Автор киноленты «Когда падают деревья»: «Премия в Каннах не делает тебя автоматически режиссером»
Марыся Никитюк, одна из делегатов от Украины на Берлинале, – о сложностях перехода с короткого метра на полный, нюансах копродукции в Европе и «пуританстве» украинского кинематографа
20 февраля по красной дорожке Международного кинофестиваля в Берлине пройдут украинцы – съемочная группа фильма «Когда падают деревья» Марыси Никитюк. Дебютную ленту молодого режиссера отобрали в программу Panorama Berlinale. Там и состоится мировая премьера фильма.
Начиналась эта история еще в 2013 году на кинорынке Таллинского кинофестиваля Black Nights, где впервые был представлен проект фильма. А два года назад он попал в поле зрения общественности благодаря победе сценария «Когда падают деревья» на SriptEast Awards на Каннском кинофестивале. Марыся Никитюк сама написала эту историю, а теперь и сняла как режиссер.
Об опыте и сложностях реализации, о нюансах международной копродукции и разговорах вокруг картины режиссер и автор сценария Марыся Никитюк рассказала Mind.
– Мы помним красивый старт проекта – эти фото с Каннского кинофестиваля. Было все так же празднично и дальше?
– Просто не было ни разу, нигде, я не помню такого этапа. Премия не делает тебя режиссером. Ты же не можешь прийти на площадку и сказать: «Вот видели? Премия! Поэтому слушайте все сюда!» А поскольку я такой зверь – склонный к эгоцентризму и всевозможным болячкам, с этим связанным, то вообще не держу дома никаких премий, статуэток или грамот. Я все отдаю маме, потому что на меня они негативно влияют. А она радуется. На предвкушении наград оборвались не одна моя книга и сценарий... В таких случаях хорошо помогает самоирония.
– К станку сразу встала? Приехала с премией и впряглась?
– Был план снимать в июле – августе, поскольку у нас летняя история. Но так случилось, что мы начали в сентябре. И наше «лето» с сентября не задалось до декабря. Меня люди из группы спрашивали: «Марыся, а ты можешь следующий сценарий на лето написать?» А я говорю: «Да это и был на лето».
– А из-за чего приходилось переносить съемки?
– У нас был очень крутой оператор Михал Энглерт (имеет награды кинофестивалей в Санденсе и Берлинале. – Mind), но у него не было достаточно времени, мы фактически попали в его график между предыдущим фильмом и следующим. После нас он должен был идти работать с сериалом НВО. Но где-то мы опоздали, где-то – еще что-то, и мы не успели в его выделенный люфт. Плюс у нас финансирование из государственных фондов трех стран: Украины, Польши и Македонии. А это влечет за собой определенную организационную неповоротливость.
– Македонии? Неожиданно. А как вы сотрудничали?
– Мы хотели в Македонии кусочек фильма снимать и привлечь их актеров-цыган – у них там осталась небольшая община, которая еще у Кустурицы снималась. Но их фонд слишком долго принимал решение, и в результате они вошли в проект частью постпродакшена.
Марыся Никитюк
– А как вообще это работает? Копродукции именно на государственном уровне.
– Чтобы получить средства на международную копродукцию, надо обращаться в госфонды или региональные фонды тех стран, которые необходимы для проекта. В каждой стране фонды имеют свои специфические условия для получения средств, но в основном это или съемки на территории страны фонда, или привлечение к проекту местных профессионалов.
К полякам мы пошли ради оператора Михала Энглерта. К тому же у них отличные киностудии с услугами всего постпродакшена: звук, цвет, спецэффекты. Цветокоррекцию мы также у них делали. С македонцами было сложнее, но мы нашли специалистов по спецэффектам, которые нас более- менее устроили. Конечно, гораздо проще, когда все свои. А здесь ты дистанционно управляешь людьми, которые разбросаны по миру. Мы потому так долго и завершали кино. Это тяжелый и утомительный, но очень важный опыт. Мы научились многим вещам, особенно «как не надо делать».
– Вы должны были сдать фильм в Госкино еще в мае прошлого года?
– Да, международная копродукция всегда связана с рисками, которые ты не просчитаешь, не предусмотришь, какое необходимо на все время. Когда, например, выплаты из польского фонда поступают позднее, чем мы рассчитывали, и поэтому мы не можем заплатить их специалисту – режиссеру монтажа. И с македонцами: мы выиграли их питч, а с тех пор у них там два председателя государственного фонда сменилось. И процедура выдачи денег значительно усложнилась. Игорь (Игорь Савиченко, продюсер картины. – Mind) – очень опытный продюсер, но такие вещи, как политические игры в чужой стране, он не может ни предвидеть, ни контролировать.

В процессе съемок фильма
– Организационные экстримы очевидны. Были такие же на площадке?
– Конечно. Дом сожгла? Сожгла. Машину разбила? Разбила. Две!
– Пожар с одного дубля сняли? Или под каждый дубль по дому жгли?
– Слава богу, один только дом сожгли (смеется). У нас было две пожарные машины. Первая залила все перед началом, чтобы вокруг ничего не загорелось. Остальные – на стреме, чтобы погасить после съемки.
Перед горящим домом бегала маленькая актриса, Соня Халаимов, с «бабушкой» Марией Свижинской, и массовкой из местных жителей, за ними бегал Михал Энглерт с камерой на плече и снимал сцену, а за ним – второй режиссер Катя Стебновская, которая «дирижировала» этим «оркестром ». А мы с плейбеком и режиссером монтажа Иваном Банниковым сидели сбоку дома. Первый дубль отсняли, на втором дубле уже начала «срываться» черепица – люди в кадре начали бояться, массовка «заиграла». На третьем дубле все было идеально: и дом горел синим пламенем, и все актеры реагировали как на настоящий пожар. Вот только огонь уже начал наклоняться в ту сторону, где мы с режиссером монтажа скрылись. Сняли все, что надо, но на адреналине.
Выбегаем, падаем-встаем, оператор еще что-то снимает, так как красиво, мы кричим: «Тушите огонь», и вдруг выясняется, что одна наша пожарная машина не заводится, а во второй нет воды. И все село стоит и смотрит, как догорает дом. Машина затем быстро приехала, но дом успел догореть.
– А машины как разбила?
– Не скажу, но машина у нас была не просто абы какая, а на радиоуправлении. Наш художник-постановщик Влад Дудко поставил на БМВ-«акулу» радиоуправление специально для съемок. Он ее тестировал где-то на парковке супермаркета. И какой-то человек выезжает с парковки, а рядом с ним едет машина без водителя. Трудно представить его мысли в тот момент.

Марыся Никитюк
– Впечатлений на годы вперед...
– Очень сложные были съемки. За рубежом, когда читали сценарий и узнавали, что снимать будет режиссер-дебютант, не слишком верили в проект. Но у меня была замечательная команда, которая верила мне, а я прислушивалась к ним. Плюс у меня не было стопов, а на страх и рефлексии просто не осталось времени. В таком бесстрашии сыграло роль и то, что было мало времени на подготовку, и то, что у меня нет профильного кинообразования – я не до конца представляла, что меня ждет. А мои три предыдущих режиссерских опыта в коротком метре делались в безумном кураже по три-четыре дня без сна и отдыха в очень сложных обстоятельствах. Я думала, так и должно быть – сложно, но весело. С таким же запалом я зашла и в полный метр.
– Советовалась ли во время съемок с кем-то из режиссеров, кому доверяешь? С опытными коллегами?
– Я порывалась что-то такое делать, но не хватало времени. Периодически я что-то выспрашивала у Валика Васяновича, но у него такое дипломатичное ко всему отношение, он не навязывает своего видения. Дмитрий Собчук-Сухолыткий был очень занят «Штангистом», Марина Степанская также была вся в «Сломя голову». У всех моих друзей и коллег прошлая осень была насыщена съемками.
– То есть выгребать пришлось все самостоятельно?
– Это мое кино, мое видение, а у других режиссеров, даже близких моих друзей, – свое видение. Поэтому полагаться нужно только на себя и свою команду. Команда, твои люди – это очень важно. Их надо уметь выбрать и позволить им выбрать тебя, ведь это семья, только с профессиональными качествами и достаточно большая. Ибо все на себе как режиссер не вытащишь, надо уметь доверять и делегировать работу соответствующему профессионалу. Главное, режиссер должен всем объяснить, рассказать, что он видит, на что это похоже, «заразить» группу любовью к материалу и пониманием. И отпустить творить.
А свои слабые места я хорошо знала. Например, за такой короткий подготовительный срок я бы не справилась с актерами, я имею в виду проработку с ними всеми сценария до съемочного периода. А актеров у нас было около 20 плюс массовка. Поэтому с нами работал Игорь Колтовский – театральный режиссер, актерский тренер. Он очень помог, и я многому у него научилась.
– Он ставил им задачи, исходя из твоей директивы, или это было общее видение?
– Мы работали в тандеме. Мне было бы без Игоря очень трудно. Актеры у нас из условно разных школ, разных возрастов, некоторые театральные, несколько студентов, но студенты разных мастеров. Но уже на съемках все актеры точно знали, кто они, какие у них обстоятельства, и с кем у них отношения. От этого у них был люфт для импровизации в сценах, для раскрытия характеров и сильное чувство партнера. Они стали очень друг от друга отталкиваться эмоционально, и это заметно на экране.
– Съемки были тяжелые не только технически, но и актеров-дебютантов у тебя было много.
– Да, дебютантов было много, почти все. Включая двух детей на площадке. В кино самое, говорят, сложное работать с животными и детьми по понятным причинам. У нас были и животные: лошади, кошки, собаки – и дети: 5-летний Миша Костюк и 4-летняя Соня Халаимов. И для Сони я написала роль как для профессиональной взрослой актрисы. Это я уже потом поняла, когда посмотрела сто девочек на эту роль, что есть замечательные дети, но они дети! С эмоциями и своими реакциями. И их сложно заставить что-либо делать, фокусировать внимание.

Соня Халаимова на съемках
– Так как же нашлась маленькая девочка?
– Соню Халаимову мы нашли в актерской семье Романа Халаимова и Елены Свирской. Ей было всего 4 годика, когда она пришла к нам. Она была сто первый девочкой, которую мы пробовали. Пробы проходили в два этапа: сначала я и кастинг-директор Алла Самойленко с детьми разговаривали, играли, снимали их реакции, язык. По сути, мы проверяли способность ребенка фокусироваться, его поведение и ракурсы на экране, его готовность и интерес к работе. А уже потом отбирали девочек на второй этап и давали им слова из сценария. Здесь уже сложнее, очень перспективные девочки терялись или просто не понимали, чего от них хотят. И когда я уже была в отчаянии, что не найду актрису, к нам пришла Соня. Она как солнце вошла в кабинет и идеально сыграла все части роли. Я была потрясена.
А после первых проб грима на площадке она пришла домой и провела собственные пробы – покрасила синим лаком себе брови. В первые дни она очень уставала и даже плакала. Но она – невероятный ребенок с супергибкой психикой, поэтому дальше все пошло как по маслу.
– А как насчет актеров на главные роли?
– Актеров долго выбирали. Ларису просто страдальчески долго. Но когда пришла Настя Пустовит, стало понятно, что героиню я нашла. Она была такая, как надо, – взрывная, фонтанирующая, с нужной энергией, как зверюшка такая. А вот Максим Самчик – он не был Шрамом. И не есть. Он абсолютно другой человек. Он мягкий, добрый, смешной, открытый, душка такая, а от него требовалось быть суровым парнем. Но на пробах он показал столь невероятную точность в эмоциях и реакциях, что его нельзя было не взять. Плюс он очень подходил визуально. Максим пока первый актер, с которым мне приходилось работать, который сделал «роль на сопротивление» – круто сыграл то, что ему не свойственно.

Эпизод из фильма с участием актеров Максима Самчика и Евгения Григорьева
– В фильме есть интимные сцены. Это довольно необычно для украинского кино, где обычно избегают такое снимать. Как снимали?
– Это всегда достаточно травматичный опыт для актеров на площадке. Мы долго работали с Игорем Колтовским и с актерами. Много говорили об этом, репетировали. Но в любом случае секс, смерть, истерика – это пограничные состояния, их актеры всегда тяжело переживают. Тем более в нашей довольно пуританской стране, где сексуальные сцены снимали в паре фильмов. И оба фильма – Мирослава Слабошпицкого.
– Берлин увидит кино 20 февраля. А когда увидит Украина?
– Одесский кинофестиваль для нас чрезвычайно знаковый. Поэтому я надеюсь, что украинская премьера состоится именно там. На первом ОМКФ я ходила в сценарную мастерскую, в 2014-м мы там выиграли питчинг именно проекта «Когда падают деревья», затем представляли Work in progress в прошлом году.
– А в прокат?
– В конце сентября планируем идти в украинский прокат. Само собой, должны выйти в прокат также в Польше и Македонии. Там уже есть договоренности с прокатчиком. А Европой и миром в широком смысле будут заниматься наши сейлз-агенты Latido. Так сложилось, что у нас был сейлз-агент еще на этапе сценария – это огромная редкость и удача для дебютного фильма.
– Есть ли у ленты коммерческий потенциал?
– Он есть. Это довольно динамичная, открытая и яркая история. Но там много болезненных вопросов, которые существуют в обществе. Поэтому, возможно, кому-то и неприятно смотреть на себя, видеть свои ментальные траблы.

Марыся Никитюк
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].