Приключения инвесторов в Украине: веселые и не очень кейсы поиска «инвестнянь»
Что объединяет «Ашан», «Нову пошту» и Philip Morris
В какие проекты готовы вкладывать международные инвесторы? Чего они ждут от чиновников? Как государство (не)петляет? Об этом и многом другом рассказывали топ-менеджеры и депутаты на недавнем RAU Investment Forum 2021. Mind отобрал пять выступлений спикеров как с позитивными, так и с трагикомическими историями.
Елена Перцова, советник AEQUO:

– Американский инвестор покупает актив в Украине. Летит в нашу страну. В аэропорту «Борисполь» мужчину разворачивают, так как СБУ наложила запрет на его въезд в Украину. Инвестор возвращается в США. Пытается выяснить в госорганах Украины, что же он такого натворил. Через полгода адвокаты наконец-то получают текст решения о запрете на въезд. Нас очень сложно чем-то удивить, но в данном случае это удалось. Цитирую: «Покупка актива приведет к дискредитации правоохранительной системы и действующей власти, что дестабилизирует общественно-политическую ситуацию в Украине и подорвет авторитет нашего государства на международной арене. А значит, противоречит интересам национальной безопасности Украины».
Во время судебных слушаний СБУ не предоставила ни одного документа с более убедительными основаниями для запрета на въезд: «Дело засекречено». Мы выиграли в первой инстанции и ждали апелляционную жалобу. И тут случается чудо. Нам звонят из СБУ и интересуются, могли бы адвокаты снять с них судебный сбор (целых 1800 грн). Мы согласились взамен на неподачу апелляции со стороны СБУ.
Это одна из немногих историй, в которой госорган оперативно осознал, что бессмысленно идти до последнего. В большинстве же кейсов мы сталкиваемся с тем, что государство не способно признавать свои ошибки, чиновники опасаются брать на себя ответственность, подаются бессмысленные жалобы в очевидно проигрышной ситуации. Этот перечень можно продолжать очень долго.
Руслан Дубас, юридический директор «Ашан Ритейл Украина»:

– Многие игроки понимают: если входишь в Украину, нужно быть готовым защищать свои инвестиции. Главное препятствие – очень длительный и дорогостоящий для бизнеса процесс этой защиты. К примеру, мы прошли уже все инстанции, обошли все госорганы, которые могли бы помочь, уже три года судимся (речь о кейсе АРМА против «Ашан». – Mind). Надеемся в октябре получить финальное решение Верховного суда. Наша штаб-квартира недоумевает, почему рассмотрение в ВС полгода переносится. Такие истории настораживают иностранных инвесторов, тем более европейцев.
Еще один «балласт» – неопределенность в начислении штрафов. Проверяющие органы на свое усмотрение могут наложить как минимальный, так и максимальный штраф как в кейсе с «Новою поштою». Этот случай стал публичным, поэтому проблему быстро решили. Но есть множество других непубличных примеров. Компанию отправляют в суд, и она вместо того, чтобы вкладывать деньги в развитие, концентрируется на разборках.
Галина Янченко, глава временной следственной комиссии по вопросам защиты прав инвесторов в Верховной Раде:

– Наша комиссия создана более года назад. Состоит из 13 депутатов разных фракций, что позволяет сохранять аполитичность и объективность. У нас есть инструмент парламентского контроля над всеми ветвями власти. Это позволяет оперативно реагировать на жалобы бизнеса на силовиков, Госпотребслужбу и т. п.
По многим кейсам в ближайшее время ожидаем победы. Philip Morris vs АМКУ – в конце сентября/начале октября. «Ашан» vs АРМА – лично для меня это знаковая история, которой занимаюсь полтора года. Кейс говорит о том, насколько важно решать не просто точечные проблемы конкретного бизнеса, а принимать системные решения. «Ашан», к большому сожалению, – не первый и, возможно, не последний большой иностранный инвестор, который столкнулся со специфическим поведением АРМА. Мы разработали и добились принятия закона, который ограничивает полномочия этого «ганебного» агентства. После вступления закона в силу, АРМА не сможет продать земельные участки, недвижимость и другие крупные активы без решения суда. Также было уволено прежнее руководство АРМА, им вручены подозрения (підозри).
В кейсе «Нова пошта» vs Госпотребслужба проблема, вроде бы, решена. Но она в любое время может возникнуть и у других компаний. Мы хотим принять системные решения: готовим законопроект, который регулирует начисление сумм штрафов и процедуры. Он позволит избавить бизнес от драконовских и неадекватных санкций.
Виталий Стефурак, директор по развитию «McDonald's Украина»:

– Мы 25 лет на рынке Украины. За это время инвестировали около $300 млн. В ближайшие годы планируем увеличивать присутствие. Украина – одна из немногих стран на карте Европы, в которую можно инвестировать с гораздо большей доходностью.
Однако, международные инвесторы продолжают сталкиваться с вызовами, государству необходимо принять непростые решения. Хотя в последнее время степень адекватности госслужащих и их доступность серьезно возросли.
Что нужно делать местным органам власти? Во-первых, не ждать, когда придет инвестор, а самим инициировать интересные проекты. Сейчас мне уже звонят мэры и предлагают развивать конкретные «вещи». Во-вторых, инвесторам нужны прозрачные правила аренды земельных участков. Это можно сделать через аукционы. Законодательные нормы есть, но четко прописанного механизма пока нет.
В-третьих, необходимы прозрачные правила аренды коммунального имущества. Есть огромнейший объем такой недвижимости. Выставляйте ее на аукционы.
Четвертое, генеральные планы застройки города. Сколько мы говорим о генплане Киева? Давайте наконец-то его примем, чтобы не было злоупотреблений, закулисных договоренностей, скандалов при выяснении: зона – под общественной или коммерческой застройкой.
Пятое, больше всего инвесторов отпугивает коррупция. Ее можно преодолеть только цифровыми технологиями. Этот процесс идет. Но наблюдаем, как отдельные госструктуры пытаются его притормозить. Государству важно запустить механизмы, которые не позволят в ручном режиме ставить палки в колеса.
Анна Лебединец, ассоциированный директор, старший банкир ЕБРР:

– С 1991 года ЕБРР инвестировал 14 млрд евро в 498 украинских проектов. При отборе нам важна не только окупаемость. Один из главных фокусов – развитие зеленой экономики в различных отраслях. Речь об энергоэффективности, источниках возобновляемой энергии, использовании воды, противостоянии изменениям климата и т. п.
Ритейл – одна из индустрий, которая может внести серьезный вклад в эти изменения наряду с металлургией и т. п. Компании могут строить здания с энергоэффективным оборудованием, в логистике – минимизировать транспортные расходы и, соответственно, снижать выбросы. «Правильная» упаковка и переработка отходов – тоже сфера деятельности ритейла. К тому же ритейл влияет на всю цепочку поставок.
Приведу несколько примеров. Один из недавних проектов – финансирование группы Fozzy на $60 млн. Кредит выдан на развитие сети супермаркетов «Сільпо» и «Фора» с фокусом на энергоэффективность. В рамках этого проекта «Сільпо» уже открыл зеленый супермаркет. Установлены солнечные панели на крыше, бесфреоновые холодильники, используется рекуперация через системы вентиляции (вода нагревается теплом, которое выделяют холодильники), электронные ценники (не нужно печатать бумажные) и т. п. Это первый зеленый маркет в Украине. Хотя в Европе они уже довольно распространены.
Еще один пример – с Novus мы уже сделали три проекта. Последний – кредит на $100 млн на развитие сети и строительство дистрибуционного центра. Объект тоже будет построен на основе зеленых технологий.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].