Точка плавления: пять индустрий, на которых больше всего сказывается рекордная жара
Повышение средних температур на планете имеет ярко выраженный экономический эффект – со знаком «минус» для многих отраслей

Июль этого года стал самым жарким по уровню дневных температур за всю историю метеонаблюдений в мире. Но этот рекорд вряд ли просуществует долго – за последние семь лет температурные максимумы обновлялись с тревожным постоянством, и такая тенденция сохранится. Согласно докладу Всемирной метеорологической организации, в период с 2023 по 2027 год будет отмечена вспышка отдачи тепла от Эль-Ниньо, что сделает следующие пять лет самыми жаркими в истории климатических исследований.
Традиционно такие прогнозы порождают дискуссии о социальном эффекте жары и ее влиянии на общественное здоровье. Однако температурные рекорды – это стресс и для бизнеса. Целые индустрии уже чувствуют влияние глобального потепления, и оно имеет прямой материальный эффект. Начиная от установки дополнительных кондиционеров на предприятиях – иначе, как недавно жаловался один их владельцев подобного объекта, «производитель оборудования снимает гарантию», до необходимости перестраивать целые бизнес-процессы и логистические маршруты.
Mind разбирался: какие отрасли не могут назвать себя теплолюбивыми и насколько выраженным будет глобальный экономический эффект Эль-Ниньо.
Если рекордные температуры фиксируются регулярно, то есть ли смысл сейчас особо переживать? Действительно, очередной температурный рекорд давно перестал быть сенсацией.
По данным Всемирной метеорологической организации, последние восемь лет были самыми жаркими за всю историю наблюдений. Согласно Copernicus, самыми жаркими годами были 2016, 2017, 2019 и 2020-й. По параметру средних температур 2022-й стал пятым среди самых теплых лет с начала ведения записей в XIX веке.
Однако разница в том, что планомерно повышающиеся температуры достигли пограничных с экономической допустимостью предельных значений. И не замечать их стало невозможно.
Нынешняя волна жары длится дольше обычного. При этом она более интенсивная, и температура остается высокой даже ночью, не давая передышки.
Как констатируют во Всемирной метеорологической организации, такая экстремальная погода «к сожалению, становится новой нормой». Июнь 2023 года был самым жарким месяцем за всю 174-летнюю историю мониторинга температуры. Затем такой же «титул» завоевал июль.
7 июля средняя глобальная температура составила 17,24 градуса Цельсия, что на 0,3°C выше предыдущего аналогичного рекорда в 16,94°C, установленного 16 августа 2016 года.
Long story short: да, нынешний год более климатически неблагополучный, чем предыдущие, и температурные значения вплотную приблизились к несовместимым с полноценной экономической деятельностью многих отраслей.
Температурная тенденция обратима? В теории – да. Даже наиболее ярые апологеты климатической паники признают, что глобальное потепление пока не является необратимым явлением. Другое дело, что единственный имеющийся у человечества инструментарий приостановить его – это отказ от собственной промышленности в масштабе целых государств.
Влияние Эль-Ниньо является определяющим для температурных рекордов? Да, и наименее контролируемым. Эль-Ниньо и Ла-Нинья являются основными движущими силами климатической системы Земли.
Эль-Ниньо возникает в среднем раз в два-семь лет, и его эпизоды обычно длятся от 9 до 12 месяцев.
Это климатический режим естественного происхождения, связанный с повышением температуры поверхности воды в центральной и восточной частях тропической зоны Тихого океана. Накладываясь на климатические изменения, спровоцированные человеком, это приводит к максимальным последствиям. В частности, именно сочетанием Эль-Ниньо и антропологических факторов был вызван температурный рекорд 2016 года. Сейчас он повторяется еще в большем масштабе.
Условия Эль-Ниньо установились в зоне Тихого океана впервые за семь лет.Они создают предпосылки для резкого повышения глобальной температуры и разрушительных погодных и климатических условий.
«Наступление Эль-Ниньо значительно увеличит вероятность превышения ранее установленных температурных рекордов и спровоцирует более экстремальную жару во многих частях мира и в регионах океана», – сказал генеральный секретарь Всемирной метееорганизации профессор Петтери Таалас.
Влияние на глобальные температуры обычно проявляется в течение года после его развития, поэтому ожидается, что максимальным оно будет в 2024 году/ В каких отраслях это влияние проявится наиболее заметно?
АПК
Сельское хозяйство – ожидаемо главный сектор, на котором в первую очередь сказываются колебания температур – причем в любую сторону. Оценочно, АПК аккумулирует до 40% всего ущерба, наносимого глобальным потеплением. Многие усматривают в этом проявление «кармической справедливости» по принципу прилетевшего бумеранга, так как сельское хозяйство и прежде всего животноводство занимают первое место по объемам генерируемого метана, который и провоцирует климатические подвижки.
Изменение климата географически сдвигает границы сельскохозяйственных регионов либо меняет их специализацию в пользу более жаростойких культур. Украина еще 10 лет назад могла наблюдать это на примере Херсонской области, которая по мере повышения среднегодовых температур получила статус зоны рискованного земледелия.
Потепление снижает показатели урожайности многих зерновых, так как процесс созревания ускоряется, и потому сокращается объем производимого зерна. Кроме того, резкое потепление нарушает способность растений получать и использовать влагу.
Польза от роста средних температур ощутима для косточковых фруктов и винограда: зона их выращивания существенно расширилась. Однако более частый эффект – засухи и пересыхание пахотного слоя, что не всегда удается компенсировать обогащением почвы.
Еще одно негативное последствие потепления для АПК – появление новых для региона видов вредителей и новых заболевания растений бактериального происхождения.
По оценкам специалистов Мирового банка, при повышении среднемировой температуры на 1,5–2 °C и сокращении количества осадков к 2030–2040 годам площади для выращивания кукурузы, проса и сорго в Африке сократятся на 40–80 %.
В Мексике из-за засух снижается площадь земель, пригодных для выращивания маиса (кукурузы) – основной сельскохозяйственной культуры для этой страны.
В Юго-Восточной Азии обмеление и пересыхание рек угрожает производству основной для региона культуры – риса. В зоне особого риска – Вьетнам в дельте реки Меконг – один из мировых центров выращивания риса. Повышение уровня моря на 30 см может привести к сокращению производства этой культуры на 11%.
По оценкам ФАО, основное влияние на сельское хозяйство повышенных температур выразится в снижении производительности (объема производства в расчете на гектар), средневзвешенное падение может достигнуть на 16%. Потенциальный урон сконцентрирован в развивающихся странах.
Если в промышленно развитых экономиках прогнозируемые потери составляют диапазон от 6% убытков без учета углеродного питания до 8% прибыли с учетом этого фактора, то регионы развивающихся стран несут потери от 25% без учета углеродного питания до 10–15% при его включении.
В развивающихся странах средние потери составили бы 15–26%, а средние потери, взвешенные по объему производства – 9–21%. В некоторых из беднейших стран убытки могут достичь катастрофических уровней (более 50% в Сенегале и Судане).
Ущерб будет ощутимее в странах, расположенных ближе к экватору, где температуры уже во многих случаях приближаются к предельно допустимым для сельского хозяйства уровням. Имеет значение также высота над уровнем моря, на которой расположена страна.
Например, из-за большей высоты над уровнем моря и более низких средних температур Уганда может понести меньшие потери (17% без учета углеродного питания), чем Буркина-Фасо (24%), даже несмотря на то, что последняя расположена примерно на 10 градусов севернее от экватора.
При том что самые большие потери сосредоточены в более низких широтах, выгоды – там, где они имеют место, – тяготеют к более высоким широтам.
*Углеродное питание – способность дополнительного СО2 стимулировать рост некоторых растений.
Рыболовство
В 2023 году средняя температура поверхности моря была рекордно высокой для этого времени года с мая по июль. Нагрев воды оказывает прямое влияние на распределение рыболовства. По оценкам ФАО, к 2050 производственный потенциал этого сектора в 200-мильных исключительных экономических зонах (ИЭЗ), на которые каждое прибрежное государство имеет особые права, может снизиться в среднем на 12%. Наиболее выраженным это явление будет в тропических странах – в основном в южной части Тихого океана.
Под влиянием нагревающейся воды меняется ареал обитания рыб. Эта тенденция уже прослеживается на северо-востоке и северо-западе Атлантики по некоторым видам тунца.
Снижение объемов вылова может существенно влиять на экономику стран, зависящих от рыбного промысла. И это потребует пересмотра действующей системы распределения водных ресурсов. В первую очередь речь идет о небольших островных государствах.
Наиболее уязвимыми странами в области производства пресноводной аквакультуры считаются Вьетнам, Бангладеш, Лаос и Китай, морской – Норвегия и Чили.
В Европе этот тренд уже виден на примере озера Гарда, в котором раньше в изобилии водились угорь и форель, но уже несколько лет этой рыбы в водоеме почти нет.
Также под влиянием высоких температур аквакультура сталкивается с распространением большого количества паразитов и заболеваний.
Ожидается, что к 2100 году объем первичной продукции мирового океана, от которой зависит морская пищевая цепочка, сократится на 6%, а в тропических зонах – на 11 %. Согласно различным моделям прогнозируется, что к 2050 году изменение глобального объема выловленной рыбы может уменьшиться на 10%.
Медицина
Изменение климата – одна из самых больших угроз для здоровья человека. Тепловые удары, смерти в результате экстремальных погодных явлений, травмы, распространение инфекционных заболеваний – это неполный перечень последствий повышения глобальных температур.
Волны жары – стихийное бедствие с очень высоким уровнем смертности. Оно накладывается на снижение качества воздуха, что усиливает эффект.
Каждый год только загрязнение воздуха становится причиной смерти 7 млн человек во всем мире. Экономический эквивалент этого показателя – убытки для систем социального обеспечения в размере около $5,11 трлн. В 15 странах, на долю которых приходится самый большой объем выбросов парниковых газов, расходы, связанные с последствиями для здоровья загрязнения воздуха, оцениваются на уровне свыше 4% их ВВП. По данным ВОЗ, более 930 млн человек, или около 12% населения мира, расходуют не менее 10% своего семейного бюджета на оплату услуг здравоохранения.
По предварительным оценкам, прямые затраты, обусловленные негативным влиянием климатических подвижек на здоровье, будут составлять к 2030 году $2‑4 млрд в год. Это и дополнительные больничные, и оплата лечения, и снижение продуктивности рабочей силы.
Ожидается, что в период с 2030 по 2050 г. изменение климата приведет к росту числа случаев смерти примерно на 250 000 в год.
Вместе с тем в ВОЗ считают, что достижение целей Парижского соглашения, связанных с загрязнением воздуха, позволит к 2050 году спасать порядка миллиона жизней ежегодно.
Энергетика
В энергетическом секторе образуется примерно три четверти глобальных выбросов парниковых газов. Этот показатель – один из стимулов развития «зеленой» энергетики. К 2050 году потребности в энергии планируется удовлетворять в основном за счет возобновляемых источников, причем солнечная энергия станет самым крупным отдельно взятым источником электроснабжения.
В Африке сосредоточено 60% самых мощных солнечных ресурсов, но при этом на ее долю приходится лишь 1% установленных фотоэлектрических мощностей.
Но сейчас повышенная температура подвергает нагрузке существующую генерацию. Например, в январе 2022 года массовые отключения электроэнергии, вызванные волной рекордного тепла в Буэнос-Айресе, затронули 0,7 млн человек.
Также выработка электроэнергии крепко связана с водными ресурсами. Уже сейчас треть теплоэлектростанций, работа которых зависит от наличия пресной воды для охлаждения, находятся в районах с высоким уровнем вододефицита. Это также относится к 15% существующих атомных электростанций, доля которых, как ожидается, возрастет до 25 % в ближайшие 20 лет.
В сегменте гидроэлектростанций дефицитными уже сейчас считаются 11%. И примерно 26% существующих и 23% проектируемых плотин гидроэлектростанций находятся в бассейнах рек, в которых отмечается «средний» и выше риск нехватки воды.
Переход на возобновляемые источники энергии поможет смягчить этот растущий глобальный дефицит водных ресурсов.
Для достижения долгосрочной глобальной цели Парижского соглашения в отношении температуры к 2030 году необходимо установить мощности на уровне 7,1 ТВт для выработки электроэнергии из чистых источников энергии.
Мировая экономика уже отстает от этого плана. И чтобы достичь заявленных целей, к 2050 году необходимо утроить инвестиции в «зеленый переход».
На практике рост средних температур означает, что на стадии проектирования электростанций необходимо учитывать климат региона и его будущие изменения, а также тенденции, которые отмечаются за последние 30 лет, и закладывать сценарий их роста. Кроме того, новые станции должны строиться с усиленными системами охлаждения.
Энергетические системы и сети требуют модернизации с учетом того, что потребление электроэнергии будет расти в летний период – на кондиционирование. И существенно просядет расход ресурса на отопление. Сейчас же системы ориентированы на использование в основном в холодную пору года.
Логистика
Транспортная деятельность также ответственна за загрязнение окружающей среды – как потребитель нефтепродуктов и природного газа, так и генератор выбросов в атмосферу. Последствия этого мировая логистика уже пожинает: грузовые автомобили ограничены в части перемещений по дорожному полотну в период высоких температур. Однако наибольший удар жары принимают на себя порты.
Наводнения и затопление прибрежных районов представляют угрозу для транспортной системы. Уязвимы не только порты, но и аэропорты, находящиеся недалеко от побережья – повышение уровня моря и учащение стихийных бедствий ставит под вопрос возможность их функционирования.
Уже сейчас прорабатываются варианты создания на местном и региональном уровне резервных транспортных возможностей, чтобы свести к минимуму экономические и социальные последствия возможных сбоев в работе основных мощностей. Из-за внедрения новых технологий инфраструктура и суда становятся более сложными, что усиливает риски с точки зрения как безопасности, так и коммерческой эксплуатации.
Среди рассматриваемых путей, как достичь нулевых выбросов причального оборудования, – использование наземных источников питания, большая цифровизация и оптимизация операций, а также использования энергии ветра.
Повышение уровня моря приведет к тому, что явления, имеющие катастрофические последствия, будут возникать все чаще. Те, которые сегодня происходят раз в 100 лет, могут приобрести ежегодный характер. И без дополнительных защитных мер ежегодные потери от затопления прибрежных районов могут превысить нынешние в 100–1000 раз.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].