CSR SoftWare: как социальная ответственность переходит в облака

CSR SoftWare: как социальная ответственность переходит в облака

И успевает ли Украина за общемировыми трендами

Цей текст також доступний українською
CSR SoftWare: как социальная ответственность переходит в облака
Фото: depositphotos.com

Инновации в программировании уже изменили и продолжают менять мир. Это касается абсолютно всех сфер нашей повседневной жизни: услуг аренды жилья, совместных поездок, электронных платежей, потоковых сервисов и многого другого. Технологии постоянно совершенствуются и перемещаются из сектора в сектор, помогая компаниям переосмыслить такие понятия как скорость, масштаб и глубина погружения в работу. В недавней статье Fortune проанализировал, как программное обеспечение проникает в сферу корпоративной ответственности – мы предлагаем ее перевод. А Mind в свою очередь узнал, как обстоят дела с использованием специализированного программного обеспечения в Украине.

Эра Impact-as-a-Service 

В наше время глобальные компании не только внедряют корпоративную социальную ответственность (КСО), но и активно занимаются социальными проектами и инициативами. Их интересуют вопросы окружающей среды, расовой справедливости, психического здоровья, доступности образования и финансовых возможностей для населения. В своих инициативах и проектах они закладывают инструменты для преодоления множества серьезных проблем, им требуются более масштабные модели решений на основе больших данных. И в этом они всецело полагаются на инновации. 

Так появился проект Impact-as-a-Service («Влияние как услуга»). Это – масштабируемые программы для решения социальных проблем. Одна из моделей облачных вычислений, при которой пользователю предоставляется виртуальная инфраструктура, которая выделяется и управляется через интернет. 

Для IaaS характерно, что в качестве услуги выделяются ресурсы с возможностью  их динамичного расширения и сокращения. При этом предоставляются гибкие модели оплаты: то есть платить нужно только за потребленные мощности.

Таким образом инфраструктура масштабируется в зависимости от потребностей в вычислительной мощности и памяти; предприятия экономят на покупке и обслуживании своего собственного аппаратного обеспечения; данные находятся в облаке, поэтому нет единой точки отказа; поддерживается виртуализация задач администрирования, что позволяет высвободить время для выполнения другой работы.

Американская образовательная компания EVERFI, КСО-лозунг которой в вольном переводе звучит как «Действительно достойная корпоративная социальная ответственность – безгранична», сделала бизнес-модель Impact-as-a-Service своим товарным знаком.

EVERFI поддерживает инициативы в области КСО по всему миру. Это делается посредством измеримых, значимых образовательных программ, которые не только позволяют бизнесу и некоммерческим организациям усиливать свое социальное влияние на сообщества, но и повысить чистую прибыль благодаря четкой стратегии КСО.

Теперь такие крупные компании, как Morgan Stanley ,не только борются за нулевой углеродный след, но и прилагают массу усилий для улучшения психологической устойчивости общества. А Национальная футбольная лига (National Football League, NFL) во всех школах США запустила и реализует образовательный проект против расовой дискриминации. Американская сеть супермаркетов Kroger по всей стране запустила образовательные и просветительские уроки, помогающие противостоять наркозависимости.

И это не единичные инициативы большого бизнеса – таких примеров масса. Сотни более мелких компаний и стартапов берут КСО за основу своей корпоративной этики. Переход к капитализации заинтересованных сторон и акцент на укреплении экологических, социальных и управленческих практик стали стратегическим императивом как для государственных, так и для частных компаний.

Многие бизнесы на собственном примере убедились в том, что успех компании напрямую зависит от влияния, оказываемого на общество, с которым она взаимодействует.

В США 2020 год продемонстрировал, что КСО больше не дискреционная инициатива – «сверху вниз», теперь это бизнес-императив – «снизу вверх». Заинтересованные стороны – клиенты, поставщики, регулирующие органы и сотрудники – стали открыто озвучивать свои ожидания от КСО. 

В новом мире людям недостаточно просто получать зарплату – они хотят знать, что их работодатель инициирует положительные изменения в обществе. Покупателям нужна уверенность, что бренды, за которые они «голосуют кошельком», придерживаются тех же убеждений, что и они.

Правления и регулирующие органы стремятся убедиться, что бизнес, в который они вкладывают деньги и который контролируют, поддерживает разнообразие и инклюзивность во всех сферах.  Все эти изменения и стали стимулом для появления нового поколения компаний, новых программных продуктов и новой эры Impact-as-a-Service.

Impact-as-a-Service – для кого и для чего?

CSR SoftWare: как социальная ответственность переходит в облака
Фото: depositphotos.com

Impact-as-a-Service позволяет компаниям с помощью технологий сообщать о трудноразрешимых социальных проблемах и решать их в любом масштабе. 

Сама технология сосредоточена в четырех ключевых областях:

  • разнообразие сотрудников, инклюзивность, обучение и предотвращение домогательств;
  • курсы повышения квалификации и обучение критическому мышлению;
  • программы по отслеживанию и сокращению выбросов парниковых газов;
  • программы корпоративной благотворительности и волонтерства.

Неудивительно, что такие технологические и финансовые гиганты, как Microsoft, Google, ADP и JPMorgan Chase, были одними из первых, кто заинтересовался  Impact-as-a-Service. Однако и крупные компании, не относящиеся к отрасли разработки информационных технологий, ориентированных на данные, также используют этот продукт. Среди них, например, Coca-Cola, Levi Strauss и Honda. Как и в большинстве преобразованных в программное обеспечение отраслей, Impact-as-a-Service получил широкое распространение и внедрялся с беспрецедентной скоростью.

The Rise Fund, глобальный инвестиционный фонд с оборотом в $5 млрд, сконцентрированный на достижении измеримых, положительных социальных и экологических результатов наряду с конкурентоспособной финансовой прибылью, поддержал и инвестировал в компании – поставщики программного обеспечения Impact-as-a-Service:

Greenhouse – помогает более чем 400 000 бизнесов продвигать и отслеживать разнообразие, справедливость и вовлеченность в процесс найма; 

InStride – работает с Государственным университетом  Аризоны и Университетом Вирджинии, чтобы дать работодателям возможность предлагать своим сотрудникам курсы и программы на получение ученой степени; 

Benevity – управляет программами социальной ответственности, такими как онлайн-пожертвования, гранты и волонтерская работа для более чем 650 компаний, их сотрудников и клиентов; 

Persefoni – поддерживает организации в достижении их целей по измерению и сокращению выбросов углекислого газа.

В прошлом году, на фоне массовой потребности в онлайн-услугах и стремительного перехода на виртуальное обучение, влиятельные компании-разработчики Impact-as-a-Service вышли в лидеры отрасли. Залогом этого стала скорость, с которой они отреагировали на происходящие в обществе изменения. 

В 2017 году фонд Rise Fund стал партнером EVERFI в рамках своей первой инвестиции в программу Impact-as-a-Service. EVERFI помогает предпринимателям восполнить пробелы в знаниях о КСО. Компания разработала уникальные образовательные программы в области корпоративной социальной ответственности, которыми воспользовались уже более 3000 крупных предприятий. При поддержке EVERFI они практикуют корпоративное гражданство, совершенствуют критическое мышление, ежедневно взаимодействуют со своими сообществами ради положительных изменений в будущем.

Используя решения Impact-as-a-Service, EVERFI предлагает готовые, управляемые данными и масштабируемые программы, которые помогают решить некоторые из наиболее острых проблем общества. Образовательные проекты охватывают студентов из всех социальных прослоек по всей стране, уделяя особое внимание учащимся из неблагополучных семей. Этим они стараются уравнять правила игры и расширить возможности для достижения успеха.

Сегодня Impact-as-a-Service и цифровой образовательный контент работают в тесной связке с тысячами ведущих брендов, крупных компаний, спортивных лиг и фондов. Благодаря спонсорству и вовлечению в образование эти организации предоставляют своим сообществам методы и пути решения значимых проблем, получая при этом точные и измеримые результаты, подтверждающие положительное влияние на общество. 

По мере того как устойчивое развитие, повышение квалификации, потребность в образовании и другие инициативы социального влияния станут повесткой дня для многих компаний, потребность в технологии Impact-as-a-Service, позволяющей управлять масштабными изменениями, будет только расти.

Не за горами то время, когда компании станут использовать полные наборы решений IaaS, которые будут конкурировать с их системами SaaS (Software as а service), – чтобы помочь в достижении целей экологического, социального и корпоративного управления (ESG) и КСО. По прогнозам аналитиков, в ближайшие несколько лет конкуренция ужесточится: компании, предлагающие «Влияние как услугу», будут стремиться выйти в лидеры по этой части.

Например, SaaS быстро превратился в отрасль с оборотом в $123 млрд, что сделало компании более эффективными и производительными. Impact-as-a-Service будет расширяться такими же темпами, и это позволит корпорациям во всем мире масштабировать свое влияние и решать глобальные проблемы, создавая при этом сильный бизнес, приносящий пользу всем заинтересованным сторонам. 

А что в Украине?

CSR SoftWare: как социальная ответственность переходит в облака
Фото: depositphotos.com

Скажем честно, экспресс-опрос, проведенный по нашей просьбе Центром «Развитие корпоративной социальной ответственности» среди своих участников, даже не затрагивал тему Impact-as-a-Service. Мind попытался узнать, используют ли украинские компании в рамках КСО специализированное ПО. 

Программное обеспечение управляет, администрирует и отслеживает программы КСО, которые могут включать экологически ответственные операции, гранты и спонсорство, управление устойчивым развитием, благотворительность и корпоративное управление волонтерами. Эти решения помогают компаниям делиться своими достижениями в программе КСО с клиентами, сотрудниками и инвесторами. А также предоставляют методы для поддержки их ценностей в области корпоративной социальной ответственности.

В ходе опроса выяснилось, что таких совсем мало.

Вот как комментирует ситуацию эксперт по устойчивому развитию Центра КСО Марина Сапрыкина: «Программное обеспечение для сбора данных по устойчивому развитию развивается уже более 10 лет, увеличивая объем приблизительно на 12%. По оценкам экспертов, рынок в 2021 году составит 545 млн евро». 

По ее словам, сегодня безусловным лидером является EcoVadis, который покрывает 20% рынка. Но есть и конкуренты. Одна из последних новинок – программа Resilisense, которая помогает бизнесу отслеживать свои показатели в компании и среди поставщиков. 

Почему западные компании инвестируют в специализированное программное обеспечение? Главным образом, у международных компаний это популярный инструмент, чтобы стандартизировать подходы в разных странах, для экономии средств и времени. 

«В Украине бизнес еще не созрел для инвестиций в программное обеспечение для КСО, поскольку для этого нужен определенный уровень трансформации самой компании и привлечение всех специалистов. Но за этим направлением – будущее. Поэтому советую компаниям задуматься над ним, ведь период эксель-форм все-таки должен завершиться», – подчеркивает Марина Сапрыкина.

Такая ситуация (ну разве что за исключением эксель-форм) наблюдается даже в IT-бизнесе. Так, компания SoftServe, у которой уже есть опыт разработки подобного технологического решения для одного из крупных европейских клиентов, говорит, что пока не имеет потребности в дополнительном ПО. 

В дополнение к стандартным программам ее клиенты практикуют программные пакеты, ориентированные на решение специфических или нетипичных задач. В прошлом году команда SoftServe разрабатывала кастомизированную платформу для мониторинга ряда показателей экологичности производства для одного из своих крупных клиентов. Эта компания оперирует сетью в несколько тысяч магазинов одежды по всему миру, большими производственными мощностями для изготовления одежды, обуви и аксессуаров под ряд собственных брендов. И с недавних поре решительно настроена уменьшать влияние на окружающую среду. 

Разработанное SoftServe решение позволило оптимизировать и значительно упростить работу сотрудников отдела экологичности производства. В частности, благодаря автоматизации процессов обработки и проверки данных, стал существенно легче процесс экомаркировки одежды.

Что касается использования CSR software самим SoftServe, то пока потребность в нем отсутствует.  «У нас нет единой системы, но мы построили трекинг важных для нас показателей в программах, которые уже использует компания. К примеру, все экологические показатели мы анализируем с помощью дашбордов в PowerBI. Эту же платформу используем для работы с данными по программе DE&I. Удовлетворенность сотрудников работой в компании, в частности нашими проектами Health & Wellbeing отслеживаем благодаря платформе Peakon, которая уже четыре года пользуется для работы с eNPS и Employee Satisfaction. Но поскольку опыт разработки CSR software у нас есть, уверена, нам удастся быстро его внедрить, как только возникнет потребность», – рассказала Mind Мария Кучеренко, директор по корпоративной репутации и устойчивому развитию SoftServe.

Аналогичный подход и у Parimatch Tech, которая уделяет большое внимание не только программам КСО, но и инновациям. Но в компании подчеркивают, что им гораздо важнее использовать технологии в рамках самих КСО-проектов. «Использование технологий для усиления положительного влияния на общество – тренд, который только набирает обороты. В декабре 2020 года международный благотворительный фонд Parimatch Foundation и Parimatch Tech провели бесплатную продуктовую конференцию, слушатели которой внесли вклад в группы инклюзивного футбола для детей из Києва, Харькова, Полтавы, Львова и Луцка в рамках программы «Так, я можу!», – рассказала в комментарии Mind Екатерина Белорусская, президент международного благотворительного фонда Parimatch Foundation.

До этого компания организовывала хакатон для представителей IT-индустрии, где одним из заданий стало придумать инструменты для проведения онлайн-уроков физкультуры. «Инновации являются драйвером нашей CSR-стратегии, и на данном этапе мы работаем над тем, чтобы максимально широко их использовать в реализации самих проектов социальной ответственности. А для аналитики нам достаточно уже существующих платформ – таких как PowerBI», – добавляет Екатерина Белорусская.

Чтобы понять, есть ли интерес у украинских компаний к программному обеспечению в области КСО, Mind обратился к «SAP-Украина» – одному из ведущих мировых производителей ПО для управления бизнес-процессами. Компания предлагает клиентам из крупного (или очень крупного) бизнеса отдельные разработки по всем целям устойчивого развития, но под КСО общего решения у нее пока нет.

Так, используются программы, которые обеспечивают деятельность предприятий по переработке вторичного сырья – SAP Rural Sourcing Management; SAP Logistics Business Network предоставляет возможности для отслеживания материалов от производителя до потребителя и дает точное понимание о происхождении и переработке пищевых продуктов; SAP S/4HANA Cloud помогает соблюдать нормативные требования на каждом этапе жизненного цикла продукта, отслеживать регистрации и объемы веществ, классифицировать продукты и создавать документы соответствия, а также правильно упаковывать, транспортировать и хранить опасные материалы с точной маркировкой.

SAP тесно сотрудничает с лидерами отрасли, неправительственными организациями, регулирующими органами и партнерами в течение последних трех лет в рамках проекта, известного как «Пластиковое облако». Первый продукт – SAP Responsible Design and Production – поможет предприятиям соблюдать обязательства по управлению операционными расходами, связанными с обработкой материалов.

Есть решение и для социально ответственных производственно-сбытовых циклов, ведь инициативы в области устойчивого развития должны распространяться по всей цепочке – от источников сырья до логистики и даже до процессов возврата и переработки продукции.

SAP Ariba Sourcing позволяет включить требования экологической, социальной и экономической устойчивости в процесс поиска поставщиков. А SAP Ariba Supply Chain Collaboration для покупателей позволяет обмениваться информацией в режиме реального времени со всеми поставщиками прямых затрат, получать их обязательства и использовать данные, генерируемые сетью, для достижения полной прозрачности цепочки поставок.

Еще одно из актуальных решений, которое должно заинтересовать украинский бизнес, ориентированный на европейский рынок, – Climate 21. Оно встраивает аналитические и транзакционные возможности в существующие корпоративные приложения, чтобы проанализировать и минимизировать выбросы парниковых газов в производственно-сбытовых цепочках. 

В этот пакет включены решения, которые позволят компаниям: 

  • детально и комплексно оценить воздействие своих продуктов на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла – SAP Product Footprint Management; 
  • выявлять, анализировать и снижать риски для окружающей среды, здоровья и безопасности сотрудников – SAP Environment, Health and Safety Management; 
  • исчислять выбросы парниковых газов компании в атмосферу для соблюдения нормативных требований и уменьшения воздействия с течением времени – SAP Business Ecology Management; 
  • измерять выбросы углерода во время перелетов и способы компенсации воздействия на окружающую среду вместе с планами поездок – TripIt by Concur; 

Также они предоставляют аналитические данные о выбросах углерода для конкретных продуктов в таких отраслях, как производство потребительских товаров, химическая промышленность, нефть и газ, включая анализ нескольких производственных участков и этапов производства – SAP Product Carbon Footprint Analytics. 

В мае 2020 года немецкая компания Döhler стала первым заказчиком, запустившим пилотную установку для одного из своих продуктов, что позволило отследить и анализировать выбросы углерода.

По многим направлениям есть запрос со стороны крупного украинского бизнеса в различных сегментах, говорят в «SAP-Украина». Но об интеграции ESG- и CSR-направлений речь пока не идет.

Что нужно, чтобы программное обеспечение КСО стало частью ERP- и CRM-систем украинских компаний, а точное измерение эффективности КСО нашло устойчивый спрос? Думаем, это движение двухстороннее: зрелость бизнеса должна сопровождаться зрелостью общества. Да и, будем честными, на сегодняшний день у украинских компаний нет достаточных комплаенс-рисков, чтобы задуматься о необходимости CSR SoftWare. Впрочем, стоит согласиться с позицией Parimatch Tech – в нынешних условиях гораздо важнее максимально использовать ІТ-ресурс и инновации в рамках самих проектов КСО, чем для оценки их влияния на общество. 

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно