Автандил Варсимашвили: «Для меня идея и тема «Механического апельсина» – это процесс зарождения зла»
Грузинский режиссер – о том, зачем современному человеку театр и насколько прибыльным может стать это занятие

На початку червня київський Театр на Подолі представив чергову прем'єру – виставу за культовим романом Ентоні Берджесса «Механический апельсин», всемирную славу которому в свое время принесла экранизация Стэнли Кубрика.
В преддверии премьерных показов Mind пообщался с режиссером-постановщиком спектакля Автандилом Варсимашвили. Грузинский режиссер с многолетним опытом, худрук Тбилисского театра Грибоедова и основатель Свободного театра, уже реализовал более полусотни театральных проектов и художественных фильмов по всему миру.
«Механический апельсин» – постановка, которая стала возможной благодаря программе Департамента культуры КГГА. На проект киевскими властями был выделен беспроцентный кредит в 1,3 млн грн. Эту сумму театр должен вернуть от прибыли в течение трех лет.
Мы поговорили с режиссером об исторических параллелях в постановке, архетипах, природе зла, «тяжком советском наследии» и о том, как искусство сочетается с материальными запросами.
– Вы перенесли действия романа в Киев 1990-х. Как расставляли акценты, чтоб сохранить оригинал и не потерять суть?
– Это уже вопрос адаптации: насколько ее умеет сделать режиссер. Эта схема работает, потому что я уверен, что украинский зритель увидит себя.
– Что осталось тогда от изначального «Механического апельсина»?
– Сюжет.
– В чем лично для вас идея этого произведения?
– Для меня идея и тема «Механического апельсина» – это процесс зарождения зла.
– Какие материалы вы исследовали, когда готовились к постановке?
– Во-первых, это хроника и жизнь, – то, что я сам пережил и, думаю, пережило все мое поколение.

И то, что мы сегодня видим в политике много людей, которые пришли из криминала. Вот эта тема для меня – одна из самых главных.
– А есть ли какие-то прототипы, конкретные личности из истории, которыми вы «вдохновлялись»?
– Нет, это вообще не дело искусства. У нас архетипы, которыми населена и ваша, и моя страна.
– Насколько сложно вам было работать над темой насилия? Как именно взаимодействовали с актерами, чтобы все выглядело максимально убедительным?
– Здесь все условно. Мы физически не проводим опыты. И не мучаем актеров. Все решает театральная условность.
– Использован ли придуманный Берджессом язык «надсат» или вы его адаптировали?
– Адаптировали, потому что тот мат и тот сленг, который у Берджесса, – ему, как по мне, нет места в театре. Это первое. А, во-вторых, для самого зрителя это уже какая-то архаика. В спектакле – органичный текст.
– Насколько, по-вашему, сейчас зритель готов платить за спектакли, учитывая кризис и состояние экономики?
– Театр существует 26 веков, и все это время зритель платит. И минимум еще 26 веков будет платить. Театр – это место, необходимое для человека. И пока будет жить человек, он будет ходить в театры и покупать билеты.
– «Механический апельсин» – это скорее постановка для души, для поднятия социального уровня или все-таки, как говорят, «зрительский спектакль», который принесет прибыль театру?
– Для меня неприемлем любой спектакль, который не приносит прибыли. Убыточность означает, что продукт – несовременный.

В театр должен ходить зритель, поэтому любая постановка должна массово привлекать аудиторию. Не массово можно делать кино, писать музыку, живопись, но театр обязан делать спектакли, на который будет ходить зритель.
– Ваши топ-3 аргумента, почему нужно посмотреть «Механический апельсин»?
– Во-первых, это новая интерпретация Берджесса. Во-вторых, это молодежный спектакль, где зритель увидит своих молодых кумиров. В-третьих, проблемы, о которых мы говорим в спектакле, интересуют всех, – как формировалось общество за последние 30 лет, после развала Советского Союза, и как мы дошли до сегодняшнего дня.
– Насколько актуальна поговорка о том, что художник должен быть голодным? И если провести параллель между Грузией и Украиной?
– И в Украине, и в Грузии, конечно же, художники голодные, но это неправильно. Художники должны быть – не хочу сказать сытыми, но они не должны думать о материальном. А создавать продукцию, которая будет так продаваться, чтобы можно было достойно на них заработать.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].