Дмитрий Кисилевский: «Индустриальные парки могут работать без схематоза, если в законе предусмотреть нужные предохранители»

Дмитрий Кисилевский: «Индустриальные парки могут работать без схематоза, если в законе предусмотреть нужные предохранители»

Соавтор законопроектов относительно ИП – о перспективах, условиях и аналогиях с другими странами

Цей текст також доступний українською
Дмитрий Кисилевский: «Индустриальные парки могут работать без схематоза, если в законе предусмотреть нужные предохранители»
Дмитрий Кисилевский
Facebook-страница Дмитрия Кисилевского

Индустриальные парки в Украине получили официальный старт к развитию. В первый же день осенней сессии Верховная Рада 290 голосами приняла в целом законопроект №4416-1, который вносит значительные изменения в старый закон об индустриальных парках. Выступая перед парламентом, спикер ВР Дмитрий Разумков подчеркнул: принятие этого закона даст возможность создать в Украине дополнительно 60 000 рабочих мест.

Закон позволяет организовывать индустриальные парки не только на «дикой» территории, т.н. «гринфилд», но и на территории с промышленной застройкой – «браунфилд», на которой более пяти лет не велась хозяйственная деятельность, а объекты недвижимости вводились в эксплуатацию более 10 лет назад.

По мировым статистическим данным, каждый гектар индустриального парка создает примерно 50 рабочих мест, а $1 государственных вложений привлекает $5-6 инвестиций. Законом предусмотрено, что государство, в среднесрочной перспективе (3-5 лет) должно выделить на стимулирование ИП 10 млрд грн. Для этого в проекте госбюджета Кабмин обязан с 2022-го по 2026-ой выделять финансирование в размере 2 млрд грн в год на реализацию задач развития ИП. Также, правительство должно разработать и утвердить стратегию развития индустриальных парков и создать государственное учреждение по развитию ИП.

Кроме того, местным властям предлагается дать право «устанавливать для индустриальных парков и их резидентов свои льготы по налогам, которые они администрируют».

На сегодня в Украине официально зарегистрирован 51 индустриальный парк (ИП), 25 уже имеют управляющие компании, а восемь – привлекли резидентов-производителей. Но большинство из ИП этим похвастаться не могут. Летом делегация народных депутатов посетила восемь из них в разных регионах нашей страны, чтобы убедиться, что инициативу на местах поддерживают. А некоторые из парков начали развиваться даже несмотря на отсутствие какой-либо поддержки со стороны государства.

«Живые» примеры развития индустриальных парков. Показательным примером того, что из себя должны представлять ИП – это парк «Белая Церковь» (70 га). У него есть четко отведенная территория, на которую подведены необходимые промышленные коммуникации и построено несколько корпусов. Часть этих корпусов уже занята резидентами. Один из заводов производит электротехническое оборудование, второй – различные металлоконструкции, как то – бытовые лестницы и профессиональные строительные леса. Другие корпуса ждут своих арендаторов.

Дмитрий Кисилевский: «Индустриальные парки могут работать без схематоза, если в законе предусмотреть нужные предохранители»
Фото: https://ip-bt.com/

Инвесторы ИП в Белой Церкви – компания UFuture Василия Хмельницкого, организовавшая и построившая его, – говорят: в данное время для них это не бизнес, а социальный проект и приобретение опыта по организации и привлечению компаний-производителей.

Дмитрий Кисилевский: «Индустриальные парки могут работать без схематоза, если в законе предусмотреть нужные предохранители»
Фото: https://ip-bt.com/

Еще более интересный пример – группа из шести заводов в селе Малиновка Харьковской области. Когда-то давно там был построен один завод, к нему были подведены сети. Потом другие инвесторы решили: раз сети уже есть, можно строить рядом и другие заводы. Сегодня там работает завод по производству стекла, завод по производству сложной трубной продукции для ремонта и строительства энергетических объектов, и другие предприятия. Образовался кластер, который, по факту, представляет собой индустриальный парк, но пока никак де-юре не зарегистрирован.

Дмитрий Кисилевский: «Индустриальные парки могут работать без схематоза, если в законе предусмотреть нужные предохранители»
Фото: https://knau.kharkov.ua/

Между этими заводами существует минимальная кооперация: они совместно обслуживают сети, ремонтируют автодорогу, следят за исправностью ж/д ветки, и так далее. Такая кооперация сложилась сама собой, а, значит, в Украине подобный формат возможен и востребован.

К сожалению, большинство украинских ИП выглядят, как парк «Мироцкое» в Бучанской ОТГ Киевской области. Инвестор приобрел там землю и подвел коммуникации, но резидентов – пока нет. Сегодня он ждет, когда же в Украине появятся такие же стимулы для ИП, которые действуют в других странах. В разговоре с депутатами и чиновниками инвестор подчеркнул, что в этом случае бы ему было гораздо проще привлекать туда резидентов.

Зачем нужны отдельные законы о работе индустриальных парков? Перед властями Украины стоит актуальная задача – способствовать росту новых производств, чтобы вернуть заробитчан из-за рубежа. Государство должно простимулировать этот процесс. И именно создание индустриальных парков и предоставление их участникам полного ряда льгот и стимулов стало общепринятым подходом во всех ведущих странах мира.

Базовый законопроект об ИП №4416-1 должен был быть принят еще в июле 2021 года. Увы, у депутатов руки тогда не дошли. Однако, для полноценного раскрытия потенциала ИП, Рада предстоит принять еще два законопроекта – №5688 и №5689, которые содержат таможенные и налоговые стимулы соответственно.

Все три законопроекта необходимо принять осенью, чтобы успеть внести изменения в налоговое законодательство. Дело в том, что в течение бюджетного периода менять его запрещено. Если хоть один документ не получит утверждение в окончательном варианте, то индустриальные парки не смогут работать на полную мощность. Именно поэтому депутатам важно успеть принять их в этом году.

Mind обратился к одному из авторов законопроектов, заместителю главы комитета ВР по вопросам экономического развития Дмитрию Кисилевскому с просьбой рассказать, какие стимулы получат потенциальные участники ИП, и на какие выгоды от их работы может рассчитывать экономика Украины.

Дмитрий Кисилевский: «Индустриальные парки могут работать без схематоза, если в законе предусмотреть нужные предохранители»
Дмитрий Кисилевский
Фото из личного архива

–  Дмитрий, какие стимулы государство готово предоставлять ИП?

–  Речь идет о четырех видах стимулов: налоговые, таможенные, финансовые и институциональные.

Налоговый стимул предусматривает следующее: если компания-участник ИП соответствует ряду требований, она может претендовать на освобождение от налога на прибыль на 10 лет.

Таможенные стимулы – это освобождение от импортной пошлины на ввоз оборудования и от импортного НДС.

Финансовые стимулы имеют свою особенность, обратите внимание. Если налоговые стимулы заработают сразу же с принятием закона, то финансовые – могут применяться только в том случае, если в бюджете на них будет предусмотрено финансирование.

–  Что в себя включают финансовые стимулы?

–  Первое – это компенсация инвесторам ИП подведения инфраструктуры к площадке, на которой муниципалитет или частный собственник видит индустриальный парк. Государство может компенсировать ему стоимость прокладки сетей. Например, если ближайшая точка распределения газа находится за 3 км от границы ИП, то трубу надо туда подвести, а также дорогу или железнодорожную ветку проложить.

Второй финансовый стимул – это компенсация уже участникам ИП затрат на подключение к сетям. Т.е. участник внутри ИП получил в пользование участок земли, ему нужно от подстанции, которая находится, условно, в углу ИП, протянуть электричество к своему участку, воду, газ, другие сети.

Третий стимул – это возможность получить компенсацию процентных ставок по кредиту, который они берут на производственную деятельность. Но только если средства на эти стимулы будут заложены в бюджет.

– Что значит «институциональные стимулы»?

– Мы сейчас дискутируем о возможности создания органа, который бы занимался проблемами ИП на общеукраинском уровне. Эта практика есть в каждой стране, где добились успехов в использовании индустриальных парков.

Мы видим себе этот орган, как некий аналог Государственного космического агентства. Он может быть для инвестора «точкой входа» в ИП. Например, есть компания, которая рассматривает возможность открытия производства в Украине, и этот орган может давать полную информацию о каждом ИП, понимая, что там есть внутри, и сможет ли потенциальный инвестор максимально использовать эту инфраструктуру.

– В принятых законопроектах речь шла о неких «предохранителях», что это такое?

– Предохранители в этом законе очень важны, потому что мы понимаем: в нашей стране, скажем так, обмануть систему – это национальный вид спорта. А нам надо, чтобы ИП заработали именно так, как задумано. Предохранители мы выработали совместно с Налоговым комитетом ВР.

В ИП может работать только самостоятельное юридическое лицо. Если у  компании уже есть какие-то производственные объекты, но она решила свой новый объект построить в ИП, – пожалуйста. Но нужно зарегистрировать новое юрлицо, и оно юридически и физически находится на территории ИП.

Перечень видов деятельности для того, чтобы претендовать на льготы, ограничен перерабатывающей промышленностью и научно-технической деятельностью.

Если оборудование ввезено с получением льгот, то в течение пяти лет оно должно использоваться исключительно в ИП, исключительно этим юрлицом без права продажи, сдачи в аренду, лизинг или любой другой способ отчуждения. Хочешь избавиться от него раньше – верни государству полученные льготы.

Льгота по налогу на прибыль тоже имеет ограничения. В течение 10 лет ты не можешь никуда выводить эти деньги из компании, даже не можешь платить дивиденды. Хочешь пользоваться – оставляй их внутри, покупай новое оборудование, расширяй производство.

Вообще, все предлагаемые льготы опциональны – не хочешь себя в чем-то ограничивать, не получай их, никто тебя не заставляет. Но если хочешь получать льготы – к тебе предъявляются требования. 

– Что входит в перечень «перерабатывающая промышленность и научно-техническая деятельность»?

– Это всем известные и понятные КВЭДы – официальный перечень видов деятельности. В законопроект внесен полный их список, который предприятие может иметь, чтобы претендовать на стимулы внутри ИП. Предприятия перерабатывающей промышленности, переработки промышленных и бытовых отходов (кроме захоронения отходов), а также научно-технической деятельности, информационной и телекоммуникационной сферы.

Что вообще не имеет права находиться на территории ИП, так это азартные игры и производство алкоголя. Вообще, всех подакцизных товаров, за исключением автомобилей и комплектующих для них.

– Какова структура индустриального парка, кто там может находиться?

– Мы обозначили несколько субъектов хозяйствования, которые находятся внутри ИП. Во-первых, управляющая компания, по аналогии с администрацией офисного центра, которая следит, чтобы канализация работала, кондиционеры работали, охрана была. Она обеспечивает жизнедеятельность территории.

Потом – участники ИП. Это компании, ради которых все делается, которые разворачивают там производства, получают стимулы, создают рабочие места, платят налоги. Дальше есть такое явление, как «другие участники ИП» – это компании, которые не имеют права претендовать на льготы и стимулы, но могут там работать. Например, почтовые отделения или отели. Даже детский садик там может находиться, если кому-то захочется его построить.

– Вы не боитесь, что найдутся «умные люди», которые уже готовое производство перенесут в индустриальный парк, и тем самым получат себе льготы?

– Не боюсь. Реальное производство – это не просто айтишникам переехать из Украины в Польшу. Перенос может быть сопоставим с открытием нового производства, поэтому я не считаю это сколько-нибудь значимым риском. К тому же, мы предусмотрели предохранители, чтобы ИП не стали местом оптимизации налогов для действующих предприятий.

За тем, чтобы налоги не уменьшились, очень тщательно следит фискальная часть власти, потому что всегда есть определенное противоречие. Есть чиновники, которые говорят: давайте больше стимулов, будем всех привлекать и т.д. Мы сейчас дадим им какие-то послабления, они начнут работать, и в будущем принесут нам больше налогов. Другие же говорят: нет, вот мы налогов сегодня собираем столько, и завтра должны собрать не меньше. Иначе, мы не готовы говорить. Поэтому мы всегда ищем балансы.

– Готовы ли власти на местах способствовать развитию ИП?

– Очень важная вещь, которую я понял за время общения и поездок. ИП – это инструмент, который будет очень полезен общинам и органам  местного самоуправления – для активизации экономической активности там, где они сочтут это необходимым. Приведу пример Львова.

Во Львове местные власти нашли участок промышленного назначения  рядом с большими районами, где живет много людей. Речь идет о Левандовке и Зализнычном районе, там суммарно около 300 000 человек живет. Они, в силу особенностей городской застройки, находятся, как в мешке – оттуда можно выехать только по одной дороге. И власти подумали: хорошо бы рядом создать какие-то предприятия, где эти люди могли бы работать и не ехать в центр. Т.е. они решили одну городскую проблему.

С другой стороны, они решают проблему наполнения городского бюджета, ведь одним из главных источников доходов городского бюджета является налог с официальных зарплат. Есть статистика, по которой один гектар ИП дает примерно 50 рабочих мест. У них там есть 90 га, а это 4500 рабочих мест. А дальше математика, где в формуле средние зарплаты по городу, а в ИП зарплаты могут быть и выше, и количество рабочих мест. Сколько они получат в городской бюджет, если правильно организуют территорию, чтобы туда пришли предприятия?

Более того, местные власти в вопросе привлечения инвестиций будут более эффективны, чем различные государственные органы, отвечающие  за привлечение инвесторов. У мэров есть прямая заинтересованность в том, как быстро ИП будут заполняться резидентами, и тем, сколько денег получит местный бюджет.

– В истории Украины есть печальный опыт работы прототипов индустриальных парков – свободных экономических зон (СЭЗ). Там была такая коррупция, что 15 лет назад их пришлось одним махом закрыть. Вы не боитесь повторения?

– Я знаю эту страницу в истории СЭЗ, там часть опыта была успешна, а часть – нет. В начале 2000-х каждая СЭЗ создавалась отдельным законом. И в Украине создали две СЭЗ, в Донецкой и Луганской областях, которые были наделены некими особенностями, по сути дискредитировавшими весь инструмент СЭЗ по всей Украине.

У этих двух СЭЗ была возможность беспошлинно ввозить товары, а  потом развозить их по всей стране. Это был внутренний оффшор, в обход обычной системы таможни и налогообложения.

В то же время, в Закарпатье, например, тоже в СЭЗ, появился завод «Еврокар», который собирает автомобили Skoda, и сейчас работает. И ряд других предприятий, которые были успешными до того момента, как правительство, в нарушение данных обязательств, отменило этот режим. И  инвесторы, которые вложили туда деньги, построили производства, до сих пор задаются вопросом: как же так? Нам пообещали, мы построили реальные заводы, наняли людей, производим продукцию, договорились об условиях… А потом, из-за того, что у вас на другой стороне страны, вами же принятым законом возникли налоговые ямы, вы почему-то нас решили наказать.

Поэтому отношения к СЭЗ нужно разделять: с одной стороны, на отношение к зонам, которые заведомо были созданы, извините, для схематоза; и отношение к СЭЗ, которые показали, что такой режим может давать видимый эффект.

– С нашими индустриальными парками такого не будет?

– Мы для всех ИП, где бы они ни находились, создаем одинаковые условия. Здесь не может быть речи, что в каком-то одном будут особенные условия, которые создают риск схематоза. И плюс, мы говорим о том, что у нас сам этот инструмент формируется таким образом, чтобы изначально он содержал предохранители от злоупотреблений и был максимально устойчив к попыткам использования его с целью оптимизации налогообложения. Опять же, опыт, который мы видим в соседних странах, говорит о том, что это возможно. И я верю в то, что и в Украине у нас это получится.

– В мире таких опасений нет?

– Мы не изобретаем велосипед. Во всех странах, с которыми мы граничим, и в дружественных, и во враждебных, ИП работают давно и очень успешно. Они есть в России, Беларуси, Словакии, Польше, в Венгрии 30% ВВП создается в ИП.

Мы помним времена, когда Турция и промышленность вообще не ассоциировались друг с другом, а посмотрите, что сегодня. По сути, вся турецкая промышленность за последние 10-15 лет выросла в ИП. У них этот инструмент широко и успешно используется, не говоря уже о более далеких странах, как Корея, Китай. У нас почему-то индустриальных парков нет, но мы должны это исправить.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно