«Устойчивое чтиво»: как чтение формирует экосознание наших детей

«Устойчивое чтиво»: как чтение формирует экосознание наших детей

И через какие месседжи можно привить бережное отношение к природе

Цей матеріал також доступний українською
«Устойчивое чтиво»: как чтение формирует экосознание наших детей
Фото: depositphotos.com

Около 70 лет понадобилось Австрии и примерно столько же – Швейцарии, чтобы вырастить поколения, для которых экологическое мышление во всем является встроенной по умолчанию привычкой, а сортировка мусора – обычным делом, вроде чистки зубов по утрам. Польша начала этот процесс всего лет 20 назад и находится примерно на полпути к желаемому результату. Украина, несмотря на пару «свежих» законов о сортировке мусора и запрете использовать пластиковые пакеты, по сравнению с другими странами еще даже не начала движение.

Прежде всего, потому что ответственность перед обществом, живой планетой и будущими поколениями не исчерпывается ни изменением количества и качества бытовых отходов, ни даже не слишком удачными попытками поддержать зеленую энергетику. «Для достижения лучшего будущего» Генассамблея ООН в 2015 году составила план – 17 целей устойчивого развития.

Сформулировать цели – только начало. Донести необходимость изменений корпоративному миру, привести в соответствие с ними законодательство – первый шаг в нужном направлении. Тем не менее, достижение целей ООН зависит не только от принятия законов, назначения штрафов и контроля над выполнением, но и, главным образом, от того, насколько экосознательны будут растущие поколения.

«Чтобы вырастить ответственных людей, для которых экологичность будет нормой, нужно минимум 30 лет – и это после того, как будут приняты и введены в действие все необходимые законы», – утверждает Ольга Чернявская, куратор образовательных программ общественной организации «Украина без мусора». По ее словам, те же Австрия и Швейцария 70-80 лет назад имели грандиозные проблемы с экологией. Наряду с законодательными изменениями, они включили в школьные программы информацию о проблемах и путях их решения – чтобы правильно воспитать своих детей.

Стандарт «на усмотрение»

«Устойчивое чтиво»: как чтение формирует эко-сознание наших детей

В Украине «экологическая компетентность» была внесена в новый госстандарт начальной и средней школы, который появился меньше года назад – в сентябре 2020-го. Согласно этому стандарту, на уроках детей следует научить «определять и анализировать проблемы окружающей среды, ответственно и экономно использовать научные данные для сохранения природы».

Правда, пока никто не знает, как этот стандарт реализовывать. «Учебные программы для средней школы по новому стандарту еще не разработаны, – объясняет Анна Усова, куратор учебной программы альтернативной школы «Спільношкола». – Поэтому интеграция темы в канву урока, упоминание об экологии и связанных с ней проблемах – все это пока полностью отдано на усмотрение учителя». На деле же без четкой программы и инструкций многие школьные учителя зачастую не находят в себе мотивации делать дополнительные «шаги в сторону».

Даже когда появляется возможность «делегировать» функцию просвещения общественным организациям, в школах не всегда торопятся это сделать.

«Шесть лет назад, когда мы только начинали работу, нас даже не всегда выслушивали, а на предложения провести тематический урок часто отвечали «нам не интересно», – вспоминает Ольга Чернявская. Теперь, по ее словам, такая позиция встречается реже, и в организацию все чаще обращаются с просьбой провести экскурсию на сортировочную станцию.

Ольга также обращает внимание на то, что школьным учителям, как правило, нечего рассказать детям, – и это объективно, поскольку такой информации на понятном языке в стране действительно мало. «Даже у студентов экологических факультетов нет доступа – они учатся по устаревшим учебникам и искренне удивляются тому, что мы им рассказываем», – говорит Чернявская, подчеркивая необходимость экообразования самих педагогов. Правда, как признается Ольга, за всю практику проведения уроков и экскурсий она ни разу не видела, чтобы преподаватели конспектировали или просили дать дополнительную информацию, которую они могли бы использовать на уроках.

Что касается младших классов, тут в действующих типовых программах освоение навыков экологической компетенции интегрировано в курсы «Природоведение», «Я в мире». На таких предметах предлагают читают тематические сказки и рассказы, которые в огромном количестве размещены на методических сайтах в качестве рекомендаций педагогам. «Сказки» констатируют ужасающие факты о масштабах мировой экологической катастрофы и пестрят фактологическими ошибками. Тексты сводятся к лозунгам – без осмысления процессов и понимания того, что может сделать лично маленький читатель.

«Устойчивое чтиво»: как чтение формирует эко-сознание наших детей

«Детей нельзя запугивать, это приводит либо к развитию страхов и фобий, либо к тому, что все эти рассказы вытесняются куда-то поглубже в подсознание, и дети вообще перестают на них реагировать», – отмечает Анна Усова. Она уверена, что задача школы – не напугать, а воспитать экологическое мышление.

Поэтому, по словам куратора, любую экотему в «Спільношкола» стараются перевести в практическую плоскость. «Спрашиваем, что может сделать лично ребенок для улучшения ситуации, а что мы могли бы сделать вместе всей школой, разбираем «природу» – эмоциональное или взвешенное решение мы предлагаем», – рассказывает Анна. В качестве примера она приводит «ситуации», над решением которых размышляют дети – рационально ли на машине, заправленной бензином, везти пару килограммов отсортированного мусора на переработку или стоит ли отказываться от натуральных шуб или древесных тканей и переходить на неразлагаемую синтетику для того, чтобы предотвратить убийство животных и вырубку деревьев.

Так, взвешивая «за» и «против», ребенок учится задавать главный вопрос – «Действительно ли это решение принесет пользу?». «Умение критически мыслить гораздо эффективнее пространных лозунгов» – уверена Анна. С этим соглашается и Ольга Чернявская: «К сожалению, авторы почему-то считают, что в художественной литературе факт-чекинг не обязателен».

Спрос не гарантирован

«Устойчивое чтиво»: как чтение формирует эко-сознание наших детей

Дополнительная подготовка учителей, повышение уровня осведомленности и квалификации, а также включение качественной литературы в программы для чтения на уроках и вне класса улучшили бы ситуацию. «Тогда с подобной литературой ознакомилось бы гораздо больше людей», – считает соучредитель издательства «Теза» Владимир Брыскин. В то же время, размышляет он, при неумелой подаче темы педагогами насильное чтение на уроках «ради широкого охвата» может дать обратный эффект и отбить интерес к экологическим проблемам у тех, кто раньше сам интересовался и читал соответствующие книги.

На самом деле, спрос на эколитературу, как отмечают украинские издатели, только формируется. Этим и объясняется определенная «сдержанность» издателей – обычно в издательском портфеле количество эколитературы для детей не превышает десяти наименований книг.

Например, в издательстве «Рідна мова» для детей – пока всего два экоиздания – переводной нон-фикшн с заданиями «Дети против пластика» и «Секреты ветра», повесть с научными объяснениями и практическими советами. «В 2019 году мы для себя провели тест-драйв экотемы – издали книгу для взрослых. Интерес был и растет, и мы взяли в работу детские книги», – говорит маркетолог издательства Екатерина Молочко,  добавляя, что останавливаться «Рідна мова» не собирается, поскольку в издательстве осознают важность темы и растущий интерес к ней.

Издательство «Наш формат» к началу ежегодного Книжного Арсенала выпустило сразу четыре новые книги для детей. «Это художественные повести о необходимости гармоничного существования человека в мире, о проблеме загрязнения городов», – рассказывает украинский писатель и главный редактор издательства Иван Андрусяк. Выбор именно художественных произведений в издательстве объясняют особенностями читательской аудитории: «Детям мало подать голую идею – ее нужно интересно упаковать в яркий сюжет и подвести к правильным выводам».

Издательство «Теза» также делает ставку на художественную литературу – издает серию книг для детей, созданную учеными, которые борются за сохранение Карпат и своими текстами формируют соответствующее отношение к природе. «Сейчас в серии четыре книги, еще одна готовится к изданию», – рассказывает Владимир Брыскин.

«Устойчивое чтиво»: как чтение формирует эко-сознание наших детей

Отсутствие сформированного и стабильного спроса на детскую эколитературу непосредственно связано и с тиражами – от 750 до 3 000 экземпляров у разных издательств. Даже у таких крупных представителей рынка как «Ранок» или «Видавництво Старого Лева», в портфеле которых не менее 10 наименований детских книг на экологическую тематику, начальные тиражи не превышают 2 000–3 000 экземпляров. «При хорошем спросе мы допечатываем книги. Успешными считаются издания, общий тираж которых составляет 9 000–12 000 экземпляров», – рассказывает Елена Носоненко, редактор издательства «Ранок».

«Сознание и культуру, а следовательно и интерес, диктуют, как правило, семья и среда, в которой растет ребенок», – отмечает  Оксана Зьобро, руководитель отдела PR&Marketing «Видавництва Старого Лева» (ВСЛ). При этом она добавляет, что на сегодняшний день самым распространенным способом заинтересовать является «личный пример» – когда в семье практикуют осознанный образ жизни или родители, как минимум, заинтересованы в нем и общаются с детьми на экотемы. Нередко дети, по ее словам, сами спрашивают об экокнигах, если слышали о проблеме мусора, пластика или сохранения животного мира и хотят узнать больше. «Довольно часто бывает, когда дети, прочитав какую-то книгу на экотематику, возвращаются с желанием купить «что-нибудь похожее», – рассказывает Оксана.

Первой книгой ВСЛ, в которой экологическая тема была основной, стал изданный в 2016 году виммельбух Патрика Джорджа «Врятуй тварин». «В то время экотема оформилась как тренд в иностранных изданиях для детей, да и в нашем социуме начала звучать все громче, невозможно было сделать вид, что мы не замечаем этого, и остаться в стороне», – комментирует Оксана. Поэтому издательство и решило начать разговор с детьми о проблеме через книги, сначала с помощью переводных образцов, а затем – добавив к ним созданные украинскими авторами.

Главное – сделать книжки как можно более интересными и вовлечь детей в действие, создать ощущение причастности к большому и нужному делу – тогда «в партнерстве» с родителями удается повысить спрос на них, считают издатели.

«Мы и со своей стороны демонстрируем экоответственность – не используем пластик или пленку для упаковки», – говорит Оксана Зьобро. По ее словам, издательство старается предлагать детям книги, соответствующие возрасту, с интерактивными заданиями по спасению планеты, ссылками на сайты экозащитных организаций, на которых можно найти больше полезной информации. Есть и издания, которые напрямую вовлекают детей в экопроцессы. Так, «Місія «Порятунок»: Ведмеді» рассказывает о жизни медведей в специальном приюте, при этом 10 гривен от продажи каждого экземпляра идут в фонд этого приюта.

Включение экокниг в редакционный портфель – волевое решение каждого отдельно взятого издательства, завязанное исключительно на убеждениях и принципах сотрудников. «Несколько лет назад мы приняли решение сделать экотематику одним из стратегических направлений. С тех пор мы сами являемся инициатором и стимулятором спроса», – говорит Елена Носоненко.

По словам генерального директора издательства «Ранок» Виктора Круглова, решение это сложилось из нескольких пазлов. «Как-то на отдыхе меня поразило количества неразлагаемого мусора в лесу – тогда и пришло понимание, что людей надо воспитывать, рассказывать им о последствиях их действий – только не взрослым, а маленьким, поскольку они более восприимчивы, – говорит он. – И вот когда лет 6 назад мы научились производить бумагу без использования древесины (из переработанного сырья), стало понятно, что в дальнейшем и книги на такой бумаге должны быть соответствующего содержания». Первой книгой, напечатанной на бумаге, произведенной из тетрапаков, стала «Подорож до дивовижного світу тварин» Брендана Кирни. А совсем недавно, к проведению Книжного Арсенала, в издательстве вышла новинка –  книжка для детей экоактивистки Ирины Билык «Куди подіти сміття», которая в интерактивной форме привлекает детей к проблеме утилизации мусора. «Книга сразу стала хитом», – утверждает Круглов.

По данным книжного магазина Yakaboo, книги о мусоре вообще пользуются наибольшим спросом в сегменте детских изданий на экотематику – из десяти самых продаваемых семь так или иначе освещают именно эту проблему. Хотя, конечно, общее количество продаж даже самых популярных книг в абсолютных цифрах, не превышающих 500 единиц в год (непосредственно с платформы Yakaboo), дает понимание серьезности проблемы информационного дефицита у маленьких читателей и вызывает желание немедленно заняться стимуляцией спроса.

Трое в лодке, не считая ребенка

«Устойчивое чтиво»: как чтение формирует эко-сознание наших детей

Поэтому, конечно, «личный пример» родителей был бы более эффективным, если бы к делу подключилась и образовательная система. Хотя, как признаются издатели, пока ни со стороны государства, ни со стороны школ практических инициатив не исходит.

С 2017 года в стране существует Украинский культурный фонд, который постоянно проводит конкурсы на получение грантов – в том числе, и на издание детских книг на определенную тематику. Однако экология пока не попадала в поле зрения специалистов Фонда.

Украинский институт книги – профильное учреждение, призванное поддерживать издание книг в Украине и способствовать их популяризации, а также – наполнять библиотеки, тоже пока не уделяет внимания именно экологической тематике. По свидетельству директора Института Александры Коваль, усилия команды направлены на популяризацию вообще чтения как такового и, скорее, по возрастному, чем по тематическому принципу. Впрочем, с будущего года в Институте планируют сделать акцент на теме экологии в книгоиздании.

«Я считаю эту тему очень важной, – говорит Александра Коваль. – Разумеется, государство обязано информировать общественность и в первую очередь – детей о климатических и экологических проблемах, поэтому с будущего года начнутся перемены: как раз сейчас мы работаем над планом мероприятий к Стратегии развития чтения и над разработкой документации, которая даст возможность выдавать гранты в поддержку книгоиздания, в частности – на издание детских книг на экотематику». С утверждением Стратегии, планирует директор, начнутся изменения и в образовательных заведениях, и в работе библиотек, и в книгопечатании.

«Устойчивое чтиво»: как чтение формирует эко-сознание наших детей

Новых инициатив ждут и книгоиздатели, полагая, что изменить общую ситуацию в сфере экологического воспитания и, в частности, – чтения, – по силам лишь государству. «Все инициативы по включению экологической темы в школьные программы, обязательные уроки по экологии, заказ на учебные и методические тематические издания, повышение квалификации практикующих педагогов и качественное образование для будущих должны исходить от государства – крупнейшего заказчика и промоутера социальных дискурсов и распорядителя денег в этой сфере», – уверен Владимир Брыскин.

С тем, что экосознательность и ответственность будущих поколений – результат совместных усилий ключевого «трио», соглашается и Елена Носоненко: «Государство должно создать необходимую смысловую повестку в обществе, в которой экоинициативы – планомерная программа действий. Это, среди прочего, будет способствовать изданию книг на экологическую тематику. Родители тоже должны развивать в ребенке экомышление – и не потому, что это тренд в соцсетях. И, наконец, сами издатели должны приложить максимум усилий, чтобы книга была интересной и привлекательной».

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате