«Ослик должен быть худым» и «Валентинов день»: варианты на театральный вечер перед уик-эндом
Сентиментальный детектив по Довлатову и один день из жизни женщин, которые борются за мужчину
На этой неделе Mind предлагает обзор двух театральных спектаклей – это истории по повести Сергея Довлатова и пьесе Ивана Вырыпаева, которые объединяют камерные сцены и тема отношений между людьми.

«Ослик должен быть худым»
Театральная мастерская Николая Рушковского
ул. Большая Житомирская, 4
Ближайший спектакль: 25 мая в 19:00

Сюжет. Джон Смит, американский шпион, получил задание, выполнить которое должен в СССР. Там сразу по приземлении он встречает Тамбовского Волка, который рассказывает о местных обычаях, привычках и становится единственным другом, а то и сообщником Смита. Волк – образ символический, он то кусает товарища, то охраняет вещи Джона-хозяина.
Планы американца резко меняются, когда герой встречает в химчистке Надю. А ведь он уже почти потерял надежду на личное счастье: «Не знаю, как выглядит счастье. Мне сорок лет, и я не уверен, что почувствую, если хотя бы часть его встретится на моем пути». Эта женщина заставила Смита задуматься над приоритетами: прежде всего служить Родине или оставаться верным своему сердцу? Шпиону ничто человеческое не чуждо, он осознает, что сердцу не прикажешь.
Бэкграунд. Повесть «Ослик должен быть худым» была издана в 1980 году в Нью-Йорке в еженедельной газете «Новый американец», когда Довлатов уже находился в эмиграции и работал редактором этого издания. Роли исполняют Александр Сугак, Константин Темляк и Анна Михайличенко. В музыкальном оформлении можно узнать песни итальянца Паоло Конте и классические джазовые композиции.
Режиссер постановки Валерия Федотова комментирует представление так: «Сергей Довлатов нам нужен. Потому что он говорит о том, о чем мы часто забываем – о доброте и человеколюбии. Что нет географических границ, есть только границы духовные. И хорошо там, где наши. А наши могут быть где угодно. Спектакль об этом. О поиске дома, своих, единомышленников, о том же человеколюбии». «Не надо прятаться от счастья. Жизнь коротка. Позади – океан рождения, впереди – океан смерти, а наша жизнь – узкая полоска суши между ними», – говорит Джон Смит.
Вам понравится, если: вы осознаете, что разделение на страны и национальности довольно условно, потому что человек может встретить единомышленника где угодно – и ни язык, ни менталитет не помешают; любовь разрушает стереотипы и границы – пусть и фигурально.
Вам не понравится, если: вы любите классический театр с дорогими декорациями и пафосом. В Театральной мастерской Рушковского вы не найдете этого: только живую энергию и одновременно интеллигентное произношение и профессиональную игру молодых актеров с минимумом декораций.
Главная причина посмотреть: сравнить собственное прочтение Довлатова и постановку по его произведению; или наоборот – заинтересоваться творчеством писателя. И конечно, окунуться в шпионский мир с фирменной иронично-романтической атмосферой, которая неизменно присутствует в произведениях Сергея Довлатова.
«Валентинов день»
Украинский малый драматический театр
ул. Олеся Гончара, 33
Ближайший спектакль: 25 мая в 19:00

Сюжет. В центре сюжета – любовный треугольник, но не в совсем привычном виде. Действующие лица: Екатерина, Валентина и Валентин. Хотя последнего уже нет с женщинами, его дух до сих пор присутствует – в воспоминаниях, беседах бывших спутниц мужчины, в несостоявшихся встречах.
Кате и Вале по 60 лет. Они живут в одной квартире, которая раньше принадлежала Валентину, Жилплощадь они делят так же, как прежде Валентина. Ссорятся, мирятся, поздравляют друг друга с днем рождения, пекут пироги и иногда даже достают Валентиново ружье. По классике жанра, ружье должно выстрелить. Возраст – не помеха для женщин, когда все еще бушуют страсти. Но борьба за «равенство» перед Валентином породило ревность и соперничество между героинями еще в юности.
Бэкграунд. Постановка по одноименной пьесе Ивана Вырыпаева, которую драматург написал в 2001 году. Она была переведена на немецкий язык. Вырыпаев также адаптировал свою пьесу для сценария фильма «Лучшее время года».
Роли в театральной версии «Валентинова дня» в Малом театре исполняют Марина Кошкина, Кирилл Прокопчук и Лариса Шелоумова. Режиссер – Мария Лукьянова.
Актер Кирилл Прокопчук так прокомментировал внутренний конфликт своего героя: «Мой персонаж слаб духом. Он не может признать того, что совершил роковую ошибку и стал заложником ситуации. Выпутаться из нее – значит сказать «Стоп, хватит»! И вернуться к Валентине. Он пытается исправить ситуацию, признаваясь Кате, что не любит ее, а любит другую, но мы в ответе за тех, кого приручили... Одна любовь на троих. Но не любить невозможно».

Вам понравится, если: вы настроены наблюдать флэшбэки персонажей о теплых моментах влюбленности, контрастирующих с горьким настоящим главных героинь, которые пытаются отпустить прошлое, но не могут.
Вам не понравится, если: вы предпочитаете наигранную актерскую манеру. Актеры в спектакле «Валентинов день» с легкостью передают безмятежность юных влюбленных и «выдержанную годами» разочарованность несбывшихся мечтаний.
Главная причина посмотреть: увидеть историю о том, как иногда все-таки следует сделать выбор, как бы тяжело и больно это ни было.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].