Первый обмен налоговыми данными уже в 2024 году: депутаты открыли Налоговой доступ к счетам украинцев за рубежом
Как и кто будет собирать эту информацию и к чему быть готовым владельцам значительных сумм

Верховная Рада 20 марта приняла во втором чтении законопроект №8131, который вводит европейские стандарты налоговой отчетности и в разы поднимает прозрачность налогоплательщика перед государством, – так называемый стандарт CRS. Это одна из самых значимых составляющих в евроинтеграционном пакете законодательных актов, которые обязалась утвердить Украина по ходу своего движения в ЕС. Нормы этого законопроекта позволяют запустить автоматический обмен данными о счетах украинских налогоплательщиков, которые открыты за пределами нашей страны, а также о счетах юридических лиц.
Это открывает новые возможности для Государственной налоговой службы по отслеживанию налоговых уклонистов и бенефициаров контролируемых иностранных компаний.
Mind разобрался, какую именно налоговую информацию буден получать ГНС и как будет работать механизм обмена.
Что представляет собой обмен данными? Единый стандарт обмена данными о налогоплательщиках существует уже более 10 лет. Его разработала Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и к нему присоединилось свыше 110 государств.
Главная цель этой инициативы – наладить между странами, которые участвуют в обмене, свободную циркуляцию данных о счетах юридических и физических лиц (включая трасты и фонды), о процентных выплатах и дивидендах, о продаже активов и т. д. Проще говоря, налоговый орган государства «А» без проблем может получить необходимую ему информацию о своих налоговых резидентах, которой располагает налоговая служба государства «Б». И наоборот. Потому что обмен – взаимный.
Передача данных производится в рамках двух стандартов:
CRS – именно он предполагает обмен в автоматическом режиме. Финансовые структуры (банки, инвестиционные и страховые компании, трасты) передают сведения о счетах нерезидентов (физлиц и юрлиц) налоговым органам. В свою очередь, к этим сведениям имеют доступ не только местная фискальная служба, а и налоговые структуры тех стран, где принят этот стандарт обмена. То есть Государственная налоговая служба Украины тоже попадет в число получателей данных о счетах.
В рамках CRS раскрывается следующая информация:
- подробные данные о владельце счета (начиная с ФИО и заканчивая адресом проживания);
- государство, в котором владелец счета является налоговым резидентом;
- данные о финансовом учреждении (либо о нескольких финучреджениях), где открыты счета;
- баланс счета/счетов и доход, полученный от финансовых активов (пассивных инвестиций).
EOIR – обмен информацией по запросу налоговой. Это специфические данные, которых нет в отчетах по стандарту CRS, но ГНС сможет получать то, что ей необходимо, отправив отдельный запрос. К сведениям в рамках EOIR, как правило, относятся данные о бизнес-деятельности украинских резидентов. Например, является ли гражданин Украины конечным собственником контролируемой иностранной компании, управляет ли он трастом, зарегистрированным в другой стране, и т. д.
Что конкретно предусматривает законопроект №8131? Уточним, что финальная версия документа, за которую проголосовали депутаты, не обнародована. Поэтому исходим из той редакции, которая опубликована на сайте парламента, и таблицы поправок к ней.
Если проанализировать основные положения законопроекта, можно сделать следующие выводы.
1. Все банковские и небанковские структуры Украины наделяются статусом финансового агента, и отныне они будут не только аккумулировать данные о счетах своих иностранных клиентов, но и передавать их в налоговые органы. Правда, уточним, что те данные, которые подлежат обмену в рамках стандарта CRS, касаются ограниченного круга лиц. А именно:
- владельцем счета является физическое лицо-нерезидент или его партнерство;
- владельцем счета является юридическое лицо-нерезидент или постоянное представительство нерезидента;
- владельцем финансового счета является любое юридическое лицо, которое не является финансовым агентом либо конечным бенефициарным владельцем (контролером) нерезидента.
2. Финансовые агенты будут осуществлять комплексную проверку (due diligence) счетов и, соответственно, передавать полученную от клиентов информацию в налоговую. Примечательно то, что под CRS попадает даже то лицо, которое обращается за предоставлением услуг (но не факт, что оно эти услуги получит). Скажем, пришел клиент в банк открывать счет, но ему по каким-то причинам отказали. Тем не менее в банке уже осталась некоторая информация (о месте работы, об источниках дохода и т. д.). И эта информация станет достоянием ГНС.
3. Налоговая будет проводить камеральную (дистанционную) проверку данных о счетах, которые ей передают финансовые агенты. На проверку отводится до 30 дней с момента, когда ГНС получает на руки очередную порцию информации. Финансовые агенты будут обязаны хранить документацию, связанную с CRS, не менее пяти лет.
4. За невыполнение требований по обмену информацией финансовых агентов будут штрафовать. Штраф для финансового агента составит 100 минимальных зарплат (670 000 грн). При этом банк или страховая компания, даже уплатив штраф, не освобождаются от обязанности передать налоговой данные о счетах.
5. Санкции будут применяться и к владельцам счетов за подачу недостоверных ведомостей. Размер штрафа такой же, как и для финансовых агентов – 100 «минималок», или 670 000 грн. Опять-таки, после уплаты штрафа налогоплательщику все равно придется сообщить корректную информацию о себе и о своих счетах.
6. Финансовые агенты будут вынуждены предоставлять данные не только в автоматическом режиме, но и по запросу ГНС. То есть это дополнительная информация, которую запрашивает налоговая и которая не выходит за рамки стандарта CRS. Более того, подобные данные ГНС может запросить и непосредственно у налогоплательщика.
7. Юридические лица, которые являются иностранными компаниями с местом эффективного управления в Украине, и нерезиденты, которые ведут в Украине деятельность через постоянные представительства (включая партнерства), будут хранить первичную документацию пять лет (было три года). Это необходимо для целей обмена информации по запросу (EOIR).
8. КИК и постоянные представительства нерезидентов будут обязаны раскрывать государственным регистраторам всю структуру собственности, как это делают украинские компании. Правда, в условиях военного положения раскрытие подобной информации временно заморожено. Но после отмены военного положения в течение трех месяцев весь бизнес будет вынужден обнародовать своих бенефициаров.
Когда начнут действовать нормы законопроекта №8131? Запуск механизма обмена информацией (как CRS, так и EOIR) будет поэтапным.
Если исходить из таблицы поправок, которая была подготовлена ко второму чтению законопроекта:
- старт сбора данных, который будут производить финансовые агенты, намечен на 1 июля 2023 года;
- налогоплательщики, которые входят в международную группу компаний, будут обязаны со своей стороны до 1 октября 2023 года сообщить в налоговую, что они являются частью такой группы;
- до 31 декабря 2023 года будет проведена проверка данных о клиентах, на счетах которых находятся суммы более эквивалента $250 000, а до 31 декабря 2024 года – проверка клиентов, на счетах которых менее эквивалента $250 000;
- 1 июля 2024 года завершается первый отчетный период (год), за который налоговая получит данные о счетах;
- первый обмен налоговыми данными произойдет также в 2024 году.
Какие риски возникают для украинских налогоплательщиков? Несмотря на то, что украинские финансовые агенты будут аккумулировать данные о счетах иностранных клиентов, налоговые резиденты Украины тоже попадут под усиленный надзор.
Ведь обмен информацией через CRS и EOIR работает в обе стороны. Иными словами, если украинский банк открывает счет гражданину Польши и сообщает об этом в украинскую налоговую службу, то польский банк, который оформляет текущий счет гражданину Украины, ровно так же передает информацию в польские налоговые органы. И впоследствии украинские и польские фискалы обмениваются этими данными друг с другом.
Таким образом, ГНС получает доступ к информации о том, какие счета имеют за пределами страны граждане Украины, каким бизнесом они владеют, в каких трастах участвуют и т. д.
Что за этим последует – очевидно: поиск сокрытых доходов и активов, проверки, доначисление налоговых обязательств и, вполне вероятно, санкции за уклонение от уплаты налогов.
И хотя создается ложное впечатление, что все это отдаленная перспектива, на самом деле страны, давно примкнувшие к обмену налоговыми данными, уже имеют всю необходимую информацию об украинцах. А значит, как только Государственная налоговая служба Украины отправит первый отчет в рамках CRS, она сразу же получит огромный массив сведений об украинских налогоплательщиках взамен.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].