Книга месяца: чем шокирует новый роман Джонатана Сафрана Фоера «Ось я»
Почему стоит прочитать третий роман американского автора, о чьих миллионных гонорарах ходят легенды

Сюжет. Несколько поколений еврейской семьи берегут, изменяют, а порой и отстаиваются свою идентичность. От тайников в лесах во время холокоста до вполне комфортной жизни в Вашингтоне – их семейная история. Но точкой отсчета повествования становится не страдания прадеда или бурная общественно-политическая карьера деда Сэма, Макса и Бенджи, а кризис брака Джулии и Джейкоба, их родителей.
По иронии автора, супружеский конфликт начинается накануне бар-мицвы Сэма, и тем самым ускоряет вхождение парня во взрослую жизнь. Пока Джулия разрывается из-за необходимости сделать выбор – остаться хорошей матерью или отвоевать хоть немного личного счастья и забытое за 16 лет брака право на женственность, страсть и другие легкомысленные вещи, Джейкоба мучает по-своему сложная дилемма– как остаться творческим человеком и не сойти с ума от проблем большой семьи, как скрыть старение и внутреннее одиночество. Пропасть между ними растет со скоростью света, ведь Джулия случайно находит телефон мужа с откровенно эротическими СМС, адресованными другой женщине.
Ситуации не становится неожиданностью для детей – полноценных и интересных персонажей произведения, которые бегут в виртуальную реальность, чтобы избавиться от навязанной системы поведения, религиозных догм и надежд родителей. Из-за разрушительного землетрясения Израиль готовится к войне, премьер-министр страны призывает всех евреев из разных уголков мира встать на защиту. Джейкоб, чья родословная идет от верховного раввина Дрогобыча и который оставался равнодушным к любому навязыванию Святой земли как культа, покидает Вашингтон, чтобы стать танкистом. Но священная война не спасает от одиночества, ведь преданность – не залог самоосознания.

Издательство: «Клуб сімейного дозвілля»
Тираж: 3000
Бэкграунд. Третий роман американского автора, о чьих миллионных гонорарах ходят легенды и чьи творческие эксперименты получают постоянное одобрение критиков. Предыдущая художественная книга Фоера вышла в 2006 году. За время между ней и романом «Ось я» Джонатан успел попробовать себя в роли преподавателя в нескольких престижных университетах, написал нон-фикшен книгу о последствиях промышленного производства мяса и его бездумного потребления, оказался в списке самых влиятельных евреев США. Фоер самый известный и авторитетный исследователь холокоста. Эта тема, так или иначе, возникает и в книге «Ось я».
Вам понравится, если: вы любите литературу, отличающуюся непростым характером и сложной структурой, если вас не пугает хор голосов неоднозначных образов, которые ищут себя, отрицая назначение и цель «ковать в кузнице своей души нерожденное сознание своего народа».
Вам не понравится, если: вы не готовы к эротике и мату, художественным провокациям и выдумкам на грани фола, оправдание которых кажется не таким уж фантастическим.
Главная причина прочитать: «Когда начали разрушать Израиль ...» – первая фраза этого романа. В ней – намек на все разнообразие приемов и форматов, на которые способен американский писатель, чьи творческие поиски значительно осложняют жизнь верстальщикам. Критики и фанаты Фоера пока не пришли к согласию в том, какой процент автобиографического в этом тексте, но это не так важно, ведь атмосфера романа – психопатическая, некомфортная для читателя своей «инаковостью», в чем ее несомненная привлекательность. Кажется, что на «Ось я» может быть только две реакции: полное отрицание и едва ли не болезненное желание дойти до последней точки.
Еще три новинки января:

Фредрік Бакман, «Чоловік на ім’я Уве»
#книголав
Первую книгу известного шведского массмаркет писателя можно прописывать как лекарство от депрессии, ведь на примере человека по имени Уве автор доказывает, что в жизни, каким бы черным и печальным она ни казалась, всегда есть место добрым делам и хорошим людям. Трудно сказать, на чем держится оптимизм Фредрика Бакмана, но, читая его романы, легко превратиться из скептика в сентиментальную существо, и простить автору даже то, что дальнейшее развитие сюжета очень быстро становится предсказуемым.
«Уве – такой человек, который проверяет состояние вещей, давая им хорошего пинка». Главный персонаж книги, на первый взгляд, напоминает антигероя. Этот почти шестидесятилетний мужчина устраивает скандалы в магазинах, потому что ненавидит отсутствие порядка и стремление компаний нажиться на честных гражданах. Образ универсальный. Цель его жизни после выхода на пенсию – самоубийство. Потому что под крепким панцирем брани и злости скрывается одинокий человек, который потерял любимую жену, наполнявшую сложную жизнь Уве красками. Но в мире любви больше, чем нам кажется. И именно она в образе новых соседей и забытых друзей поможет Уве отсрочить уход туда, где не факт, что хорошо.

Колм Тойбін, «Майстер»
«Фабула»
Очень талантливая литературная стилизация, темпоритм которой лучше любых описательных деталей передает атмосферу Лондона далеких 1895–1899 годов. «Мастер» – это и художественная биография, рассказ одного мастера – ирландского писателя, нашего современника, смущающего своим интеллектом придирчивых английских литературных обозревателей, о неспокойной душе другого мастера – Генри Джеймса, выдающегося представителя трансатлантической культуры на рубеже XIX–XX веков.

Франсуаза Саган, «Охоронець серця»
«Видавництво Старого Лева»
В книгу вошли три романа автора, которая стремилась стереть границы между мужской и женской чувственностью, соединив ее в одну страстную стихию. Саган считала, что отношения не должны длиться более двух лет, именно столько может продержаться ощущение безумия – единственного разумного способа любви. Нетрудно догадаться, что у персонажей ее произведений – аналогичная «оптика» восприятия чувств.
«Я Дороти Сеймур, мне сорок пять лет, у меня черты лица женщины, не обиженной жизнью, но уже не первой свежести», – представляется главная героиня романа «Охоронець серця» (1968). Из успешной, но забытой публикой актрисы она переквалифицировалась в сценаристку, ведет идеальное буржуазное существование и готовится к новой романтической интрижке. Как вдруг попадает в автомобильную аварию, во время которой знакомится с загадочным двадцатишестилетним Льюисом. И хотя Дороти считает, что «мальчишки, которые до сих пор пахнут молоком матери, не должны попадать в объятия дам, которые пахнут скотчем», это не значит, что между ними не возникнет чего-то большего, чем дружба ...
Страсть Саган к любовным треугольникам неоднократно критиковали литературные обозреватели. Но это не останавливало писательницу. «Невнятная улыбка» (1955) – роман о бурных взаимоотношениях между студенткой Доминикой, Бертраном и его дядей-путешественником Люком, в котором, несмотря на нудную неопределенность мужчин, больше симпатизируешь героине. «Сигнал к капитуляции» (1965) является размышлением на тему, можно ли купить чувства за деньги, скажем, богатого любовника, всегда ли мы готовы выходить из зоны комфорта, чтобы получить свою порцию безумия. Между прочим, образ главной героини романа несколько десятилетий назад на экране воплотила Катрин Денев.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].