Конкурент с мировым именем: действительно ли Lidl готовится выйти в Украину
К чему это приведет и почему работа на здешнем рынке не будет для компании простой

Немецкая компания Schwarz Group, которая развивает сети дискаунтеров Lidl и гипермаркетов Kaufland, назначила регионального менеджера сети Lidl по Украине. Им стал Адам Мищишин, написало немецкое издание Lebensmittel Zeitung (LZ). Но это не означает, что компания откроет свой первый магазин в Украине в ближайшее время – речь идет об изучении рынка ритейла. Если же Lidl все же рискнет выходить в нашу страну, то может столкнуться с трудностями. Покупатели не готовы к формату «жесткого дискаунера», в Украине работают сильные игроки – АТБ и Fozzy Group («Сільпо», «Фора», «Thrash! Траш»), а быстрому развитию немецкого ритейлера может помешать дефицит помещений.
Крупнейшая европейская сеть
Чуть более 20 лет назад четверо бизнесменов – Геннадий Буткевич, Евгений Ермаков, Виктор Карачун и Сергей Тарасюк раздумывали над тем, как менять принадлежащую им сеть магазинов АТБ. Изначально они строили ее по образу и подобию немецкой сети Lidl, которая работает в формате «жесткого дискаунтера». Но украинцам, которые ценят сервис, такие магазины пришлись не по душе. В торговых точках небольшое количество кассиров, некоторые товары стоят не на стендах, а на полу, да еще и в заводской упаковке. Буткевич, Ермаков и Карачун решили переформатировать магазины в сторону «мягкого дискаунтера», а не согласный с этим решением Тарасюк предпочел покинуть компанию.
В конце 2021-го украинским рынком заинтересовался и бывший прототип самой крупной сейчас в Украине торговой сети АТБ – Lidl. О планах «материнской» Schwarz Group известно мало. Компания ограничилась назначением регионального менеджера, но пока не готовится открывать магазины и не ведет переговоры о покупке крупных конкурентов, стало известно Mind. «Вероятнее всего, ритейлер пока изучает украинский рынок, который считает для себя перспективным. Это уже хороший знак», – говорит директор торговой сети, пожелавший остаться неназванным.
Новость о возможном входе в Украину сети магазинов Lidl взбудоражила профессиональное сообщество. И вот почему. Schwarz Group – это пятый по размеру ритейлер в мире, чьи продажи в 2020 году составили 125 млрд евро. Компания принадлежит немецкому миллиардеру Дитеру Шварцу. В 2020 году Forbes оценил состояние бизнесмена в $34,8 млрд и поместил его на 30 место в списке богатейших людей мира.
Сейчас ритейлер управляет более чем 11 000 магазинами в 30 странах мира, в том числе и в США. Среди всех стран бывшего СНГ, немецкий ритейлер открыл свои магазины – гипермаркеты Kaufland только в Молдове. В России компания зарегистрировала свою торговую марку, но пока не открыла магазины в этой стране.
Какие проблемы могут возникнуть?
На рынках большинства стран Восточной Европы Lidl смог завоевать лидерские позиции. Но добиться этого в Украине будет не так и просто. В нашей стране уже работают две крупные по европейским меркам продовольственные компании, оборот которых превышает $1 млрд в год – это АТБ (в 2020 году – 123,9 млрд грн) и Fozzy Group (64,4 млрд грн). «Местные сети в Украине очень сильные», – констатирует директор компании «Стокман» Сергей Овчинников. В пример он приводит «Сильпо», которая по качеству обслуживания и формату сильнее, чем многие иностранные конкуренты.
Стратегия развития Lidl, если сеть все же решится выходить в Украину, непонятна, – ритейлер может купить кого-то из конкурентов или выберет путь органической экспансии, говорит директор исследовательской компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля.
Эксперт добавляет, что первые магазины в Украине могут открыться через годы. Так происходило при выходе компании на рынки Литвы, Латвии, Сербии и пр. «Прогнозировать, как изменится конъюнктура рынка за это время, очень сложно. За эти годы и между самими украинскими ритейлерами может произойти масса изменений», – считаетГугля.
Если выходить в Украину, то как?
Для быстрого развития проще купить готовую сеть, считает руководитель аналитического департамента компании Concorde Capital Александр Паращий. «Но я не уверен, что они потянут покупку АТБ. Это очень большая сумма, чтобы инвестировать ее в такую страну, как Украина», – говорит он. В апреле генеральный директор АТБ Борис Марков рассказалв интервью YouTube-проекту Андрея Жука «За рамками ритейла», что по их внутренним оценкам компания должна стоить $3-4 млрд. И признал, что это нереальная сумма.
«Если бы мы выходили сейчас на рынок, наша внутренняя оценка, что мы должны были бы стоить где-то $3−4 млрд. Но, во-первых, это нереально с точки зрения страновых рисков, с точки зрения того, что происходит на Востоке. Плюс компании такого размера не может себе позволить ну точно никто из покупателей в Украине. И даже для европейских операторов рынка это уже достаточно значимые сделки», – заявил он.
Сейчас АТБ владеет более 1200 магазинами по всей территории страны. Особенность развития сети в Украине заключается в том, что почти все помещения под торговыми точками являются собственностью ритейлера. Ликвидных помещений для открытия магазинов очень мало, отмечает Сергей Овчинников. И это тоже может стать проблемой для новой сети.
Главный же конкурент – компания АТБ – стремительно развивается. По данным GT Partners Ukraine, доля сети в суммарном розничном товарообороте предприятий страны увеличилась с 16% в 2019 году до 17,3% в 2020-м. А доля компании в суммарных продажах FMCG товаров по всей стране увеличился за этот же период с 33% до 36%. В АТБ возможные переговоры с Lidl не комментируют.
Чтобы конкурировать с АТБ, цены на продукцию в магазинах Lidl должны быть ниже. «Никто из поставщиков не будет предоставлять дополнительные скидки сети, если у нее будет меньше 100 магазинов», – уточняет эксперт рынка FMCG-товаров Юрий Евенко. Но не исключает, что немецкий ритейлер может пойти на демпинг и установить самые низкие среди конкурентов цены на товары в магазинах, тем самым привлекая покупателей.
С АТБ сложно договориться о поставках – сеть требует дополнительные скидки, разработанные под нее предложения, а отсрочка платежа по некоторым категориям товаров может доходить до 100-120 дней, отметил директор крупной FMCG-компании, пожелавший сохранить анонимность. «Поставщики идут на эти условия, поскольку объемы продаж у сети – колоссальные», – говорит он.
Но и у немецкого конкурента есть свои козыри. Если Lidl предложит украинским производителям возможность поставлять свои товары в магазины сети в другие страны мира, то они пойдут на уступки ритейлеру.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].