Андрей Колодюк: «Я инвестирую в людей»
Венчурный инвестор – об ахиллесовой пяте украинских стартаперов, единорогах и теме для делового разговора с правительством

Андрей Колодюк начал предпринимательскую деятельность в Нью-Йорке в 1992 году и с тех пор успел основать более 10 компаний в IT, телекоммуникационной, интернет и медиасферах. В 2012-м он запустил венчурный фонд AVentures Capital, а в 2014-м инициировал создание UVCA (Ассоциации венчурного капитала и прямых инвестиций, которая объединяет 50 представителей инвестиционной экосистемы Украины и не только) и был избран главой ее Наблюдательного совета.
Накануне первого Украинского саммита прямых инвестиций и венчурного капитала (Ukrainian Private equity&Venture capital Summit), организованного UVCA вместе с Founders League, Андрей рассказал Mind о том, какие проекты интересны инвесторам, а какие – стартаперам, зачем и кому нужен Фонд фондов и что нужно знать ангелам, которые рискнут принести деньги в Украину.
«Не у всех украинских фондов есть жесткая установка вкладывать в Украине»
– Вы как-то назвали UVCA «инвестиционными воротами в Украину». Вы довольны эффективностью этих «ворот»? Что хорошо в их работе, а в чем – перебои?
– UVCA уже семь лет, она состоялась и по количеству членов, и – самое важное – по ее роли. Она – действительно «инвестиционные ворота». Более 50 членов нашей Ассоциации – это, прежде всего, фонды, которые сегодня инвестируют в Украину. И любой новый игрок, который хочет инвестировать в нашу страну, обращается к нам, чтобы познакомиться с теми, кто это уже делает, посмотреть на возможности, на сделки. Но не подумайте, что мы тут просто так сидим– греемся и ждем, когда инвесторы придут сами. Мы за эти семь лет много сделали для того, чтобы об Украине узнали. Мы презентуем страну на Всемирном экономическом форуме, организовываем многочисленные road show в Силиконовой долине, Израиле, Европе, Канаде, Гонконге, запустили недавно инвестклуб, на котором члены нашей ассоциации могут пригласить в свои портфельные компании инвесторов, которые не входят в ассоциацию или даже не находятся в Украине. Зачем? Чтобы познакомиться с местными экосистемами и построить мосты между украинскими и иностранными инвесторами для дальнейшего создания «синдикатов» или «соинвестирования».
– В отличие от реального сектора, венчурные инвестиции меньше зависят от государства и инвестиционного климата в стране. И все же: существует ли связь между происходящим в Украине и венчурным рынком страны?
– Да, хорошая новость с венчурным рынком такова, что он практически не зависит от плачевного состояния инвестиционного климата, пессимистического настроения инвесторов и колоссального оттока инвестиций в реальном секторе. В нашей сфере по результатам предварительного исследования за 10 месяцев можно сказать, что 2021 год будет рекордным по количеству сделок и объему венчурных инвестиций в украинскую IT-систему за всю историю Украины. В прошлом году общий объем составил более полумиллиарда долларов, в этом, по моим расчетам, будет не менее $700 млн. Так что в целом я очень доволен этими результатами.
– Кто больше вкладывается: иностранные или украинские инвесторы?
– Мы в своем исследовании сознательно разделили локальных и международных игроков – для понимания ситуации и честной статистики. И по объему, и по количеству сделок две трети составляют международные инвесторы, которые не имеют ни представительств в Украине, ни украинских управляющих в своих фондах. То есть, они – международные во всех смыслах этого слова. И все-таки треть сделок – это локальные фонды, которые выросли за последние 7–8 лет. И это очень хорошая тенденция. Причем, тенденция последних двух лет – в том, что появляются новые фонды, фонды с украинскими управляющими и даже с украинскими деньгами. Новые игроки – это очень хорошо для экосистемы.
– И все же почему локальных настолько меньше? Не хотят вкладывать в своих и смотрят «на сторону» или просто не хватает денег?
– По-разному. Например, у нас есть сознательное жесткое решение вкладывать только в украинские стартапы, а другие фонды таким решением не связаны. В целом, около половины инвесторов смотрят на инвестиции за пределами страны – и это говорит в первую очередь о глобализации рынка. Раньше всюду действовало «правило Силиконовой долины», когда считалось, что инвестировать нужно только в компанию, до которой можешь доехать на машине за полдня. Сейчас из-за ковида уже никто не встречается и никуда не ездит. Где физически находится компания, уже не имеет решающего значения. Границы стираются, это дает возможность украинским стартапам привлекать международных инвесторов, а украинским фондам вкладывать в других странах.
«Мы создали моду на стартапы»
– На тематических ресурсах, где стартапы ищут инвесторов, их общее количество превышает 20 000. По вашему опыту, какой процент из них действительно чего-то стоит? Существует ли статистика, сколько стартапов из 100 получают инвестирование?
– В среднем один венчурный фонд просматривает от 500 до нескольких тысяч стартапов да 12 месяцев. Это дает результат от двух, если фонд на ранней стадии развития, до 5–7 сделок в год. Вот вам статистика по проценту инвестирования. Например, наш фонд, которому более 7 лет, за время существования просмотрел более 3000 стартапов и заключил чуть больше 25 сделок.
– Эта статистика неоднозначна – она говорит не столько о качестве стартапов, сколько о возможностях фондов. Ведь какими бы ни были проекты и их количество, фонд выберет столько, сколько сможет профинансировать?
– Да. Но с чем это связано? Первые три года своего существования фонд по разным причинам физически не может заключить больше 5–7 сделок в год. Это связано и с логистикой, и с тем, что с момента первого знакомства до самой сделки обычно проходит не менее 6–8 месяцев. А если говорить о качестве, то все они стоящие, на каждый может найтись свой инвестор, если они готовы. Но как человек, который начал заниматься венчурным бизнесом и инвестициями в 2001 году, я очень рад, что наша работа привела к созданию экосистемы, в которой стало появляться столько стартапов, что их создание стало модным. Модным не той модой, которая «быстротечна», а потому что в этом есть рациональное зерно. Вот, к примеру, ребята из Grammarly – уже миллиардеры, получили $200 млн инвестиций, их компания оценивается в $13 млрд.
Так что списку «Форбс» в первой тройке придется подвинуться, туда зайдут два основателя IT-компании вместо наших олигархов. Это же что? Мотиватор! То есть в стране, где еще недавно перед молодежью стоял один выбор: «Куда валить?», сейчас появился пример успешных кейсов, и любая домохозяйка понимает, что может нащупать нишу и запаковать свою идею в стартап. А чем больше стартапов, чем больше людей пробуют, тем лучше, потому что какая-то часть из них научится быть предпринимателями.
– И на все хватит денег инвесторов?
– Наличие стартапов и количество денег – явления взаимосвязанные. Поверьте, чем больше будет появляться стартапов, тем больше будет денег. Кроме того, чем больше стартапов – тем быстрее развивается культура в экосистеме, появляются площадки, на которых стартаперы с опытом и инвесторы проводят семинары, воркшопы, делятся опытом, воспитывают друг друга – передают важные знания. Всего этого не было лет 10 лет назад. Тогда все начинали с нуля, с ошибок. А сейчас даже новички в Украине могут обучиться технологии создания продукта.
– Наши новички уже обладают всеми знаниями или им еще есть чему учиться?
– Одна из ахиллесовых пят нашей экосистемы – украинские ребята создают хорошие продукты, но у них на уровне ДНК нет умения их продать. Они только начинают этому учиться. К примеру, все хвалят израильскую экосистему, где у стартапера еще ничего нет, кроме идеи и презентации, а он уже их продал и чуть ли не на IPO вышел. Потому что они учатся продавать раньше, чем начинают что-то создавать. Наши ребята впадают в другую крайность: по два года допиливают продукт, сидят и не выходят на рынок. Ты спрашиваешь: «Это вы под клиентов допиливаете?» – «Нет, клиентам мы еще не показывали». Я знаю кейсы, когда люди потратили миллионы долларов на создание продукта, а он не пошел, потому что они его сделали для себя и даже не узнали, что нужно людям. Сейчас понемногу учатся сразу проверять гипотезы, тестировать на живых людях, а уж потом искать деньги для разработки. Так работает система создания стартапов. Любой инвестор, прежде чем вложить деньги, будет говорить с вашими клиентами, искать живую информацию от пользователей. А уже потом будет смотреть, понимаете ли вы, как построить на этом бизнес.
«Акселераторы в Украине дают опыт, но не гарантируют инвестиций – это проблема»
– Министр цифровой трансформации, комментируя создание государственного инвестиционного фонда, сказал, что в Украине существует провал в цепочке – от появления идеи до первой инвестиции. Это еще одна проблема экосистемы?
– Это я могу подтвердить, у нас дефицит посевных инвесторов и акселераторов. И государственный фонд действительно частично взял это на себя и выполняет роль посевного инвестора.
– Но ведь сейчас в Украине почти при каждой крупной компании, при крупном банке есть собственный акселератор…
– Да. Но они дают опыт и не гарантируют инвестиций. Почему все так рвутся в иностранные акселераторы? Потому что там вам, кроме опыта, дадут еще посевных денег. Таких акселераторов в Украине нет. У нас недокапитализирована вообще вся индустрия. Но есть и хорошая новость. Мы постепенно активизируем локальный рынок для получения денег. Во-первых, постепенно появляются новые фонды, куда вы можете принести даже небольшие деньги, чтобы их за вас проинвестировали в крупные компании или в украинский стартап. Создаются синдикаты, когда люди, условно говоря, понимают, что они инвестируют в какой-то условный фонд, но через него дают свои деньги конкретному стартапу через механизмы розничного финансирования. Я думаю, что возможности локального розничного рынка будут расти и он будет развиваться.
Во-вторых, появляется все больше ангелов, и этот процесс стоит стимулировать, чтобы сами айтишники, заработавшие на собственных стартапах, вкладывали деньги в проекты коллег или свои собственные новые проекты. Это очень перспективно. У нас есть поле людей, которые понимают в айти, остается только направить их ликвидность на участие в стартапах в качестве инвестора и ангела.
– Попробуем проанализировать тренды. В каких сферах больше всего стартапов, а какие темы интересны инвесторам?
– Конечно, существуют так называемые «тренды по вертикалям», они всем известны: искусственный интеллект, NFT, метавселенная. Это тренды технологические, связанные с развитием определенных рынков. И там нужно смотреть, какую проблему решает стартап, в какой нише, насколько востребован будет продукт. С другой стороны – в какой бы нише вы ни находились, вам нужно понять, есть ли у вас там конкурентное преимущество. Даже если это не ведущий тренд, но вы нашли в нем для себя нишу, – вы будете лучшим в мире. Это больше заинтересует инвестора, чем ваше тысячное место в трендовой теме искусственного интеллекта, где вы не решаете каких-то серьезных проблем.
– То есть, инвесторам интересны не тренды?
– Когда меня спрашивают, в стартапы из каких отраслей я инвестирую, я всегда отвечаю, что инвестирую не в стартапы и не в отрасли, а в людей – фаундеров и команду. Понятно, что должен быть рынок, идея, но главное – вы становитесь членом команды и должны верить в ее силы. Когда вы даете деньги, инвестиция только начинается. Обычно думают, что выпили шампанского – и все, и поехали по морям. Нет! Давая деньги, вы, по сути, наняли себя бесплатно работать на этих фаундеров до момента, пока вы участвуете в проекте. А его успех зависит только от умения фаундеров построить масштабную кампанию, быстро адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям. На старте может быть одна технология, один даже рынок, один проект, а через 5 лет все поменялось, и даже иногда кардинально, но компания живет и развивается только по одной простой причине – что основатели компании прочувствовали происходящее, смогли измениться и изменить продукт. Вот тут как раз нет никаких фэшена или хайпа, это не спринт, это – марафон на 7–10–15 лет.
«Государство должно дать денег и разделить риски»
– Какой еще помощи ждет индустрия от государства? Или рынок просто должен сам себя «дорастить»?
– С одной стороны, этот рынок сам себя растит уже 20 лет без помощи государства. Созданный государством инвестиционный фонд для стартапов – это первая и единственная инициатива, которая частично закрывает вопрос посевных денег. Мы очень рады, что смогли донести до представителей власти необходимость его создания и этот проект все-таки был реализован.
Но есть еще одна проблема, которая появилась после 2014 года и которую может решить только государство. Мы – страна в риске. В 2014-м я собирал всех и говорил: «Ребята, либо мы сами защищаем свои инвестиции, либо забываем, что они есть. Государство нам не поможет». И мы как-то выстояли и сохранили рынок. Но с точки зрения портфельных инвестиций мы остаемся зоной риска, международные фонды опасаются вкладываться в Украине. За эти 7 лет мы привлекли очень мало инвестиций, потому что иностранцы предпочитают инвестировать, к примеру, в Польшу – там примерно такая же экосистема и нет риска потерять инвестиции, потому что началась война, дефолт и так далее.
Как мы сами можем решить эту проблему инвестиционной привлекательности страны? В 2015 году я запустил идею создания Фонда фондов, в котором главным гарантом и якорным инвестором выступило бы государство. Она была поддержана Набсоветом UVCA и началась работа по этому проекту. В такой фонд иностранные инвесторы готовы давать деньги, чтобы он реинвестировал на конкурсных условиях в лучшие фонды, которые работают в Украине. Поверьте, европейская экосистема была создана благодаря инструменту «Фонд фондов», это понятный в мире продукт, не инновация. Но я спрашивал у инвесторов, можно ли то же самое, но без государства? Говорят – нет, государство должно дать финансы (до 10% от объема этого фонда) и разделить инвестиционные риски, чтобы быть заинтересованным в стабильности инвест- и бизнесклимата в стране.
– На каком этапе реализация этого проекта?
– В 2016 году премьер-министр Гройсман встречался с нами, сказал, что поддерживает создание Фонда фондов, сделали красивые фотографии для «Фейсбука» и сайта Кабмина. Потом мы общались с Гончаруком, со Шмыгалем. Теперь будем обсуждать вопрос на нашем саммите 10 декабря – чтобы власть выделила для этого Фонда Фондов не только $10 млн, но и ответственного от имени государства, который бы общался со всеми другими инвесторами и помогал привлечь иностранный капитал. Тогда мы бы решили вопрос недокапитализации рынка. Другого способа институционально решить эту проблему и сдвинуть рынок мы не видим.
– Вне зависимости от создания этого, каковы ваши прогнозы на развитие инвестрынка в Украине?
– Все очень просто. Этот год и, я надеюсь, следующий мы значительно вырастем по общему количеству инвестиций. Это раз. Второе: думаю, в следующем году у нас появятся, как минимум два, а может быть – и больше новых единорогов (стартапы, которые оцениваются в сумму $1 млрд и более и при этом находятся в частной собственности. – Mind), связанных с Украиной. И третье, хоть в это трудно поверить, в 2022-м году мы, надеюсь, сможем все-таки создать Фонд фондов, что очень важно в это сложное время, когда идtт отток инвестиций из Украины, а венчурные фонды смогут получить себе около $500 млн.
– Что бы вы посоветовали инвесторам, которые все-таки рискнут прийти в страну?
– Любым новым инвесторам рекомендовал бы, прежде всего, смотреть на проекты, в которые уже были сделаны инвестиции локальными инвесторами. И рассмотреть возможность инвестировать через фонды, через профессиональных управляющих – это дифференцирует риски. Кроме того, вы снимете вопрос управления инвестицией.
– И напоследок – совет стартаперам.
– Не новый, но простой совет: как можно быстрее валидируйте вашу идею на клиентах. Поверьте, если у вас есть клиенты, которые платят или готовы платить, – все остальное в бизнесе у вас будет: и инвесторы, и помощь. Но без клиентов, как бы вы ни были хороши, вы просто теряете время.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].