Much-much money: в кого и сколько инвестируют TA Ventures, Horizon, Dragon, Quarter Partners и другие фонды

Much-much money: в кого и сколько инвестируют TA Ventures, Horizon, Dragon, Quarter Partners и другие фонды

Почему Украина может стать вторым Китаем для Европы

Цей текст також доступний українською
Much-much money: в кого и сколько инвестируют TA Ventures, Horizon, Dragon, Quarter Partners и другие фонды
Фото: depositphotos.com

«2021 год станет рекордным по количеству и объему инвестиций», – отметил основатель UVCA Андрей Колодюк на Ukrainian Private equity&Venture capital SummitMind выступил генеральным информационным партнером мероприятия, на котором присутствовали представители топ-20 венчурных и private equity фондов, известные эксперты инвестиционного рынка Украины, более 200 гостей, среди которых частные инвесторы, руководители фондов и инвестиционных офисов, представители международных финансовых и правительственных организаций.

Как пандемия подхлестнула этот рекорд? Когда реально заработает Фонд фондов? Сколько Украина вкладывает в индустриальные и технопарки? Почему у фандеров стартапов серьезно выросли ожидания при оценке их проектов? Об этом и многом другом рассказали спикеры саммита. Mind выбрал наиболее интересные – порой полярные – мнения и факты. 

Much-much money: в кого и сколько инвестируют TA Ventures, Horizon, Dragon, Quarter Partners и другие фонды

Игорь Перция,
венчурный партнер TA Ventures:

– Сейчас на рынке очень мало нормальных проектов. И им не особо нужны инвестиции. Любой хороший стартап сегодня может поднять деньги за неделю-две. Такие фонды, как Andreessen Horowitz, отвечают на письма интересующих их стартапов в течение 10 минут и готовы закрывать сделку с чеком $30–40 млн в течение нескольких недель.

Поэтому, когда мы говорим об инвестициях, ключевой вопрос не в том, где найти деньги. Сейчас денег очень много. Стратегия очень проста: нужно искать лучшие компании. Под термином «лучшие компании» подразумеваются лучшие люди. Сегодня не столь важно, какой продукт делает стартап. Важно, кто его делает. Все мы знаем про маркетинг, что люди покупают у людей и инвестируют в людей. Мы тоже инвестируем в людей.

Недавно наблюдал потрясающую историю. Два фаундера из США подняли $70 млн при оценке $500–600 млн, просто написав абзац текста, что они собираются делать. Стояла очередь из инвесторов. А до этого парни вывели на IPO другие свои компании.

Поэтому, если к вам приходят за деньгами – не давайте. На нынешнем рынке стартапы, которые не могут поднять инвестиции, вызывают очень большие опасения. Вот как сейчас выглядит стандартный звонок с нормальным фандером: 10 минут он описывает свой проект – и час я рассказываю о нашем фонде. Не наоборот. Мы ищем лучших людей на рынке и пытаемся им всучить наши деньги всеми правдами и неправдами.

У нас около 130 инвестиций, $50 млн под управлением. Вкладываем от $250 000 до $750 000 в каждую сделку. Зачастую этот чек удваивают члены клуба ангельских инвесторов.


Much-much money: в кого и сколько инвестируют TA Ventures, Horizon, Dragon, Quarter Partners и другие фонды

Руслан Фуртас,
принципал Horizon Capital:

– Horizon Capital работает в Украине 25 лет. Мы рассматриваем все индустрии: инвестировали в агро, строительные материалы, ритейл, телеком, фармацевтику. Последние 10 лет около 70% наших инвестиций – в технологические компании. Думаю, в ближайшие годы это соотношение сохраниться или увеличится.

Для нас пандемия стала возможностью. Видим, что Украина становится более понятной и доступной для американских инвесторов. Ранее они не очень охотно рассматривали этот регион. Теперь же диалог стал более продуктивным. Сейчас Украина в очень хорошей макроэкономической ситуации: ВВП растет, золотовалютные резервы на рекорде, экспорт в ЕС уже достигает 40%. Это первые институциональные показатели, на которые смотрят инвесторы. Они говорят, что в Украине много технологических компаний, классные инженеры и т. п.

В начале каждого года думаем, что в Украине немного компаний, в которые можно инвестировать. Но в итоге всегда находим стоящие проекты. В этом плюс отечественного рынка: компании в новых индустриях очень динамично растут.

К примеру, перед пандемией инвестировали в Makeup – в то время небольшую компанию – самый маленький чек $5 млн. За несколько лет Makeup очень быстро выросла из небольшой украинской фирмы в лидера на европейских рынках. Они вышли на 20 рынков ЕС, продолжают расширяться и запускать новые склады, растут по 100% в год. Спрос в Европейском Союзе не меньше, чем в Украине. Еще один хороший пример – компания «Аврора». Скоро у них будет около 1000 магазинов, рассматривают возможность экспансии на рынки Центральной Европы.

Еще несколько лет назад сложно было предположить, что Gitlab, Grammarly, AirSlate и др. достигнут такой капитализации, станут единорогами. В такой ситуации мы уже начинаем конкурировать с международными фондами.


Much-much money: в кого и сколько инвестируют TA Ventures, Horizon, Dragon, Quarter Partners и другие фонды

Андрей Носок,
управляющий директор направления прямых инвестиций Dragon Capital:

– В последние годы многие сделки (обсуждаемые и осуществляемые) касаются технологических компаний. Причина проста: рост новых рынков не сопоставим с динамикой развития традиционных секторов. Возможностей в этих нишах гораздо больше.

За последние два года мы проинвестировали в Private Equity десятки миллионов долларов. Это пять-шесть сделок. Большинство были закрыты в 2021 году.

Подавляющее большинство компаний в нашем портфеле очень хорошо пережили пандемию. Они нашли новые возможности. Например, у локальных проектов появились возможности импортозамещения из-за срыва глобальных цепочек поставок. Для многих местных клиентов встал вопрос выбора между украинским производителем и импортом. Это позволило нашим портфельным компаниям увеличить долю рынка, вытеснив импорт.

Может ли Украина в такой ситуации стать вторым Китаем для Европы? Да. Это та история, которую мы продаем инвесторам, и сами в нее верим. Инвестируем в компании, у которых есть производство в Украине, ориентированное на экспорт. Географическое расположение Украины с минимальным логистическим плечом, образованные и относительно недорогие специалисты – это достаточно серьезное преимущество, которое должно найти свою реализацию в ближайшие годы. Уже сейчас западные игроки начинают активно развивать в Украине сборочное производство.

А возможностей продать компанию во время пандемии стало меньше. Аналогичная ситуация в фандрайзинге. Неспособность потенциальных инвесторов приехать в страну и своими глазами увидеть, что она собой представляет, – существенно ограничивает круг людей, которые готовы инвестировать в Украину. Большинство потенциальных инвесторов, с которыми мы контактируем, знают об Украине исключительно из прессы. А эта картинка зачастую негативна.

О динамике мультипликаторов. В 2020 году у нас сорвалось несколько сделок. Мы начали общаться с компаниями, когда они пострадали от пандемии, были в сложной ситуации и искали внешнюю финансовую поддержку. Но они самостоятельно очень быстро разобрались с проблемами, поняли, что влияние ковида – временное. И у них колоссально выросли ожидания по оценке бизнеса. Капитала на глобальных рынках стало больше. Компании начали торговаться о повышении мультипликаторов. В итоге мы не смогли договориться. Справедливая цена – та, которую готовы принять обе стороны.


Much-much money: в кого и сколько инвестируют TA Ventures, Horizon, Dragon, Quarter Partners и другие фонды

Артем Сачук,
старший проектный менеджер Офиса реформ КМУ:

– Индустриальный парк – это, по сути, отель для инвесторов. В чем же проблема? Когда мы приводим в Украину крупную компанию, сейчас ее фактически некуда приземлить. Министерство развития общин и территорий создает такие площадки: хочет построить 25 индустриальных парков на протяжении трех лет. В этом году выделено 72 млн грн на четыре «пилота», а также 10 млн грн секторальной поддержки ЕС на подготовительные работы. На следующий год парламент в законе «О госбюджете» проголосовал за внесение 400 млн грн. Эти деньги должны пойти на 5-7 «пилотов». Мы должны выбрать площадки, которые дадут результат, чтобы через год-два на них началось строительство заводов.

По закону №1710 предусматривается, что до 2024 года государство будет финансировать инфраструктуру создания индустриальных парков в размере не менее 2 млрд грн в год.

Сейчас у нас основной скептик – Минфин. Его представители просят показать индустриальные парки с резидентами. Тогда они поверят в идею. По своему опыту могу сказать: вначале курица – потом яйцо. Вначале мы должны построить площадки, а потом привлечем туда инвесторов. Пока же Украина не конкурентоспособна. Последние пять лет мы проигрывали Сербии. Инвесторы вначале приезжали к нам, а потом ехали туда.

А технопарки – следующий шаг. Они станут отелями для айтишников. В них должны быть лаборатории. В эту нишу государство также инвестирует деньги. В нынешнем году было выделено 100 млн грн на Центр креативной экономики, который сейчас строится в Кривом Роге. На следующий год заложили 200 млн грн.


Much-much money: в кого и сколько инвестируют TA Ventures, Horizon, Dragon, Quarter Partners и другие фонды

Александр Борняков,
заместитель министра цифровой трансформации:

– Фонд фондов – инициатива, которая ранее очень медленно двигалась. Но в последнее время сделано много для ее продвижения. Парламент проголосовал за выделение в Фонд фондов почти 300 млн грн в 2022 году. Это всего лишь первый шаг, а не размер фонда. Он будет мультиплицирован во много раз.

Также ждем принятия закона про виртуальные активы. Когда он заработает, получим инвестиционный механизм, как заходить в Украину, строить компании из новой экономики. У NFТ, блокчейна есть бешеный инвестиционный потенциал в нашей стране.


Much-much money: в кого и сколько инвестируют TA Ventures, Horizon, Dragon, Quarter Partners и другие фонды

Ольга Магалецкая,
руководитель Офиса Национальной инвестиционной рады:

– Фонд фондов – большая копилка, из которой инвестиции будут расходиться на более мелкие фонды. А те в свою очередь займутся финансированием своих направлений. Но не уверена, что уже в следующем году локальные фонды смогут его получить.

Даже несмотря на то, что предусмотрены деньги в бюджете. Это очень оптимистичный прогноз. И в европейских странах каждый фонд фондов создавался с отдельным законодательством. А украинское законодательство пока не адаптировано.


Much-much money: в кого и сколько инвестируют TA Ventures, Horizon, Dragon, Quarter Partners и другие фонды

Ольга Джелебова,
директор по маркетингу и коммуникациям Quarter Partners:

– За последние два года наш портфель (не учитывая недвижимости) можно оценить в $700 млн. Кроме инвестирования в существующие бизнесы, вошли в четыре проекта. Самый известный – завод «Большевик».

Пандемия «подсветила» новые направления. Например, бум в е-commerce подтолкнул зайти в новые логистические проекты. В целом же наш портфель достаточно разнообразный: есть инвестиции в инфраструктуру, недвижимость, фарму,  возобновляемую энергетику. В каждом из этих секторов по-своему прошел период пандемии.

Наибольший удар пришелся по транспортной инфраструктуре. В нашем портфеле есть аэропорт Киев. Для него пандемия стала тяжелым периодом. Только сейчас пассажиропоток восстановился на 70%. Предполагаем, что к докризисным показателям он вернется в 2022–2023 годах.

А для фармацевтического рынка пандемия, естественно, стала периодом возможностей. Например, «Биофарма» вошла в альянс компаний, которые объединились для создания лекарств от ковида. Один из препаратов «Биофарма» вошел в протокол лечения этого вируса.

Каждый месяц у нас на столе появляется около 15 потенциальных проектов для инвестирования. Как правило, очень разного качества. Когда собственники завышают оценку бизнеса, мы разбиваем транш на несколько этапов. К этим этапам привязано выполнение определенных обязательств. Если через некоторое время они реализуются – обсуждаем новую инвестицию.


Much-much money: в кого и сколько инвестируют TA Ventures, Horizon, Dragon, Quarter Partners и другие фонды

Джейден Сейдж,
фаундер
, CEO Celestial Ventures:

– Новый пузырь возможен. Ключевая причина: государства могут вмешаться в сферу безопасности пользовательских данных и ограничить сервисы. В итоге рынок может упасть. Но в дальнейшем он найдет новый путь и рост возобновится.


Much-much money: в кого и сколько инвестируют TA Ventures, Horizon, Dragon, Quarter Partners и другие фонды

Елена Волошина,
глава представительства IFC в Украине:

– Такие институциональные инвесторы, как мы очень не любим First Private fund, One the country fund. Да, это осложняет жизнь большинства украинских фаундеров.

Еще одна проблема – Track record: в Украине немного успешных экзитов по заработанным деньгам. Также не так много и реальных институциональных Private Equity funds. В 2019 году только два фонда смогли поднять деньги: Dragon Capital и Horizon Capital. Мы зашли в Horizon на третий фонд, общая сумма наших инвестиций в эту компанию – $35 млн. Мы очень довольны этой инвестиций. Не довольны тем, что это у нас пока единственная инвестиция в украинские фонды. Нам бы хотелось, чтобы их было больше.

А хорошая новость в том, что IFC недавно создал специальный департамент, который смотрит на VC в tech. Не знаю, насколько мы будем эффективны в этой нише, наш институт достаточно медленный и неповоротливый, а этот сектор требует других скоростей.

Придется многому учиться, но мы готовы к этому.


Much-much money: в кого и сколько инвестируют TA Ventures, Horizon, Dragon, Quarter Partners и другие фонды

Олег Хусаенов,
основатель Zubr Capital:

– В Украине венчурный рынок не докапитализирован. В Европе и США, наоборот, мы видим избыток денег. Все просто: прошло не так много времени, здесь еще мало успешных кейсов возврата инвестиций. Но, думаю, рано или поздно эта история произойдет – в венчур пойдут деньги, потому что при профессиональном управлении можно ожидать очень хороший возврат.


Much-much money: в кого и сколько инвестируют TA Ventures, Horizon, Dragon, Quarter Partners и другие фонды

Ден Пасько,
сооснователь Diligent Capital:

– Мы находимся в начале пути, за последние три года проинвестировали около $50 млн. Поднять фонд – это как построить Стоунхендж. Если говоришь, что первый раз поднимаешь фонд, – получаешь «черную метку»: 90% капитала для тебя будет недоступно.

Фонд может состояться, если в него решат проинвестировать три крупные организации, такие как IFC, ЕББР и т. п. Если только две, приходится искать другие источники.

Основной вызов для Украины – в том, что в стране почти отсутствуют институциональные инвесторы. Нет пенсионных фондов, страховых компаний.

Когда мы вышли на рынок, начали ездить по всему миру и предлагать инвестировать в наш фонд. Увидели, что со стороны европейских и американских инвесторов практически нет интереса к Украине. При этом видим интерес со стороны украинских инвесторов – предпринимателей, которые ранее работали с тем же Horizon. У них уже были экзиты, есть ликвидность. Так нашли около 30 украинских инвесторов. Для них риски, о которых читают в новостях про Россию, не такие шокирующие, как, например, для американского инвестора. У нас минимальный чек при входе – $500 000, максимальный – $10 млн.


Much-much money: в кого и сколько инвестируют TA Ventures, Horizon, Dragon, Quarter Partners и другие фонды

Алексей Жабский,
руководитель P2B CAPITAL:

– Наша платформа дает возможность частным инвестором с минимальным шагом $5000 выдавать займы малому и среднему бизнесу. Cейчас на платформе – 1,2 млн активних сделок. Инвесторы получили $400 000 выплат. Мы сконцентрированы не на технологических стартапах, а на действующем растущем малом и среднем бизнесе. 

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно