Владимир Лерт: «В кино на самом деле нет ничего, кроме сценария»
Украинский кинорежиссер — о роли, которую Богдан Ступка успел сыграть в проекте «Мир вашему дому!», о противостоянии режиссеров и продюсеров и о том, почему он чаще отказывается снимать кино, чем соглашается

26 октября в украинский прокат вышел фильм Владимира Лерта «Мир вашему дому!». Это экранизация пьесы Григория Горина «Поминальная молитва» по мотивам произведений Шолома-Алейхема. В свое время в Национальном академическом драматическом театре имени Ивана Франко роль Тевье-молочника, живущего в еврейской общине в украинском селе, играл Богдан Ступка. В фильме же главная роль досталась Евгению Князеву, ректору московского Театрального института имени Бориса Щукина.
И именно с его именем связан скандал, разгоревшийся вокруг фильма. После того как в России в 2014 году было опубликовано письмо в поддержку аннексии Крыма, подписанное плеядой деятелей российской культуры, Служба безопасности Украины внесла большинство подписантов в черный список. Люди из этого списка не могут пересекать границу Украины. На основании этого списка Госкино Украины запрещает к показу в стране фильмы, в которых снимались персоны нон грата. Однако имя Евгения Князева, подписавшего то самое письмо, так и не попало в официальные списки неугодных.
Скандал с исполнителем главной роли оказался едва ли не самым громким промо для картины. Режиссер и сопродюсер фильма «Мир вашему дому!» Владимир Лерт однозначных комментариев избегает, поскольку не хочет упоминания политических тем рядом со своим именем. Mind он рассказал о длительных съемках картины, о предыдущем опыте в украинском кино, а также о том, почему он не хочет работать в продюсерских проектах.
– Вы уже 10 лет в Украине. Насколько за это время изменились возможности для режиссера, который хочет снимать кино?
– Скажу крамольную вещь, но я чаще отказываюсь снимать кино, чем соглашаюсь. Хочется снимать не просто кино, а хорошее кино.
– Есть ощущение, что после этой фразы у вас заготовлено «но»...
– Но я не настолько талантливый сценарист, чтобы обеспечить себя хорошим материалом. Вот Квентин Тарантино, например, пишет сам для себя. Моя цель – достичь высот в качестве сценариста. В кино ведь на самом деле нет ничего, кроме сценария. Когда ты видишь гениальных артистов, которые гениально играют, – создается впечатление, что это их заслуга или заслуга режиссера. Нет, это все иллюзия. Кино – это всего лишь сценарий. И получить такой сценарий тяжело. Написать такой сценарий очень тяжело. Написать и потом снять ерунду, за которую стыдно, не хочется. Я выбрал путь человека, который зарабатывает на рекламе. И это дает мне возможность не снимать кино, как бы абсурдно это ни звучало.
– И тут у вас в руках – целый Горин по самому Шолом-Алейхему. Лучше сценария не придумать.
– Скажу честно, Горин – мой самый любимый автор. Такой сценарий – это раз в жизни. Я бы отказался от миллионов долларов ради того, чтобы получить такой сценарий. И мне удалось прикоснуться к нему.
– Вы довольны результатом?
– Да. Именно поэтому фильм выходит в прокат. И именно поэтому он делался с 2010 года, а до кинотеатра дошел в 2017-м. Этот фильм прошел много стадий монтажа. Я не осмелился его выпустить до тех пор, пока не был полностью им доволен. Фильм делается три раза: сначала на бумаге, потом на площадке и, в конце концов, на монтаже. Я монтировал и показывал людям, которые ничего в кино не понимают, чтобы выяснить, где им может быть что-то непонятно.
– Фильм дублирован с русского на украинский. Решение тонировать пришло с введением языковых квот?
– Этот фильм всегда планировался на украинском. Перевод пьесы Горина делал культовый кинопереводчик Олекса Негребецкий – автор украинских текстов «Альфа», «Тачек». Язык фильма прописан в договоре с Госкино, которое поддерживало нас в самом начале. Точнее, не нас, а предыдущих продюсеров.
– А можно подробнее – как деньги из казны получили одни люди, а фильм доделывали другие?
– Это такая длинная история, когда в середине процесса вдруг люди взяли и бросили проект. И мы буквально не разгибая спины вместе с юристами спасали фильм – искали, как нам перебрать на себя обязательства предыдущих продюсеров. Если бы мы не успели, то они могли бы объявить себя банкротом, у них – права на Горина, они могли бы переписать на левых людей свою компанию, и в результате – ищи-свищи. Я лично сам расписался за все их долги.
– Старт проекту ведь дал Богдан Ступка?
– Да, идея принадлежала Богдану Сильвестровичу. И он же должен был, как и на сцене театра Франко, сыграть Тевье. Я предложил ему спектакль снять, а он говорит: «Да ну, кому это нужно, вот если б кино». Я тогда ему ответил: «Кто ж мне доверит?» И он сказал: «А вы идите и пользуйтесь моим именем. И вам никто не откажет». Так мы и начинали.
– Перед тем как приступить, вы смотрели фильм «Скрипач на крыше» по этому же произведению Шолом-Алейхема? Он «Оскар» завоевал в свое время.
– Я пересмотрел все экранизации, включая фильм 1937 года. Это было сделано для того, чтобы убедиться, что все это не похоже на то, что у меня в голове. Потому что повторяться ни к чему. Все, что было сделано ранее, мне совершенно не понравилось.
– И даже оскароносный «Скрипач»?
– И он тоже. Вы попробуйте его посмотреть. Для современного зрителя это невыносимо. Уверен, вы его не досмотрите до конца. Он сделан по другим канонам темпа. Люди раньше выдерживали такое повествование. Мне оно не зашло.
– На этом проекте вы и режиссер, и сопродюсер. У нас в Украине продюсерское кино? Кто главнее?
– Это всегда борьба за власть, творческую власть над проектом. Я не хочу снимать продюсерское кино, потому что продюсеры заставляют меня делать плохо. Все фильмы до «Мир вашему дому!» изуродованы – глупостью людей, которые называют себя продюсерами. Я не готов делать «го*нофильмы». Продюсеры ставят задачу хронометражом, а не содержанием. А я хочу брать на себя полную ответственность. В этом кино я продюсер. Тут я имел власть не выпускать фильм в прокат до тех пор, пока не доделаю его.
– Вам известны основные претензии критиков к фильму?
– Например, нам вменяют то, что в нашем кино очень узнаваемые локации Пирогово. У нас есть только один дом из Пирогово – дом главного героя. Но он канонически описан в пьесе. Этот дом максимально аутентичный. Раньше ведь история Тевье снималась где угодно, только не в Украине, где и происходят события. Мне было важно, чтобы каждая ложечка соответствовала. Наш художник-постановщик – Виталий Васильевич Есько, который на «Довженко» уже работал в те времена, когда я еще не родился. Он следил за тем, чтобы весь реквизит был аутентичным. Я, например, хотел старенькую фотографию своего деда повесить на стену, а он сказал: «Володя, когда вы будете снимать видеоклип, повесите, что хотите. Но евреи никогда не вешали никаких фотографий. У них всегда были голые стены. Это обычай, я вырос на этом». И он реально все об этом знает. Он весь художественный департамент держал в руках. Иногда он приходил с очередной претензией, я ему отвечал: «Виталий Васильевич, при всем уважении, не можем мы тут поменять что-то – Горин так написал». Тогда он выказывал нам свое мнение о Горине и уходил.
– Ваш предыдущий фильм – романтическая комедия «Ночь святого Валентина», совершенно другой жанр. Почему вы за него взялись?
– Я хочу снять кино о том, как мы снимали «Ночь святого Валентина». Феллини славен тем, что снял свои «8 ½» без сценария. Вот этот же метод, хоть и вынужденно, мне тоже удалось освоить. Меня уговорили поработать над фильмом, прислали сценарий. Он оказался полной чушью. Я сказал, что по такому пошлому и ужасному сценарию не буду ничего делать. Это как вызвать Шумахера, вручить ему запорожец и сказать: «Ну, чувак, ты просто обязан победить в гонке! Ты же Шумахер, ты сможешь!» Сценарий – это твой болид на «Формуле-1». Без него – никуда. Я продюсерам даже видеообращение записал, в котором подробно объясняю, что они потеряют все свои деньги.
Мой друг, который и втравил меня в эту историю, привез меня на площадку в 6 утра и говорит: «Вот тебе локация, вот тебе артисты. Снимай что хочешь. Но 14 февраля мне нужно 90 минут фильма». Ну, я и превратил всю съемочную группу в сценарную. В одном из эпизодов на заднем плане прямо в кадре сидит Макс Данкевич (сценарист и продюсер) с ноутбуком. Это он один из эпизодов к фильму сочинял. Я даже хотел себе псевдоним взять для этого фильма. А актерам говорил: «Допустим, я спрячусь за псевдонимом, а вам-то придется позориться лицами». Вуди Аллен как-то в интервью сказал: «Я каждый раз спасаюсь от позора». Вот это в точности то, что мы делали, работая над этим фильмом. Мы сидели на площадке, у нас тут сцена и тут сцена, посередине черное. И мы сидим и придумываем, как перейти от одной сцены к другой – сценарий сочиняем. Хочу ли я еще раз такое сделать? Ни в коем случае. Но тогда я понял, что со мной гениальная команда. А если им еще и сценарий дать!
– А еще раньше вы сняли фильм «Отторжение», о котором крайне сложно найти какую-то вразумительную информацию. Хотя там снялись Богдан Ступка и Сергей Бабкин.
– Да, собственно, и сам фильм еще не готов. Мне продюсер до сих пор не отдает материал, чтобы я его доделал, как задумано. Он не выходил в прокат. Просто в современном мире среди продюсеров попадаются люди, у которых есть деньги, но нет понимания, что такое кино.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].