Посол Королевства Норвегия в Украине: «Желание принять Украину в свою семью у Евросоюза есть. Но это будет не легче, чем для любой другой страны»

Посол Королевства Норвегия в Украине: «Желание принять Украину в свою семью у Евросоюза есть. Но это будет не легче, чем для любой другой страны»

Эрик Сведал – об инвестиционном климате в Украине, проблемных кейсах, норвежской помощи во время войны и европейских перспективах нашей страны

Цей текст також доступний українською This text is also available in English
Посол Королевства Норвегия в Украине: «Желание принять Украину в свою семью у Евросоюза есть. Но это будет не легче, чем для любой другой страны»

Еще несколько лет назад норвежцы неплохо инвестировали в украинскую отрасль сельского хозяйства, в наши сферы нефтеразведки и добычи, транспорта, перерабатывающую промышленность, банковский сектор. А также вкладывали существенные инвестиции в возобновляемые источники энергии в Украине – их пик пришелся на 2019 год.  Но с 2020-го объем норвежских капиталовложений в Украину стал постепенно снижаться. А с началом полномасштабного вторжения россии в Украину – с 24 февраля 2022 года – практически замер.

Mind поговорил об этом с Эриком Сведалом, чрезвычайным и полномочным послом Королевства Норвегия в Украине.  Также мы беседовали о том, как норвежский бизнес переживает войну в Украине и в чем сегодня его интерес, что влияет на инвестиционную привлекательность нашей страны, а также о той помощи, которую  Королевство Норвегия предоставляет воюющей Украине.    

О влиянии войны в Украине на норвежские инвестиции

– Как повлияла полномасштабная российская агрессия против Украины на дипломатические отношения Украины и Норвегии, можно ли сказать, что они укрепились? И повлияло ли это на бизнес-сферу? 

– Безусловно, война в Украине повлияла не только на Норвегию, а практически на всю Европу и мир. И сейчас Украина находится в центре внимания. А для Норвегии это имеет особое значение, потому что россия также является нашим соседом. И было огромным шоком, когда мы поняли, что рф способна и хочет атаковать другие страны.

Посол Королевства Норвегия в Украине: «Желание принять Украину в свою семью у Евросоюза есть. Но это будет не легче, чем для любой другой страны»
Фото: Олександр Задніпряний/Mind

Война поспособствовала большой симпатии норвежцев к Украине. И почти на всех уровнях, особенно со стороны населения, проявляется значительная поддержка. Беспрецедентные изменения произошли и в политике: Норвегия оказывает Украине (не стране НАТО!) военную поддержку. Полтора года назад такое невозможно было представить.

Что касается наших экономическо-инвестиционных отношений, особого влияния война на них не оказала. Если сравнивать с нашим предыдущим интервью (два года назад), то торговля и инвестиции так и остались на среднем, не очень высоком уровне. Норвегия ведь в очень небольших количествах покупает украинское зерно и металл – и в этом смысле какого-то особого экономического влияния война не оказала. А многие украинские компании, с которыми сотрудничает Норвегия, находятся в центральной и западной части Украины.           

– Как вы верно заметили, наше сотрудничество характеризовалось небольшими объемами инвестиций. Тем не менее они были. По данным НБУ на 31 декабря 2021 года, Норвегия инвестировала в нашу экономику $34,8 млн прямых инвестиций – 0,1% в общем объеме прямых иностранных инвестиций в экономику Украины. А какова норвежская статистика: какие изменения претерпели норвежские инвестиции с началом войны в Украине?

– У меня нет конкретных цифр. Но, с точки зрения общей оценки, война повлияла не самым лучшим образом на норвежские инвестиции в Украину. Они не увеличились – скорее снизились. Потенциальные инвесторы не рискуют сейчас вовлекаться в украинский рынок. Хотя десяток крупных норвежских компаний, которые работали в Украине еще пару лет назад, остались и сейчас здесь. 

– А каков ваш инвестиционный прогноз на 2023 год? 

– Интерес у норвежского бизнеса точно есть – как у предпринимателей, так и у бизнес-среды в целом, и у организаций, объединяющих бизнес (в частности, Норвежско-Украинская торговая палата проявляет значительную заинтересованность). Сейчас бизнес и госструктуры даже дискутируют, насколько и как при нынешних условиях можно делать бизнес в Украине. Есть огромный интерес в вопросе восстановления Украины. Но все тормозит неопределенность, накладывающая преграды и новые условия. Главный вопрос в том, как норвежцы смогут поддержать здесь свой бизнес, зайдя в Украину, и какую поддержку ваша страна может ему предоставить.

Посол Королевства Норвегия в Украине: «Желание принять Украину в свою семью у Евросоюза есть. Но это будет не легче, чем для любой другой страны»

О ситуации на энергорынке и в сфере возобновляемой энергетики   

– Агрессия рф против Украины и последовавшие за этим антироссийские санкции существенно перекроили европейский энергорынок (и продолжают это делать). Усиливается ли в связи с этим норвежско-украинское сотрудничество в энергетической отрасли? В каких секторах? Какие цепочки перестраиваются и какие финансовые перспективы это может иметь в обозримом будущем?

– В результате санкций, наложенных на россию, Норвегия стала для Европы еще более важным поставщиком – особенно газа. Но одновременно это повлияло и на закупку газа для Украины (именно Норвегия выделила определенные фонды для этого). Кстати, два года назад частная норвежская компания Petroleum Geo-Services (PGS) подписала контракт с «Нафтогазом України» на проведение сейсморазведовательных работ в Черном море, и определенные работы были начаты. Увы, в связи с войной они полностью прекращены. Проект приостановлен.   

Также Норвегия не первый год работает в Украине в сфере возобновляемой энергетики (ветропарки, солнечные панели). И на этот сектор война весьма негативно повлияла. Прежде всего скажу о нашей компании Emergy (прежнее название – NBT), которая специализируется на ветряках. Кстати, большая ее станция располагалась в Херсонской области. Увы, на сегодня это потерянная инвестиция, так как станция находится на оккупированной территории.

Посол Королевства Норвегия в Украине: «Желание принять Украину в свою семью у Евросоюза есть. Но это будет не легче, чем для любой другой страны»
Фото: Олександр Задніпряний/Mind

У Emergy был еще один проект: ВЭС «Зофия» в Запорожской области (одна из крупнейших наземных ветровых электростанций в Европе). Он разрабатывался, но перед войной был приостановлен из-за проблем с «зеленым тарифом» в Украине. Больших денег компания не успела вложить: есть арендованный земельный участок, разрешительные документы, но строительство не начато. Тем не менее в нынешних условиях интерес к проекту все равно есть. Хотя он и не может реализовываться.

Еще одна компания, работающая в Украине, – Scatec (специализируется на солнечной электрогенерации). Ее производство почти не пострадало: 95% мощностей в рабочем состоянии. С началом войны, конечно, наблюдается падение потребления энергии – в первую очередь из-за остановки многих предприятий в Украине. Плюс ко всему работа таких компаний связана с до сих пор не разрешенной проблемой «зеленого тарифа». Компания работает, но это бесприбыльная деятельность.

– Два года назад в интервью мне вы акцентировали на проблеме несвоевременных выплат по долгам перед норвежскими компаниями, генерирующими электроэнергию из возобновляемых источников (в частности, Scatec –17,3 млн евро). Долги погашены?

– Увы, проблема не решена – долги остались. Конечно, наши инвесторы напоминают украинской стороне об этом, но пока без особой реакции. 

То есть пока наше сотрудничество в энергосекторе и секторе возобновляемой энергетики не очень активно. И говорить о каких-то финансовых вливаниях/проектах со стороны Норвегии в ближайшее время не приходится.   

– Вы сказали, что у компании Emergy остался бизнес теперь уже на подконтрольной россии территории. Есть ли еще примеры норвежского бизнеса, оказавшегося из-за войны под протекторатом рф? И имеют ли право его собственники в перспективе получить репарации, идет ли этот процесс?

– Не знаю о других компаниях. На сегодня упомянутая станция ветроэнергетики является примером «недоступной инвестиции». Но мне не известно о планах компании получить/не получить репарации. Во всяком случае пока я не слышал о каких-то ее активных действиях по этому вопросу.    

Об украинском бизнес-климате в военное время и перспективе стать членом ЕС

– В предыдущем интервью вы отмечали, что в Украине в крупных масштабах проявляется коррупция и взяточничество, а норвежских инвесторов останавливает отсутствие предсказуемых условий ведения бизнеса и неэффективная судебная система. Изменилась ли ситуация за последних два года – стало лучше/хуже, в чем именно?

– Впечатления остались практически такие же. Да, появились новые возможности для инвесторов, но одновременно есть и большие риски. Приведу пример с компанией Pelagia. История двухгодичной давности – долг за поставленную рыбную продукцию из Норвегии почти на 3 млн евро на сегодня так и остался неоплаченным. Украинская сторона все еще расследует дело... 

Посол Королевства Норвегия в Украине: «Желание принять Украину в свою семью у Евросоюза есть. Но это будет не легче, чем для любой другой страны»
Фото: Олександр Задніпряний/Mind

Увы, этот случай хорошо известен в Норвегии. И он говорит о том, что местная юридическая система неэффективна – она не защищает инвестиции как таковые. Однако, несмотря на это, наш бизнес все же хочет больше узнать об Украине. Предприниматели заинтересованы, они видят здесь возможности (в частности, в восстановлении страны – для них это очень интересно). Но неприятные истории с Pelagia, Scatec и другими значительно снижают их энтузиазм.

– В последнее время от послов и иностранных чиновников все чаще слышны месседжи, что в определенной перспективе (уже почти «завтра») Украина станет членом Евросоюза. Но конкретную дату/год не называют...   Как представитель страны, не входящей в ЕС, изложите свое видение данного вопроса?

– Украина прошла огромный путь, чтобы стать кандидатом в члены ЕС. И желание принять Украину в свою семью у Евросоюза есть. Но это не будет легче, чем для любой другой страны. Потому что сложен сам процесс, и существует большое количество требований, которые надо обязательно выполнить. Должна быть независимой юридическая система, должны соблюдаться права человека и т. д. То есть просто так для Украины ничего не случится.

О норвежской рыбе и отсутствии украинских инвестиций в Норвегии

– В структуре ВВП Норвегии одна из главных позиций – рыбная. Украина традиционно экспортировала мойву, скумбрию, сельдь, путассу, лосося и т. д. Как изменились объемы годовых поставок норвежской рыбы в связи с войной?

– Самым рекордным годом по экспорту рыбы в Украину был 2021-й. Но и сейчас торговля рыбой идет очень хорошо. Цифры по экспорту рыбы практически достигли довоенных показателей – средний уровень между 2021 и 2020 годами. Вообще 80% всего норвежского экспорта в Украину – это рыба.   

– Хотелось бы поговорить об обратной стороне медали – украинских инвестициях в экономику Норвегии. Наша статистика гласит, что на 31 декабря 2021 года инвестиций из Украины в норвежскую экономику не зафиксировано. А что об этом говорит норвежская статистика? И почему украинцы не заходят на рынок Норвегии? 

– О недавних инвестициях мне ничего не известно.

Что касается вашего вопроса – почему украинцы не заходят на норвежский рынок, то его нужно адресовать украинскому инвестиционному кругу. Ну и в целом наш инвестиционный уровень взаимодействия небольшой: очень мало украинцев знают о возможности инвестирования в Норвегию, и наоборот.    

О том, как Норвегия поддерживает Украину в военное время 

– В середине марта Норвегия утвердила пятилетнюю помощь Украине на 7 млрд евро. Согласно программе, ежегодно будет выделяться 1,3 млрд евро. В 2023 году половина выплат пойдет на военную помощь. Она включает в себя деньги и на гражданскую поддержку, восстановление. Что имеется в виду под «гражданской поддержкой» и какие суммы пойдут на восстановление Украины (регионов, городов/предприятий)?

– Гражданская помощь – это все, что не относится к военному блоку. Она оказывается как вклад, а не кредит, и большую ее часть составляет гуманитарная. В основном ее оказывают через крупные международные организации (системы ООН, Красный Крест, норвежские гуманитарные организации). Также в рамках гражданской помощи Норвегия оказывает большую бюджетную поддержку Украине (это пенсии, зарплаты учителям, врачам и т. д.).

Посол Королевства Норвегия в Украине: «Желание принять Украину в свою семью у Евросоюза есть. Но это будет не легче, чем для любой другой страны»
Фото: Олександр Задніпряний/Mind

Что касается помощи на восстановление, то это уже предоставленная помощь в возобновлении дорог, мостов (в январе Норвегия передала Украине десять временных мостов стоимостью 30 млн норвежских крон – свыше $3 млн). А также критической энергоинфраструктуры: в декабре наше правительство через Всемирный банк передало в URTF (Трастовый фонд помощи, восстановления, реконструкции и реформ Украины) $100 млн на ремонт и восстановление поврежденной энергосистемы.

Если же говорить о глобальном восстановлении Украины, то пока этот вопрос не приобрел конкретных очертаний. Но Норвегия не станет ограничиваться поддержкой какого-то определенного региона. И у Норвегии есть традиционный подход: деньги направляются в основном в трастовые фонды, управляющиеся крупными международными организациями (EBRD, World Bank и т. д.), на основании запросов украинской стороны. Вообще, так как это многолетняя программа, решение о сумме выделенных средств, будет приниматься от года к году – в зависимости от ситуации в Украине. Какой-то год может быть больше выделено на гумпомощь, а какой-то – на восстановление.  

– В начале года агентство Bloomberg подсчитало, сколько оружия передали страны Украине с начала войны – Норвегия на 13-м месте. Нет ли критики этой политики внутри Королевства?

– У нас почти невозможно найти каких-то критиков военной помощи Украине. Когда в феврале произошло объявление пятилетней Программы помощи Украине, то почти все партии, присутствующие в Стортинге (парламенте), поддержали ее – кроме одной. Это партия «Красные» (леворадикальной, коммунистической идеологии). Ее представители выступили против оказания прямой военной помощи и предлагали передать взамен вооружения деньги, чтобы Украина сама решала, как ими распорядиться в военных нуждах. Тем не менее программа принята на пять лет – это значит, что и следующий парламент будет ее выполнять. Вообще, традиционно наше правительство не принимает сторону кого-либо в военных конфликтах. И Норвегия очень часто содействовала мирным переговорам. Но в данной ситуации норвежское правительство заявило, что Украина должна выиграть в этой войне и Норвегия должна помочь ей победить.  

Если говорить о рядовых норвежцах, то идет очень большая поддержка украинцев. В стране нет протестов, направленных на противодействие оказания военной помощи Украине.

О положении наших беженцев в Норвегии

– Наверное, сложно назвать страну, где сейчас нет наших беженцев. По информации Управления по иммиграции Норвегии, в 2022 году страна получила рекордное число заявлений о предоставлении убежища украинским беженцам – 40 750. В Евросоюзе уже заявили о сокращении финансирования большого количества беженцев из-за длительной войны и роста стоимости жизни. В Норвегии будут такие же меры? Какой размер соцвыплат для наших беженцев? И какова госполитика на рынке трудовой миграции в отношении украинцев: на каких работах они трудоустроены, существует ли разница в оплате (по сравнению с местными)?

– Урезание помощи беженцам пока не планируется. Норвегия продолжит принимать украинских беженцев, которым нужна защита, и предоставлять жилье, работу и т. д. Соцвыплаты для украинских беженцев такие же, как и для беженцев из других стран. Сумма зависит от потребностей лица – в каком жилище он проживает, возраста, одинокий или с иждивенцем, работает или безработный, больной или инвалид и т. д.  

Посол Королевства Норвегия в Украине: «Желание принять Украину в свою семью у Евросоюза есть. Но это будет не легче, чем для любой другой страны»
Фото: Олександр Задніпряний/Mind

Относительно трудоустройства беженцев с Украины, то они рассматриваются на нашем рынке труда абсолютно на равных условиях с норвежцами. И оплата не отличается, она не зависит от национальности. Но незнание норвежского языка, естественно, ограничивает возможности трудоустройства на определенные должности. Поэтому в основном украинцы заняты на так называемых рабочих специальностях.

Об убытках Норвегии от антироссийских санкций и «Северных потоках»

– Не секрет, что ЕС значительно пострадал от антироссийских санкций. А насколько ощутимы убытки для Норвегии?

– Если говорить об общем влиянии на нашу экономику российских контрсанкций, то в очень коротком промежутке они затормозили экспорт рыбы. Но спрос на норвежскую рыбу в мире столь высок, что для нас не составило труда перенаправить эти потоки на другие рынки – например, азиатские.

Подсчета как таковых убытков от антироссийских санкций в Норвегии не было. Могу лишь отметить, что наши нефтяные компании принимали участие в полярных разведывательно-нефтяных проектах совместно с рф: конечно, на данный момент Норвегия не вовлечена в них.

– В феврале крупнейшие СМИ опубликовали расследование американского журналиста Сеймура Херша, где он утверждал, что «Северные потоки» взорвали США при помощи Норвегии и по распоряжению Байдена. Подрыв мин осуществили вооруженные силы Норвегии, сбросив 26 сентября 2022 года с разведывательного самолета гидроакустический буй, который и привел в действие заряды. США сразу же открестились от диверсии. Как вы прокомментируете версию о сопричастности Норвегии? Ведь Норвегия получила рекордный доход от газа в 2022 году и стала его главным евроэкспортером после значительного сокращения поставок из рф (доход за 2022 год – 131 млрд евро, что в три раза больше, нежели годом ранее).  

– Расследование данного инцидента проводят власти Дании. И до того, пока не появятся официальные выводы, я не стал бы спекулировать на этой теме.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно