Северного потока – 2» и «рыба раздора» Франции с Великобританией
Фото: depositphotos.com

Mind ппродолжает цикл публикаций под общим названием «Акценты недели». В нем мы освещаем главные события, накануне всколыхнувшие мировое сообщество и имеющие  ощутимое влияние на экономику не только отдельных государств, но и целых регионов. В седьмом выпуске информационной подборки мы сосредоточились на том, какое влияние оказывают криптовалюты на поведение финансовых регуляторов разных стран, почему не все на Западе склонны ратовать за запрет «Северного потока – 2», а также исследовали локальное противостояние французских рыбаков с британским регионом, которое едва не вылилось в громкий международный конфликт.

Виртуальная оппозиция: криптовалюты меняют финансовую политику многих стран

В последнее время становится все более очевидной несостоятельность существующих до сих пор механизмов государственного и аудиторского контроля успевать за «бумом» инвестиций в криптовалюты на мировом рынке.

Так, Financial Times пишет об усилении напряжения между финансовыми органами США и Германии и международными криптовалютными биржами. Примером этого стал апрельский конфликт между обменной платформой Binance и немецкими регуляторами с BaFin.

Криптовалютные биржи нарушают сложившуюся корпоративную структуру, закрывая свои штаб-квартиры и полностью переходя в диджитал-формат, составляет дополнительное препятствие для исполнительных органов различных государств.

Правительства и официальные финансовые учреждения многих стран заранее предупреждают своих граждан о рисках, связанных с инвестированием в криптовалюту. Британский орган по финансовому надзору, в частности, в этом году уже пугал криптоинвесторов возможностью потерять 100% своих вкладов. А председатель сингапурского Центрального банка Тарман Шанмугаратнам в начале прошлого месяца заявлял, что виртуальные активы являются чрезвычайно волатильными, поскольку не имеют под собой экономического фундамента.

Некоторые же пошли еще дальше: например, власти Турции 30 апреля неожиданно запретили торговлю «виртуальными монетами». Таким образом чиновники надеются спасти реноме обесцененной нацвалюты – лиры, одновременно объявив «охоту» на основателя одной из крупнейших турецких платформ по торговле криптовалютой, который в результате бежал в Албанию, прихватив с собой около $2 млрд инвесторских денег.

В то же время сторонники криптовалют видят в них возможность прекратить бесконтрольный выпуск денег правительствами мира, следовательно – преодолеть инфляцию. И в некоторых странах, в частности в Венесуэле, где гиперинфляция – обычное дело, население все активнее инвестирует в крипторесурсы, ища более ликвидную альтернативу национальной валюте.

А контролирующие органы и центральные банки государств не могут не осознавать, что криптовалюта, несмотря на ее  неопределенный статус, уже «укоренилась» в глобальной экономике, как метко выразился Кристиан Нолтинг, глава отдела инвестиций Deutsche Bank. Поэтому похоже, что представители финансовых властей попытались пойти по пути «пряника», а не «кнута», вводя свои собственные виртуальные деньги – «госкоины», как называют их авторы материала в The Economist.

По свидетельству британской газеты, возможность выпуска цифровой валюты рассматривают менее 50 центробанков мира. А некоторые, в частности банки Багамских островов и Китая, уже успели ее реализовать.

Этими действиями, по мнению многих экспертов, государства мира отвечают на вызов восходящего крипторинка, который угрожает финансовому авторитету национальных органов. Однако для полномасштабного старта новой виртуальной платежной системы, подкрепленной цетробанка, вероятно, понадобится еще немало времени.

Биткоин же, как и другие, менее популярные криптовалюты, уже существует и стремительно захватывает все большую часть глобального рынка платежей. Кто знает, к чему приведет конкуренция между децентрализованным блокчейном и традиционной монополией государств на денежную эмиссию. Однако одно понятно: если биткоин смог бросить вызов главным экономическим агентам мира – государственным банкам, то криптовалюты еще скажут свое громкое слово в диалоге с финансовыми властями многих стран.


«Северный поток – 2»: «шаткий мост» на пути к свободной от выбросов Европы

«Северный поток – 2», строительство которого уже почти завершено, обещает стать значительным геополитическим рычагом для России и экономической катастрофой для Украины. В течение последних двух лет риск попасть под санкции США сдерживал некоторые европейские компании от участия в строительстве газопровода, однако ловкость российских органов в сотрудничестве с европейскими коллегами с помощью подставных компаний способствовала продолжению работы над проектом. Главным сторонником «Северного потока – 2» в Европе на сегодня является Германия, власти которой уже неоднократно подтверждали свою цель – запустить эту «трубу».

Не улучшило ситуацию и отсутствие в недавнем пакете санкций США против России упоминания о «Северном потоке – 2», что вызвало значительное раздражение членов американского Конгресса. Однако последние заявления Белого дома и американских чиновников свидетельствуют о том, что США не отказались полностью от планов введения дополнительных санкций против главных «архитекторов»  российского газового проекта. Так, Государственный секретарь США Энтони Блинкен называет газопровод «ужасной перспективой» как для Украины, так и для самой Германии, советуя европейским компаниям держаться подальше от участия в его построении и эксплуатации.

Однако действительно ли стоит строго наказывать всех задействованных в новом энергетическом проекте? По мнению Стивена Гросса, председателя Центра исследований Европейского и Средиземного регионов Нью-Йоркского университета, введение новых санкций против газопровода лишь уничтожает американо-европейские отношения, подрывая основы совместной дипломатии государств в борьбе с глобальными изменениями климата.

В свою очередь американский специалист предлагает администрации Байдена искать компромисс с официальными лицами в Европе для работы над совместным «зеленым» будущим мира.

Как отмечает Стивен Гросс, сегодня перед Германией стоит проблема замены прежних энергетических мощностей, основанных на сжигании угля, более экологичными альтернативами. Но индустрия возобновляемой энергетики, стремительно развивающаяся в стране в последние годы, не способна обеспечить национальную экономику достаточно дешевой электроэнергией. В этом плане для немецких органов «Северный поток – 2» является единственным рациональным выходом из ситуации. В то же время автор называет газопровод «шатким мостом» на пути к сокращению объемов общеевропейских парниковых выбросов.

По словам Гросса, главная проблема – не то, что «Северный поток – 2» для Германии и Европы сегодня является самым выгодным вариантом получения электроэнергии, а то, что он является единственным. Поэтому новые санкции не заставят европейскую экономику отказаться от российского газа, а только принесут ей дополнительные убытки, отвернув политические элиты региона от дальнейшего сотрудничества с Белым домом в сфере охраны климата.

Автор статьи передает свое видение решения конфликта: не сужать европейский энергорынок, заставляя ЕС отказаться от российского газа, а наоборот, способствовать расширению с помощью совместных инвестиций в новую энергетическую инфраструктуру на континенте. Так, одним из вариантов является финансирование США проекта строительства нового морского терминала сжиженного природного газа (СПГ) в Германии, что позволило бы стране импортировать дешевый газ из других государств, кроме России.

Однако новый терминал не решил бы проблему внедрения полностью чистой энергетики, поскольку все равно касался бы сжигания газа, а значит – приводил к дополнительным парниковым выбросам. Зато Гросс предлагает Белому дому совместно с ФРГ разработать план развития европейских батарейных мощностей, ведь США являются мировым лидером в области производства литий-ионных и солнечных батарей. Именно американского опыта и технологий, по мнению специалиста, так не хватает Германии для окончательного отказа от грязных источников энергии, в том числе и от российского газа.

Поэтому, как отмечает Гросс, власти США должна стремиться не к  достижению краткосрочных геополитических результатов, ограничивая европейский выбор, а к преобразованию европейской энергетики путем привлечения инвестиций в энергетические технологии и новую инфраструктуру региона. Как ни странно, только «выпустив» новый трубопровод на свободу, американские политики, по мнению автора, способны побудить Германию отказаться в будущем от потребления любого, в том числе и российского, газа.


От рыбацких лодок до военных судов: как и почему поссорились Великобритания и Франция

Прошлогодний брекзит, как и ожидалось, принес британским политикам целый ряд неприятностей. Большое беспокойство в Лондоне вызвала дальнейшая судьба автономных британских регионов, в частности Шотландии, которая выступала против выхода страны из ЕС и в официальных кругах которой оживились разговоры о возможном отделении региона от остальной Великобритании. Проблемой для некоторых британских бизнесменов стал также и новый режим свободной торговли между Северной Ирландией и ЕС, утвержденный в результате брекзита и известный как «Северо-ирландский протокол».

На прошлой неделе печально известная постбрекзитовская история получила свое продолжение. Так, власти Джерси, который является частью архипелага Нормандские острова между Францией и Британией, ввела лицензии для французских рыбаков на пребывание и рыбалку вблизи острова.

Однако, как объясняет BBC, не все французские рыбаки получили полный доступ к прибрежным водам Джерси, что привело к недовольству. Обиженные рыбаки пригрозили властям Джерси блокадой одного из главных портов острова.

В ответ на это в минувшую среду Великобритания, формально курирующая внешнеполитические отношения Нормандских островов, направила в Джерси два военных корабля в качестве «предупредительной меры», сообщает NY Times. В свою очередь возмущенное французское правительство на следующий день отправило на место конфликта собственные патрульные суда.

По мнению многих специалистов, командировки военных кораблей Великобританией было нежелательным и неразумным мероприятием, которое привело к эскалации напряженности в отношениях не только между Лондоном и Парижем, но и между Лондоном и Брюсселем, которые только начали налаживать сотрудничество после брекзита.

По данным ВВС, Европейская комиссия официально выступила на стороне Франции, охарактеризовав лицензии на рыболовство как нарушение предыдущих торговых соглашений между Великобританией и ЕС.

Как пишет The Economist, французский министр по вопросам мореплавания Анник Жирарден достаточно четко намекнула представителям власти Великобритании и Джерси на возможность отключения острова от подводных кабелей, с помощью которых Франция обеспечивает Джерси около 95% всей электроэнергии, потребляемой его населением. Другой французский чиновник также пообещал применить дополнительные финансовые санкции в случае, если Великобритания не будет соблюдать свои торговые договоренности.

Несмотря на то что ситуация между рыбаками и представителями власти Джерси вскоре разрядилась, а министр иностранных дел острова заверил, что недоразумение между двумя сторонами не приведет к масштабному военному конфликту между Великобританией и Францией, однако инцидент, вероятно, не добавит блеска репутации Британии. На нее европейские политики все чаще смотрят как на политического и экономического изгоя, а будущие споры между ЕС и Туманным Альбионом могут не ограничиться одними лишь угрозами.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно