Секир-пошлина: почему ЗСТ с Турцией – это не победа, но почетная ничья

Секир-пошлина: почему ЗСТ с Турцией – это не победа, но почетная ничья

Что не выиграла, но и не проиграла Украина от этого договора

Цей текст також доступний українською
Секир-пошлина: почему ЗСТ с Турцией – это не победа, но почетная ничья
Фото: depositphotos.com

«Гора родила мышь» – было бы исчерпывающей характеристикой результата почти 20-летних переговоров о создании зоны свободной торговли с Турцией, если бы не геополитический фактор.

По мере того как Турция наращивала свою субъектность и экономику, а Украина постепенно теряла и в том и другом, сам факт  подписания договора стал важнее его содержания, тем более в условиях дефицита позитивных информповодов.

В такой конъюнктуре турецкая сторона могла рассчитывать на беспрецедентно выгодные для себя условия, о чем, конечно, была осведомлена, и это определило формат и тон переговоров. То, что в таких условиях правительству в лице Минэкономики удалось свести содержание финального документа о ЗСТ к нейтральному, иначе как чудо дипломатии трактовать не получается. Так что же представляет собой соглашение, какие перспективы открывает Украине и полностью ли соответствует победным реляциям правительства, разбирался Mind.

Вчера, 3 февраля, представители правительств Украины и Турции в присутствии президентов двух стран подписали соглашение о зоне свободной торговли. Подписи под документом поставили министр торговли Турции Мехмет Муш и премьер-министр Украины Денис Шмыгаль – это заведомое неравенство должностей подписантов очередной раз подчеркнуло декоративность главы украинского Кабмина.

Комментируя подписанный документ, Владимир Зеленский несколько хаотично заявил, что он открывает новые возможности для бизнеса по выходу на новые рынки, генерирует прибыль, рабочие места  инвестиции и рост ВВП обоих стран. Цель – товарооборот в $10 млрд против $7 млрд, достигнутых в прошлом году.

Реджеп Таип Эрдоган в свою очередь сделал несколько комплементарных и очень деликатных ремарок документу, оперируя при этом куда более точными цифрами, чем его украинский коллега. Денис Шмыгаль был не единственным «младшим партнером» на этом мероприятии.

Торговля 2.0

Из $7 млрд товарооборота между Украиной и Турцией на экспорт из Украины приходится $4,1 млрд, импорт составляет $3,2 млрд. Около 80% украинских поставок составляют всего две глобальные категории: металл и зерновые.

Именно последние (и продукция пищепрома в целом) долго были камнем преткновения – турецкая сторона отказывалась от режима неконтролируемого ввоза, справедливо опасаясь негативных последствий для внутренних производителей. В итоговом варианте зерновая группа выведена из-под действия договора о ЗСТ.

Для Украины это прошло незамеченным поскольку в Турции  дефицитный рынок  пшеницы, то там установлена нулевая пошлина на импорт зерна. Покрывают этот дефицит Россия и Украина – на две страны приходится около 95% всего импорта в соотношении 9 к 1. Есть версия, что именно жесткой позиция России не желающая потерять свое доминирующее положение в поставках пшеницы в Турцию обусловила паритет с украинским товаром.

Что касается второй принципиальной экспортной позиции – продукции металлургии с доле в поставках в ТР на уровне 40% почти на $2 млрд, то тут условия соглашения скорее невыгодны или менее выгодны, чем могли бы быть для  Украины. Наша страна сохранила права на ряд ограничений, но и Турция лишь минимально поступилась в открытии собственного рынка и также имеет право устанавливать заградительные пошлины.

Поэтому бравурные заявления Минэкономики о том, что соглашение о ЗСТ предполагает «обнуление пошлин на 10 337 товарных позиций, или 95% всех товаров на экспорт» – просто не очень тонкая манипуляция, так как ключевые категории – аграрная и металлургическая с удельным весом в 80% всего экспорта в этот перечень не вошли.

Из наиболее значимых преимуществ, выбитых украинской стороной, – гарантии Турции не повышать действующий уровень пошлин, на что она имела право ввиду более выгодных, чем у Украины условий членства в ВТО.

Также в документе зафиксированы обязательства по недискриминационному допуску украинского транспорта, приоритет цифровизации и соблюдение принципа единого окна для получения разрешительных документов.

Глава МЭРТ Юлия Свириденко, которая занимает этот пост менее года, не принимала участия в переговорах и чья роль является скорее представительской, заявила, что подписание ЗСТ с Турцией эквивалентно росту 2% ВВП. Этот прогноз в самой мягкой экспертной трактовке  – «оптимистичен», хотя вообще представители экспертного сообщества выразились более однозначно и менее нейтрально.

Скорее всего Украина почти ничего не выиграет от ЗСТ с Турцией в экономическом смысле, но в политическом – это важный шаг  и демонстрация партнерства и хороших отношений с сильным соседом, который  знает ответ на вопрос «чей Крым» и готов развивать сотрудничество в военной сфере – на своих, разумеется, условиях.

15 важных выдержек из договора о ЗСТ с Турцией

  1. Настоящее Соглашение не распространяется на территории, которые являются неотъемлемой частью территории Украины, но остаются под иностранной оккупацией до тех пор, пока Украина не восстановит над ними полный и эффективный контроль.
  2. Если в результате снижения или отмены таможенной пошлины по настоящему Соглашению товары, происходящие из Стороны, ввозятся на территорию другой Стороны в таком увеличенном количестве, в абсолютном выражении или по отношению к внутреннему производству, и на таких условиях, что являются причиной  серьезного ущерба отечественной отрасли аналогичной или непосредственно конкурирующей продукции на территории импортирующей Стороны, импортирующая Сторона может принять двусторонние защитные меры в минимальной степени, необходимой для устранения или предотвращения ущерба.
  3. Любая временная двусторонняя защитная мера должна быть прекращена не позднее, чем через 200 дней.
  4. Считается, что Сторона имеет существенный интерес, если она входит в число пяти крупнейших поставщиков импортируемых товаров в течение последнего трехлетнего периода, измеряемого либо в абсолютном объеме, либо в стоимости.
  5. Если Сторона решает ввести антидемпинговую пошлину, сумма такой пошлины не должна превышать демпинговую маржу и должна быть меньше маржи, если такая меньшая пошлина достаточна для устранения ущерба, нанесенного отечественной промышленности.
  6. Стороны должны предоставить заинтересованным сторонам юридические средства для предотвращения коммерческого использования названий стран другой Стороны в отношении товаров таким образом, который может ввести потребителей в заблуждение относительно происхождения таких товаров. 
  7. В случае серьезных проблем для  платежного баланса и внешних финансовых трудностей Сторона может принять или сохранить ограничения на торговлю.
  8. С целью дальнейшей либерализации торговли услугами между ними Стороны обязуются каждые 3 года пересматривать свои списки конкретных обязательств и свои списки исключений из режима наибольшего благоприятствования. Первая проверка проводится не позднее, чем через 3 года после вступления в силу настоящего Соглашения.
  9. Каждая Сторона, насколько это практически возможно, стремится избегать обращения заявителя к более чем одному компетентному органу по каждой заявке, чтобы продемонстрировать соответствие требованиям авторизации.
  10. Насколько это практически возможно, компетентные органы каждой Стороны принимают заявки в электронном формате на тех же условиях аутентичности, что и бумажные заявки.
  11. Стороны должны стремиться достичь максимально возможного уровня цифровизации процедур. Электронные документы и электронные подписи имеют те же юридические последствия, что и бумажные документы и собственноручные подписи, в соответствии с внутренними законами и положениями Сторон об электронных документах и ​​электронных подписях.
  12. Каждая Сторона стремится создать Единый контактный пункт (PSC) для представления документов, требуемых агентствами или регулирующими органами.
  13. Стороны признают важность поддержания и принятия прозрачных и эффективных мер по защите прав потребителей в сфере электронной торговли.
  14. Каждая Сторона обеспечивает прозрачность в сфере госдотаций. По запросу одной Стороны другая Сторона предоставляет информацию о конкретных случаях государственной помощи.
  15. Соглашение заключается на неограниченный срок. Каждая Сторона может расторгнуть настоящее Соглашение путем письменного уведомления другой Стороны. Прекращение вступает в силу в первый день седьмого месяца, следующего за датой получения уведомления.
У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно