Конкурент с мировым именем: действительно ли Lidl готовится выйти в Украину

Конкурент с мировым именем: действительно ли Lidl готовится выйти в Украину

К чему это приведет и почему работа на здешнем рынке не будет для компании простой

Цей матеріал також доступний українською
Конкурент с мировым именем: действительно ли Lidl готовится выйти в Украину

Немецкая компания Schwarz Group, которая развивает сети дискаунтеров Lidl и гипермаркетов Kaufland, назначила регионального менеджера сети Lidl по Украине. Им стал Адам Мищишин, написало немецкое издание Lebensmittel Zeitung (LZ). Но это не означает, что компания откроет свой первый магазин в Украине в ближайшее время – речь идет об изучении рынка ритейла. Если же Lidl все же рискнет выходить в нашу страну, то может столкнуться с трудностями. Покупатели не готовы к формату «жесткого дискаунера», в Украине работают сильные игроки – АТБ и Fozzy Group («Сільпо», «Фора», «Thrash! Траш»), а быстрому развитию немецкого ритейлера может помешать дефицит помещений.

Крупнейшая европейская сеть

Чуть более 20 лет назад четверо бизнесменов – Геннадий Буткевич, Евгений Ермаков, Виктор Карачун и Сергей Тарасюк раздумывали над тем, как менять принадлежащую им сеть магазинов АТБ. Изначально они строили ее по образу и подобию немецкой сети Lidl, которая работает в формате «жесткого дискаунтера». Но украинцам, которые ценят сервис, такие магазины пришлись не по душе. В торговых точках небольшое количество кассиров, некоторые товары стоят не на стендах, а на полу, да еще и в заводской упаковке. Буткевич, Ермаков и Карачун решили переформатировать магазины в сторону «мягкого дискаунтера», а не согласный с этим решением Тарасюк предпочел покинуть компанию.

В конце 2021-го украинским рынком заинтересовался и бывший прототип самой крупной сейчас в Украине торговой сети АТБ – Lidl. О планах «материнской» Schwarz Group известно мало. Компания ограничилась назначением регионального менеджера, но пока не готовится открывать магазины и не ведет переговоры о покупке крупных конкурентов, стало известно Mind. «Вероятнее всего, ритейлер пока изучает украинский рынок, который считает для себя перспективным. Это уже хороший знак», – говорит директор торговой сети, пожелавший остаться неназванным.

Новость о возможном входе в Украину сети магазинов Lidl взбудоражила профессиональное сообщество. И вот почему. Schwarz Group – это пятый по размеру ритейлер в мире, чьи продажи в 2020 году составили 125 млрд евро. Компания принадлежит немецкому миллиардеру Дитеру Шварцу. В 2020 году Forbes оценил состояние бизнесмена в $34,8 млрд и поместил его на 30 место в списке богатейших людей мира.

Сейчас ритейлер управляет более чем 11 000 магазинами в 30 странах мира, в том числе и в США. Среди всех стран бывшего СНГ, немецкий ритейлер открыл свои магазины – гипермаркеты Kaufland только в Молдове. В России компания зарегистрировала свою торговую марку, но пока не открыла магазины в этой стране.

Какие проблемы могут возникнуть?

На рынках большинства стран Восточной Европы Lidl смог завоевать лидерские позиции. Но добиться этого в Украине будет не так и просто. В нашей стране уже работают две крупные по европейским меркам продовольственные компании, оборот которых превышает $1 млрд в год – это АТБ (в 2020 году – 123,9 млрд грн) и Fozzy Group (64,4 млрд грн). «Местные сети в Украине очень сильные», – констатирует директор компании «Стокман» Сергей Овчинников. В пример он приводит «Сильпо», которая по качеству обслуживания и формату сильнее, чем многие иностранные конкуренты.

Стратегия развития Lidl, если сеть все же решится выходить в Украину, непонятна, – ритейлер может купить кого-то из конкурентов или выберет путь органической экспансии, говорит директор исследовательской компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля.

Эксперт добавляет, что первые магазины в Украине могут открыться через годы. Так происходило при выходе компании на рынки Литвы, Латвии, Сербии и пр. «Прогнозировать, как изменится конъюнктура рынка за это время, очень сложно. За эти годы и между самими украинскими ритейлерами может произойти масса изменений», – считаетГугля.

Если выходить в Украину, то как?

Для быстрого развития проще купить готовую сеть, считает руководитель аналитического департамента компании Concorde Capital Александр Паращий. «Но я не уверен, что они потянут покупку АТБ. Это очень большая сумма, чтобы инвестировать ее в такую страну, как Украина», – говорит он. В апреле генеральный директор АТБ Борис Марков рассказалв интервью YouTube-проекту Андрея Жука «За рамками ритейла», что по их внутренним оценкам компания должна стоить $3-4 млрд. И признал, что это нереальная сумма.

«Если бы мы выходили сейчас на рынок, наша внутренняя оценка, что мы должны были бы стоить где-то $3−4 млрд. Но, во-первых, это нереально с точки зрения страновых рисков, с точки зрения того, что происходит на Востоке. Плюс компании такого размера не может себе позволить ну точно никто из покупателей в Украине. И даже для европейских операторов рынка это уже достаточно значимые сделки», – заявил он.

Сейчас АТБ владеет более 1200 магазинами по всей территории страны. Особенность развития сети в Украине заключается в том, что почти все помещения под торговыми точками являются собственностью ритейлера. Ликвидных помещений для открытия магазинов очень мало, отмечает Сергей Овчинников. И это тоже может стать проблемой для новой сети.

Главный же конкурент – компания АТБ – стремительно развивается. По данным GT Partners Ukraine, доля сети в суммарном розничном товарообороте предприятий страны увеличилась с 16% в 2019 году до 17,3% в 2020-м. А доля компании в суммарных продажах FMCG товаров по всей стране увеличился за этот же период с 33% до 36%. В АТБ возможные переговоры с Lidl не комментируют.

Чтобы конкурировать с АТБ, цены на продукцию в магазинах Lidl должны быть ниже. «Никто из поставщиков не будет предоставлять дополнительные скидки сети, если у нее будет меньше 100 магазинов», – уточняет эксперт рынка FMCG-товаров Юрий Евенко. Но не исключает, что немецкий ритейлер может пойти на демпинг и установить самые низкие среди конкурентов цены на товары в магазинах, тем самым привлекая покупателей.  

С АТБ сложно договориться о поставках – сеть требует дополнительные скидки, разработанные под нее предложения, а отсрочка платежа по некоторым категориям товаров может доходить до 100-120 дней, отметил директор крупной FMCG-компании, пожелавший сохранить анонимность. «Поставщики идут на эти условия, поскольку объемы продаж у сети – колоссальные», – говорит он.

Но и у немецкого конкурента есть свои козыри. Если Lidl предложит украинским производителям возможность поставлять свои товары в магазины сети в другие страны мира, то они пойдут на уступки ритейлеру.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате