Три степени защиты: во что может превратиться ЕС по предложению Макрона

Три степени защиты: во что может превратиться ЕС по предложению Макрона

При чем тут нефть, Венгрия и какую выгоду получит Украина

Цей матеріал також доступний українською
Три степени защиты: во что может превратиться ЕС по предложению Макрона
Фото: depositphotos.com

Послы Евросоюза в течение всего воскресенья безуспешно пытались найти компромисс об условиях эмбарго на российскую нефть, которое с мая не позволяет блоку ввести шестой пакет санкций против москвы в ответ на войну в Украине. Наступил этап, как выразился министр экономики Германии Роберт Хабек, когда единство ЕС «начинает медленно разрушаться». Удастся ли его сохранить, покажет экстренный саммит европейских лидеров на этой неделе.

По данным издания EurAktiv, руководители стран ЕС «не хотят ссориться и будут смотреть на более широкую картину», чтобы найти решения для усиления давления на россию. Одновременно они хотят сохранить «единое рыночное игровое поле» и справиться с высокими ценами на энергоносители.

Ключевым препятствием в согласовании новых ограничений для россии остается позиция Венгрии. Ее премьер-министр Виктор Орбан требует не только гарантий по обеспечению альтернативных поставок нефти, но и 15-18 млрд евро инвестиций для модернизации нефтеперерабатывающей инфраструктуры.

Источники EurActiv утверждают, что ЕС может вообще отложить новые антироссийские санкции, пока не будут найдены возможности для обеспечения Венгрии альтернативными поставками нефти.

Более оптимистично оценивает ситуацию глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель. По его словам, шестой санкционный пакет может быть согласован уже сегодня, включая нефтяное эмбарго.

Несмотря на противоречия, экспорт российских энергоресурсов вызывает у европейцев устойчивые ассоциации с политическим шантажом. Поэтому главная задача ЕС – минимизировать энергетическую зависимость от москвы в ближайшие 2-3 года, используя политические, экономические и правовые механизмы. Но есть обстоятельства, которые создают неизбежные проблемы на этом пути. И в кремле, похоже, намерены ими воспользоваться, чтобы побороться за европейский рынок.

В чем главная уязвимость ЕС и какие у Брюсселя наметились варианты по изменению ситуации, разбирался Mind.

Когда разница имеет значение

Дискуссия вокруг шестого пакета антироссийских санкций показала, что утверждение более строгих мер против кремля сдерживается многочисленными политическими и бюрократическими факторами, которые усиливают разногласия внутри ЕС, разрушая сплоченность блока.

У Евросоюза отсутствуют эффективные защитные механизмы, чтобы противостоять этому. Помехи создает разнообразие режимов, участвующих в интеграции, поскольку правящие элиты разных стран действуют в соответствии с разными принципами, стремятся к разным целям внутри ЕС, а национальные экономики, которыми они управляют, отличаются по структуре и рыночной эффективности.

Нелегальный оборот

Пример Венгрии в этом контексте показателен не только тем, как ее власти блокируют принятие антироссийских санкций, повышая ставки в переговорах с Брюсселем в обмен на согласие.

Переломным моментом в демократическом развитии страны оказалась победа партии «Фидес» на парламентских выборах в 2010 году. Последующее избрание Виктора Орбана премьер-министром привело к усилению централизации государства, нападкам на частную собственность и увеличению госсектора в экономике.

В итоге Венгрия в 2011 году стала первой (и остается единственной) страной в мире, отменившей действие закона о лоббизме, который выводил из тени нелегальные финансовые потоки в системе государственной власти. 

Согласно докладу Transparency International, в Венгрии коррупция и кумовство остаются основными методами взаимодействия между ведущими бизнес-группами и государством. «Коррупция в Венгрии развивается в той же мере, в какой независимые демократические институты теряют свое влияние, исчезает система сдержек и противовесов, а частная собственность подвергается сомнению», – отмечают международные эксперты.

В таких условиях лоббизм скорее рассматривается как продолжение теневых, коррупционных отношений, заложенных в природе венгерской политической системы, а не элементом развития демократии.

Новый европейский формат

Внутри ЕС давно наметилась пропасть между его крупнейшими государствами – Францией и Германией – с одной стороны и странами, вышедшими из советского блока или из самого СССР – с другой. 

Разногласия усилились после того, как президент Франции Эмманюэль Макрон предложил объединить в «Европейское политическое сообщество» страны – кандидаты в члены ЕС, которые пока не могут быть приняты в союз из-за уровня их экономического и политического развития.

Эта идея, озвученная им 9 мая в парламенте в Страсбурге, была воспринята как способ если не закрыть доступ Украине в ЕС, то отказать в статусе страны-кандидата, который Киев хочет получить этим летом. Но есть и другое мнение о смысле инициативы президента Франции.

Как утверждает собеседник Mind в дипломатических кругах, Макрон стремится найти решение, чтобы ни одна страна не осталась в длительном политическом вакууме между получением статуса страны-кандидата и фактическим вступлением в Евросоюз. Политическое сообщество, о котором говорил французский лидер, может стать одним из таких средств.

Другой вариант – реорганизация ЕС, чтобы он имел возможность принять в свои ряды все страны, чьи кандидатуры одобрены. Речь о превращении Евросоюза в трехступенчатый блок, когда любое входящее в него государство может подняться на новый уровень, выполнив ряд условий по реформам.

На первом уровне будут страны, связанные между собой только общим рынком и признанием верховенства закона. На втором – государства, законодательство которых будет включать в себя совокупность принципов, правил и норм ЕС, членство в еврозоне, переход к «зеленой экономике» и запрет на все формы социального и фискального демпинга. Наконец, на третьей ступени окажется меньшее число государств-членов, объединивших свои силы в области обороны, внешней политики и инвестиций в передовые инновационные технологии.

Прежде чем будет оглашено официальное решение о перспективах членства Украины в ЕС, Еврокомиссии, вероятно, понадобится взвесить преимущества и недостатки всех возможных реформаторских нововведений.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно