Украина может подать иск в ВТО против пяти стран ЕС за ограничения в экспорте зерна. Как работает этот механизм и каковы шансы выиграть
Mind Explains

Украина может подать иск в ВТО против пяти стран ЕС за ограничения в экспорте зерна. Как работает этот механизм и каковы шансы выиграть

Четыре показательных кейса

Цей текст також доступний українською
Украина может подать иск в ВТО против пяти стран ЕС за ограничения в экспорте зерна. Как работает этот механизм и каковы шансы выиграть
Фото: depositphotos.com

Украина рассматривает возможность подачи иска в ВТО, если европейские страны  продлят ограничения на импорт украинских сельхозтоваров после 15 сентября.

Об этом в интервью Politico заявил заместитель министра экономики, торговый представитель Украины Тарас Качка. По его словам, системная угроза государственным интересам в части агропромышленного комплекса  «заставляет» Украину довести это дело до ВТО. Напомним, что с мая 2023 года действует запрет на поставку из Украины в Польшу, Болгарию, Румынию, Словакию и Венгрию четырех аграрных номенклатур – ячменя, кукурузы, рапса и пшеницы. Ежемесячные убытки Украины  от этого эмбарго оцениваются в $170 млн.

Ответчиками по иску, если он будет подан, могут выступить и государства, и Евросоюз как институция. При этом в Минэкономики дают понять, что Украина не будет вводить зеркальные меры против продукции европейских стран, учитывая «дух дружбы и солидарности» между Украиной и ЕС.

«С полным уважением и благодарностью к Польше, в случае введения каких-либо запретов после (15 сентября) Украина подаст иск против Польши и ЕС в ВТО», – сказал Качка.

Mind вспомнил несколько торговых споров на уровне ВТО, которые показывают, как именно работает этот механизм. Исходя из прецедентов, перспективы отстоять свои интересы у Украины довольно высокие.  Минус в том, что процедуры международных разбирательств в Организации небыстрые, а проблемы экспорта излишков зерна нужно решить уже сейчас.

Что позволяет Украине рассчитывать на успех  разбирательства? Прежде всего, нет прямых доказательств того, что украинское зерно привело к убыткам европейских сельхозпроизводителей, которые дали бы основания для полного эмбарго. Напомним, что «украинская аграрная тема» является разменной монетой в риторике польских политиков, которые борются за голоса местных фермеров.

Также есть немаловажный нюанс, о котором предпочитают не распространяться еврочиновники, жалуясь на засилье украинского зерна. Он состоит в том, что значительная его часть вполне открыто куплена самими же польскими фирмами.

На сегодня шансы, что запрет на импорт украинских сельхозтоваров сохранится после 15 сентября, приближается к  100%. Если Евросоюз отменит ограничения – вероятность, что так и произойдет, очень высока – то каждая из этих стран введет отдельное эмбарго, а Еврокомиссия закроет на это глаза.  Комиссар ЕС по вопросам сельского хозяйства Януш Войцеховский уже поддержал продление временного запрета на импорт украинского зерна в Польшу, Болгарию, Венгрию, Румынию и Словакию до конца 2023 года и предложил предоставить субсидии для украинских экспортеров агропродукции. Поэтому, скорее всего, иск Украины в ВТО – вопрос обозримого будущего.

Как все происходит? Механизм урегулирования споров в ВТО –  последняя инстанция для стран-членов организации, если им не удается достичь договоренностей во время переговоров.

Процесс рассмотрения спора имеет четыре этапа:

  • межправительственные консультации;
  • рассмотрение спора Группой экспертов;
  • рассмотрение спора в Апелляционном органе;
  • исполнение решения. Саботаж выполнения крайне маловероятен, так как в этом случае истец может прекратить все торговые уступки.

Как долго можно жать решения? Средний срок рассмотрения исков в ВТО и это плохая новость для Украины – составляет около 3 – 5 лет, если задействованы все этапы.

На сегодня  на уровне ВТО было урегулировано около 800 споров. Больше всего исков  поступает от США и стран ЕС.

О чем говорят прецеденты с участием Украины?

Дело DS411 «Армения – меры, влияющие на импорт и внутренние продажи сигарет и алкогольных напитков».  Украина выступила против установления Арменией 24%-ной таможенной пошлины на импортированные табачные изделия и назвала ее дискриминационной, поскольку ее уровень превышал установленную ВТО планку в 15%. Компромисс был найден еще на этапе консультаций, и решение было принято в пользу Украины:  Армения отменила  дискриминационный сбор.

Дело DS421 «Молдова – меры, влияющие на импорт и внутреннюю продажу товаров (экологический налог)». Речь шла о применении экологического налога. Иск дошел до этапа создания группы экспертов, но застопорился, поскольку Молдова также нашла, что предъявить Украине –  дискриминационное по ее мнению налогообложение импортируемой алкогольной продукции. В результате каждый остался при своих интересах.

Дело DS434 «Австралия – меры, касающиеся торговых марок и требований по типовой упаковке табачных изделий». Одно из самых громких и неоднозначных в истории отношений Украины и ВТО.

В 2012 году Австралия приняла закон о «простой упаковке», согласно которому на упаковки сигарет запрещалось наносить  торговые знаки или логотип,  а 75% фронтальной площади сигаретной упаковки  должны занимать предупреждения о вреде курения. Этот закон ударил по транснациональным табачным компаниям. И, согласно расхожему мнению, Украина,  инициировав весной 2012 года  спор в ВТО,  работала в интересах этого бизнеса.

Абсурдность ситуации заключается в том, что украинская табачная продукция на рынок Австралии не поставлялась, экономический ущерб от действия этого закона Украина не получала. То есть Киев таким образом довольно неуклюже действовал в пользу некой «всеобщей справедливости».

В 2015 году Украина отозвала  претензии к Австралии, изрядно подпортив себе репутацию как в Организации, так и на международном уровне. Ведь даже страны, в которых находятся штаб-квартиры табачных гигантов (например, США) не хотели запятнать себя на весь мир лоббированием интересов этого бизнеса.

Дело DS468 «Украина – специальные меры в отношении отдельных видов легковых автомобилей». Весной 2013 года Украина ввела спецпошлины на импорт новых легковых авто вне зависимости от страны происхождения и экспорта сроком на три года.

Для машин с объемом бензинового двигателя 1-1,5 л она составила 6,46%, с объемом 1,5-2,2 л – 12,95%. Пятую часть 1,5-3-литровых поставляла Япония, которая и обратилась в ВТО. Позднее к ней присоединились Евросоюз, США, Россия, Австралия, Корея, Индия и Турция.

Рассмотрение спора от момента сбора экспертной группы до публикации отчета заняло год и три месяца. Согласно правилам организации, Украина должна была оповестить страны-члены ВТО о результатах расследования и планах ввести спецпошлины, а также провести с ними предварительные консультации – но ничего из этого не было сделано. Этот спор Украина проиграла «всухую».

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно