Главный по экономике: чем запомнилась каденция Игоря Петрашко на посту главы МЭРТ
И какие нерешенные задачи он оставил своему преемнику

18 мая Верховная Рада закрепила точечные изменения в составе Кабинета Министров, проголосовав за отставку главы Минэкономразвития Игоря Петрашко, а также двух его коллег – главы МОЗ Максима Степанова и руководителя Мининфраструктуры Владислава Криклия. Идеологом этого решения был Офис Президента, где оно было принято еще до майских праздников, в в минувшую пятницу – ультимативно оглашено фигурантам.
Сегодня, 20 мая, парламент должен восполнить пробел и утвердить новых членов правительства: главсанврача Виктора Ляшко – в Минздрав, а главу «Укравтодора» Александра Кубракова – в Мининфраструктуры.
Преемником Игоря Петрашко планируется глава Государственной налоговой службы Алексей Любченко, который также получит пост первого вице-премьера, а через несколько месяцев, к осени, по неофициальной информации – премьер-министра.
Каденция Игоря Петрашко длилась один год и два месяца. Упрек в адрес экс-министра, озвученный одним из представителей оппозиции, что «его не было видно», можно трактовать и в его пользу – за все это время Минэкономики и его глава не были втянуты ни в один публичный скандал. Кроме того, потенциального нового главу ведомства – Алексея Любченко тоже нельзя назвать слишком уж медийно активным.
Mind проанализировал итоги работы Минэкономики под руководством Игоря Петрашко и фронт работ, оставленный Алексею Любченко.
Принятие закона о рынке земель. Несмотря на то что земреформа – результат коллективной работы, а ключевой движущей силой ее был президент, де-юре принятие закона о рынке сельхозземель пришлось на каденцию Игоря Петрашко. И он же курировал дальнейшую подготовку инфраструктуры земельного рынка.
Из-за проволочек в Верховной Раде два ключевых законопроекта – о передаче на места полномочий распоряжаться землями и об электронных земельных торгах – были приняты буквально на днях. То есть без возможности полноценно их имплементировать до 1 июля 2021 года, когда рынок земли должен вступить в силу.
Поддержка бизнеса во время карантинных локдаунов. Можно дискутировать о достаточности ее объема – 8000 грн, и формате – компенсация ЕСВ, но по накопительным итогам она вылилась в достаточно внушительные суммы: 4,7 млрд грн в период зимнего локдауна. За время весенней волны уже выделено около 1 млрд грн.
Поддержка АПК. Одно из самых дискуссионных с точки зрения результата направлений действий Минэкономики, ответственность за которое ведомство уже полгода делит с возрожденным Минагрополитики. Формально заложенные в бюджете суммы – около 4 млрд грн – в прошлом году были насчитаны аграриям. Однако де-факто в отрасль поступило гораздо меньше – значительная их часть оказалась не востребована из-за бюрократических процедур.
В текущем году к традиционным направлениям поддержки добавились агрострахование, компенсация потерь от засухи, орошение, дотации производителям гречки и органики. За их реализацию уже несет ответственность Минагропрод и, учитывая нынешний административный ресурс этого ведомства, ожидания у сельхозпроизводителей самые мрачные.
Противостояние росту цен на продовольствие. За март продукты питания в среднем прибавили 10,4%, при этом рост цен на яйца составил 109,1%, подсолнечное масло – 48,5%, хлеб –11,4%, сахар – 64,7% месяц к месяцу прошлого года. Стандартное для этого времени года подорожание в текущем сезоне наложилось на физическое уменьшение урожая в стране и сверхблагоприятные глобальные тенденции. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), рост мировых цен на продовольствие продолжается уже десятый месяц подряд.
Безусловно «в плюс» Минэкономики нужно поставить то, что ведомство удержались от административного вмешательства и пошло по пути переговоров и меморандумов с производителями масла и зерна. Для сдерживания цен на сахар был организован импорт сырца.
Приватизация. Одно из самых успешных направлений работы не только МЭРТ, но и всего Кабмина. В прошлом году поступления от приватизации в пять раз превысили план и составили 2,5 млрд грн против ожидаемых 0,5 млрд грн. В 2021 году ФГИ уже привлек в бюджет около 1 млрд гривен от аукционов с госимуществом.
Реформа рынка госаренды. В прошлом году вступил в силу закон, который изменил устаревший и коррупционный порядок передачи в аренду государственного и коммунального имущества, и в частности – перевел ее на прозрачные аукционы. Прогнозируемый эффект – около 600 млн грн в год.
Инвестняни. Изначально с иронией воспринятая идея приставлять госкуратора к проектам от 20 млн евро. Как и ожидалось, она не возымела видимого эффекта. Но нужно сделать оговорку, что коронавирус существенно сместил акценты в настроениях международных инвесторов.
Торговый «безвиз» с Великобританией. 8 октября 2020 года было подписано Соглашение о свободной торговле с Великобританией. 98% всех украинских товаров будут поставляться в свободном режиме – и в контексте Brexit этот рынок может стать одним из самых перспективных.
Упорядочивание работы Госпотребслужбы. Закончилась длящаяся почти год эпопея с (не)назначением главы этого ведомства – это плюс. Впервые выделено финансирование на техническое переоснащение и оборудование – это тоже позитив. При этом к эффективности работы ведомства и его руководства вопросов становится все больше, особенно в части реагирования на эпизоотические угрозы.
Реформа для спиртовиков. Украина начала демонополизацию спиртовой отрасли. Из 963,3 млн грн, поступивших в бюджет за І квартал 2021 года от приватизации, 498,7 млн грн принесла приватизация спиртзаводов.
«Промышленный безвиз» – в процессе. МЭРТ провело масштабную подготовительную работу. В частности, представлен заключительный отчет о готовности инфраструктуры качества Украины к заключению «промышленного безвиза».
Работа ведется по трем секторам промышленной продукции: низковольтное электрооборудование, электромагнитная совместимость оборудования, машины.
Пересмотр соглашения об ассоциации с ЕС – в процессе. Украина намерена воспользоваться своим правом на коррекцию некоторых положений соглашения об ассоциации. Ожидается, что правки не будут революционными. Так, не приходится ожидать радикального увеличения ввозных квот на украинскую продукцию.
Увеличение доли в экспорте товаров глубокой переработки. Заявленная цель – до 25% в агроэкспорте должно приходится на продукцию с высокой добавленной стоимостью – остается пока труднодостижимой. Скорее всего, она будет актуальна еще не одну каденцию многих украинских министров экономики.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].