Осмысление кризиса Evergrande: три мнения о «шторме» для китайского девелопмента

Осмысление кризиса Evergrande: три мнения о «шторме» для китайского девелопмента

Почему аналитики называют ситуацию «$305-миллиардной головоломкой», «бурей в чайнике» и «испытанием от Бога»

Цей текст також доступний українською
Осмысление кризиса Evergrande: три мнения о «шторме» для китайского девелопмента
Фото: DR

В сентябре 2021 года внимание инвесторов со всего мира было приковано к возможному банкротству китайского мегазастройщика Evergrande. Из-за связанных с ним волнений дешевели акции других азиатских компаний, падали котировки криптовалют, снижались цены на железную руду.

Эксперты называли Evergrande «китайской Lehman Brothers», сравнивая его со злополучным американским инвестбанком, банкротство которого в 2008 году вызвало «эффект домино» и запустило глобальный финансовый кризис. Однако подобный наихудший сценарий развития событий не реализовался, и теперь аналитики приводят более взвешенные трактовки того, что случилось с Evergrande.

Mind предлагает три экспертных мнения о ситуации в Китае, которые наиболее ярко характеризуют сложившуюся ситуацию и ее возможные последствия.

Мнение 1: Evergrande «мягко» обанкротят

Согласно распространенному мнению, Evergrande, работавшая по принципу «занимай, чтобы строить», движется к краху. И китайское правительство не собирается спасать проблемную корпорацию путем «взятия на поруки», но постарается сделать ее коллапс максимально безболезненным для жителей страны. Главным страхом правящей в КНР коммунистической партии всегда были и остаются социальные волнения среди 1,39-миллиардного населения Китая, и она сделает все возможное, чтобы их избежать.

У Evergrande $305 млрд долгов (это втрое больше госдолга Украины) перед банками, держателями бондов, поставщиками материалов, но более всего – перед владельцами недостроенного жилья. Около 67% долга корпорации – это наличность, которую клиенты предоставили ей на возведение недвижимости.

Запасов денег у Evergrande осталось меньше $15 млрд, а страхи за ее дальнейшую судьбу отпугивают от нее новых вкладчиков. Поэтому без помощи правительства компания не сможет рассчитаться с поставщиками и кредиторами, строительные проекты ей придется остановить, а часть своих 200 000 сотрудников уволить.

За девять месяцев 2021 года акции Evergrande подешевели на 85%, а ее самый ценный биржевой актив – подразделение по выпуску электромобилей Evergrande NEV – с апреля по сентябрь рухнул в цене на 93% или на $84 млрд на фоне слухов, что его недостаточно финансируют и хотят продать для спасения родительской компании. Этот биржевой обвал окончательно лишил компанию возможностей решить свои проблемы самостоятельно и создал проблему властям Китая.

«Кризис, постигший гигантского застройщика Evergrande, задал $305-миллиардную задачу для китайского президента Си Цзиньпина: как заставить застройщиков соблюдать финансовую дисциплину, не вызвав социальных волнений», – пишет Reuters.

«Правительство знает, что, если оно не будет обращаться с Evergrande осторожно и допустит запуск процедуры банкротства, то рассерженные домовладельцы и акционеры рискуют спровоцировать социальную нестабильность. Дефолты по долгам могут повысить в Китае финансовые риски, а массовые увольнения – усилят тревогу по поводу безработицы. И от этой паники могут пострадать другие частные фирмы», – приводит Reuters мнение Тэнга Ренву, возглавляющего Школу государственного управления при Пекинском педагогическом университете.

Мнение 2: проблема Evergrande раздута

По мнению управляющего директора исследовательской компании Orient Capital Research Эндрю Коллиера, проблемы у Evergrande искусственно созданы Пекином, применившим ограничения для всех компаний из сферы недвижимости. Гибель застройщику не угрожает, а возникшая паника – это «буря в чайнике», которая выглядит комичной, если посмотреть, как весь мир сейчас волнуется за Evergrande.

По его словам, правительство Китая в прошлом году начало внедрять политику «трех красных линий» для сдувания пузыря и предотвращения перегрева рынка недвижимости. По новым правилам, у каждого застройщика объем обязательств должен быть ниже 70% стоимости активов; собственного капитала у него должно быть больше, чем заемного; а запасы наличности должны превышать краткосрочный долг.

«Не удивительно, что из-за «трех красных линий» у компании с самыми большими долгами возникли трудности. Факт того, что власти Китая продолжают принуждать застройщиков к сокращению доли заемных средств, свидетельствует о том, что Пекин считает политику «трех красных линий» хорошей», – рассуждает Эндрю Коллиер.

Evergrande является самым злостным нарушителем «трех красных линий». Чтобы оказаться ниже первой, этому застройщику необходимо уменьшить объем долгов на $56 млрд при сохранении имеющихся у него $355 млрд активов. По предположению аналитиков, регуляторы КНР устраивают показательную расправу над Evergrande для устрашения остальных китайских застройщиков, чтобы заставить их уменьшить свои долги и оздоровить китайских рынок недвижимости.

«Легко понять, почему китайские власти так обеспокоены. За последние пять лет у Китая соотношение объема долгов к ВВП возросло на 45% и пребывает на одном из самых высоких уровней среди развивающихся стран. В сфере недвижимости ситуацию усугубляет то, что компании набирают долги не только у банков и на рынке облигаций, но и множеством иных способов», – пишет Фонд Карнеги за международный мир.

Подпитываясь всевозможными займами, сектор недвижимости стал одним из главных двигателей экономической активности в Китае, занимая почти 25%-ную долю в ВВП (существенно выше, чем в других странах). Но «долговой разгул» также вызвал не выгодное для экономики «спекулятивное безумие», из-за которого огромное количество домов, квартир и площадей под застройку в Китае пустуют. В ожидании роста цен, многие владельцы земель и недвижимости, особенно в самых привлекательных для жизни городах, не хотят ни продавать его, ни сдавать в аренду. Политика «трех красных линий» призвана стабилизировать стоимость жилья и снизить его привлекательность для спекулянтов.

Мнение 3: судьба гиганта зависит от его покорности

По мнению Ли Сеон Хьона, ученого из Центра китайских исследований Fairbank в Гарвардском университете, Пекин устроил для Evergrande испытание, подобное тем, которыми библейский Бог заставлял грешников покаяться и вернуться на праведный путь.

«Наблюдатели за Китаем любят сравнивать Компартию КНР с христианским Господом, так как у них есть три схожести: требование абсолютной покорности, вездесущее присутствие и способности к «всезнанию»… Мы все еще гадаем, что произойдет с проблемным застройщиком и его непомерной горой долгов, и совершит ли правительство божественное вмешательство для спасения Evergrande от нависшей над ним тени смерти. Возможно – и как всегда – ответы даст Библия», – пишет Ли Сеон Хьон.

По его мнению, к Evergrande отлично подходит изречение: «Господь дал, Господь и взял» из Книги Иова. Следуя библейской логике, Компартия дала гигантскому застройщику все, что он имеет, и теперь может отобрать все до цента. С ее благословения основанный в 1996 году конгломерат Evergrande аккумулировал активы на $355 млрд, но, подобно библейскому Иову, долгие годы жил безбожной жизнью, применял рисковые стратегии, – и пришел к нынешнему кризису ликвидности.

Анонсировав политику «трех красных линий», правительство Си Цзиньпиня наказало конгломерат Evergrande испытанием, чтобы преподать урок ему и всем остальным участникам рынка недвижимости. Падение гиганта должно стать полезным и поучительным.

«Evergrande ― это Годзилла в сравнении с остальными. До тех пор, пока она будет падать в организованном порядке, поднимая минимальное количество пыли, это будет приемлемым. Китайский сектор недвижимости будет на это смотреть и извлекать урок. Китайская экономика в целом оздоровится», – рассуждает Ли Сеон Хьон.

По его словам, проблема в том, что главный босс Evergrande миллиардер Хуэй Ка Янь, похоже, уже «обратился к вере». В недавнем заявлении он назвал своих сотрудников «непобедимой армией, которая лояльна и без жалоб переносит невзгоды». И пообещал, что его компания выйдет из «самого темного времени».

«Дух людей Evergrande – никогда не признавать поражения и становиться сильнее, когда дела идут тяжело, – это наш источник силы в преодолении всех трудностей!» – заявил Хуэй Ка Янь, вероятно, рассчитывая, что история для него завершится так же, как для Иова из Библии.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно