Смета энергонезависимости: как Украине увеличить добычу собственного газа

Смета энергонезависимости: как Украине увеличить добычу собственного газа

И станет ли нынешнее десятилетие прорывным в этом сегменте

Цей текст також доступний українською
Смета энергонезависимости: как Украине увеличить добычу собственного газа
Фото: depositphotos.com

Природный газ будет оставаться одним из главных видов топлива в Украине – по крайней мере 10 последующих лет. Это следует из Национальной экономической стратегии Украины до 2030 года, которую правительство утвердило 3 марта 2021-го и которая предусматривает увеличение собственной добычи газа до 30 млрд кубометров в год. В программе будут участвовать как государственные, так и частные компании.

Планы Кабмина должны способствовать решению трех главных задач. Во-первых, полностью обеспечить потребности Украины газом собственной добычи, чтобы достичь энергетической независимости. Сегодня это происходит лишь на две трети: мы добываем 20 млрд кубов в год. Во-вторых, иметь ресурсы на время переходного периода от использования ископаемого топлива к «зеленой» энергетике. Этот период может длиться 10 лет и более, все зависит от развития технологий. В-третьих, отрасль газонефтедобычи способна создать десятки тысяч новых рабочих мест. А поскольку рынок труда в ближайшие годы будет активно меняться, и многие люди потеряют привычные рабочие места, это – один из путей борьбы с безработицей.

Чтобы достичь цели – добычи 30 млрд кубов газа в год, компании-добытчики должны иметь определенные фискальные приоритеты на период действия стратегии. Ассоциация газодобывающих компаний (АГК) подготовила предложения по уменьшению ренты для новых инвестиционных проектов в сфере добычи углеводородов. Наибольшую выгоду от этого получит группа компаний «Нафтогаз», на которую приходится более 70% добычи газа в стране. Она же станет и крупнейшим бенефициаром создания новых рабочих мест.

Документы об уменьшении ренты для новых инвестпроектов АГК вместе с добытчиками в ближайшее время передадут в Минфин и профильные комитеты Верховной Рады – энергетический и налоговый. Под эти расчеты был подготовлен отчет компании KPMG о влиянии развития газодобычи на общую экономику страны. А компании провели расчеты по каждой перспективной области. Mind предлагает ознакомиться с некоторыми примерами.

Почему Украине нужно развивать собственную газодобычу?

За последние пять лет Украина потратила $35 млрд на закупку энергоресурсов, ведь страна на 35% зависит от импорта газа и на 70% – от импорта нефтепродуктов. Импортеры закупили 56 млрд кубов газа на $14 млрд и почти 15 млн тонн нефтепродуктов на $21 млрд: это бензин, дизтопливо и сжиженный газ.

Сегодня мир начинает восстанавливаться после пандемии и вызванного ею падения экономики, а вместе с этим начинают расти цены на продукты, в том числе и на топливо. В 2020 году мировая газодобыча пережила едва ли не самое большое историческое падение – снижение составило 140 млрд кубов, а суммы сокращения инвестиций и капитальных вложений составляют триллионы долларов. Впрочем, по расчетам McKinsey, уже в начале 2022 мировое потребление газа выйдет на докризисный уровень, нефти и нефтепродуктов – чуть позже, так как автомобильное сообщение и авиаперевозки так быстро не восстановятся.

Украина имеет возможность войти в общемировой тренд восстановления газодобычи и инвестиционной активности именно в этой области, поскольку имеет самые большие залежи газа в Европе. Тем более что цены на газ в ближайшее время будут расти.

«Если мы посчитаем показатели уже утвержденных балансовых запасам на наших месторождениях и площадях, то поймем, что даже при условии увеличения добычи, в течение 25 лет сможем их добывать и покрывать потребности Украины за счет собственных ресурсов», – сообщил Артем Петренко, исполнительный директор Ассоциации газодобывающих компаний.

Инвестиционная возможность многих наших компаний ограничена, но, уверяет Петренко, запуск только имеющихся восьми проектов на основе соглашений о разделе продукции (СРП) гарантирует инвестиции на начальных этапах на уровне $400 млн.

Откуда могут прийти дополнительные сотни миллиардов в бюджет?

В своем исследовании KPMG ограничила расчеты 10 годами – с 2020-го до 2030-го, а как «новые» рассматривала только те проекты, которые давно известны, контификованы с точки зрения геологических и экономических параметров и которые являются достижимыми. Но разрабатывать их у компаний по разным причинам «не доходили руки». В исследовании выведено два сценария: пессимистический и оптимистический.

«Первый прогноз: «Нафтогаз» не осуществляет добычу на новых проектах; осуществляется только поддержка имеющихся, чтобы обеспечить уменьшение падения добычи. Частные же компании поддерживают имеющиеся и разрабатывать новые проекты, которые есть в их портфелях. Тогда мы получим потенциальное падение добычи газа с 20 млрд куб. м в 2021 году до 12 млрд куб. м к 2030-му», –  озвучивает сценарий Олег Неплях, руководитель отраслевой практики энергетики и природных ресурсов KPMG в Украине.

Второй прогноз, по его словам, выглядит так: если Нацстратегия будут имплементирована и воплощена в жизнь, Украина получит возможность нарастить добычу газа с 20 млрд кубов в 2020 году до 32 млрд кубов в 2030-м. И не импортировать природный газ вообще.

По второму прогнозу экономика Украины в течение 10 лет дополнительно сможет получить 285 млрд грн ВВП, большая часть которого будет формироваться в отраслях, обслуживающих газодобычу. Например, компании ТЭК покупают газ и производят тепло и электроэнергию; пищевые предприятия производят продукты питания и снабжают буровые бригады. Фискальные доходы и сборы для местных и национального бюджетов дополнительно могут составить около 350 млрд грн. Кроме того, за следующие 10 лет будет произведено продуктов и услуг на 1,5 трлн грн больше, чем без реализации стратегии.

К 2030 году могут появиться новые залежи и проекты, и они способны работать еще долго и после этого десятилетия. А значит, эффект от нынешней стратегии развития газодобычи может быть гораздо большим.

Почему и как новая Нацстратегия может сработать?

Провал так называемой программы 20/20, которой предусматривалось, что НАК «Нафтогаз Украины» в 2020 году выйдет на собственную добычу 20 млрд куб. м в год, в компании объяснили отсутствием лицензий на перспективные площади и месторождения. Соответственно не было что бурить и разрабатывать. Сейчас Кабмин Дениса Шмыгаля сделал шаг навстречу.

«Наше правительство признало, что национальная компания должна возглавить несколько перспективных проектов. Поэтому мы уже начали работать с новыми лицензиями, у нас есть несколько очень крупных блоков. Речь идет о Юзовской площади, участках на Черном море и о четырех больших участках, по которым подписаны соглашения о разделе продукции. В течение последнего года мы набрали в нашу команду по добыче новых людей, которые будут работать на новых месторождениях», – сообщил Отто Ватерландер, главный исполнительный директор по трансформации Группы «Нафтогаз».

По его словам, в следующие 10 лет ГК планирует инвестировать в проекты $20 млрд. Но в группы сейчас есть примерно половина этой суммы, поэтому «Нафтогаз» будет работать над привлечением партнеров, которые внесут вторую половину. Вместе с тем в НАК надеются, что правительство пойдет навстречу добытчикам – и уменьшит фискальную нагрузку на новые проекты.

«Все наши крупные проекты очень логично разделяются между всеми регионами Украины. Я назову те, в которых мы планируем разрабатывать как имеющиеся балансовые запасы, так и новые перспективные ресурсы, полученные недавно», – отметил Александр Романюк, директор дивизиона «Нафтогаз Разведка и Добыча».

Наибольшие надежды Украины по газодобыче

Проекты на условиях УРП находятся в трех областях: Львовской, Харьковской, и один – по большей части в Днепропетровской области. Общий потенциал всех УРП позволит дополнительно поставить на баланс НАК 50–60 млрд кубов газа. В ближайшие 10 лет там удастся добыть до 10 млрд куб. м. Инвестиции составят до 70 млрд грн капитальных затрат и до 7 млрд грн операционных расходов.

По оценкам экспертов, общее количество дополнительных рабочих мест, учитывая саму газодобычу и всю сервисную инфраструктуру, составит: для Харьковской области – до 30 000 рабочих мест; для Львовской – до 7000, для Днепропетровской – 3000–4000 рабочих мест.

Месторождения газа плотных коллекторов, или песчаников, которые уже есть на балансе НАК. Это около 15 специальных разрешений в различных регионах, в основном в Харьковской и Полтавской областях. Перспективные залежи оцениваются в 20–30 млрд кубометров, инвестиции также составят до 70 млрд грн, создание новых рабочих мест – несколько десятков тысяч.

Идет изучение площадей Карпатского региона, где также есть лицензии. Во Львовской и Ивано-Франковской областях есть существенный потенциал ресурсов – от 20 до 60 млрд кубов, сейчас более точно определить сложно. Если будут открыты и лицензированы новые месторождения, перспективы добычи там составят до 2 млрд кубов в год. Инвестиции – до 10 млрд грн; новые рабочие места – от 1000 до 5000 в зависимости от области.

Юзовский участок. Большая его часть находится в Донецкой области, меньшая – в Харьковской. Перспективные ресурсы оцениваются в 150–200 млрд кубометров – это смешанные залежи традиционного газа и уплотненных песчаников.

Потенциал добычи на следующие 10 лет превышает 10 млрд кубометров, инвестиции – около 80 млрд грн. Новые рабочие места только в Донецкой области – до 30 000. Близость с оккупированными территориями может повлиять на разработку Юзовской площади. Однако предыдущие пять лет НАК работал и вводил новые объекты на территории Донецкой области.

Участки Черного моря. Специальные разрешения на них НАК получил недавно. Компания видит там наибольший потенциал среди всех своих проектов с точки зрения ресурсов и запасов. Достаточно посмотреть, как активно на соседних участках на шельфе Черного моря работают Турция, Румыния и Болгария. Так, на днях  Турция объявила об открытии нового мощного месторождения с залежами в 135 млрд куб. м газа. Таким образом, запасы открытых черноморских месторождений страны достигли 540 млрд кубов.

Поскольку вся украинская газодобывающая инфраструктура – вместе с «вышками Бойко» на шельфе Черного моря – была аннексирована Россией в 2014 году, этот проект будет абсолютно новым с точки зрения как инфраструктуры, так и создания рабочих мест.

Проект имеет потенциал для десятков тысяч рабочих мест; сопутствующие инвестиции – более $10 млрд, значительная часть которых придется на разработку шельфа. Уже в ближайшее время НАК собирается проводить там поисково-разведочные и сейсмические работы, чтобы максимально точно определить, где именно расположены крупнейшие залежи и как максимально целесообразно их развивать и привлекать инвестиционных партнеров.

Почему Украине необходимо фискальное стимулирование новых проектов? С 2018 года в Украине действует уменьшенная рента на новые проекты в области газодобычи – 6–12% для скважин глубиной до 5 км и более 5 км соответственно. За это время государственные и частные компании заложили более 300 новых скважин. «В течение трех лет эти скважины стали ключевым фактором, который помогал бороться с естественным падением на истощенных месторождениях Украины: они дали более 4,5 млрд  кубометров газа. Но действие этой ренты заканчивается к 2023 году», – отмечает Артем Петренко.

Ассоциация газодобытчиков Украины предлагает правительству продлить до 2030 года такую ​​же рентную ставку – 6–12%, но расширить ее и на добычу нефти, газового конденсата, а также топлива из нетрадиционных залежей и залежей плотных пород.

Часто случается, что бурят скважину ради газа, а находят газовый конденсат или нефть. Не отказываться же от них – Украина нуждается во всех видах топлива. Тем более если эти залежи уже разведаны. Их просто надо изъять из недр, а это дополнительные поступления в государственный и местные бюджеты, рабочие места, дополнительная продукция и повышение энергонезависимости Украины.

P.S. Mind уважает всех независимых добытчиков углеводородов Украины: без их работы страна не смогла бы получить те 20 млрд кубов добычи в год, которые мы имеем по итогам 2020-го. Однако сравнивать перспективы государственной компании и даже десятка крупнейших частных компаний – крайне некорректно. Тем более что у частных компаний есть свое видение и направления развития газодобычи. И это очень интересно в перспективе новых технологических вызовов. Мы готовы рассказать о планах этих компаний, если они согласны их обнародовать.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно