Михаил Хома: «Надо заинтересовывать людей, чтобы у них было время на тебя и твою идею»
Музыкант, фронтмен группы DZIDZIO, режиссер и продюсер фильма «DZIDZIO Первый раз» – о сценарии за 40 дней, компромиссах, комплексах и деньгах

25 октября в отечественный прокат выходит романтическая комедия «DZIDZIO Первый раз». По сюжету, Дзидзьо, в душе – большой артист и наивный ребенок, всю свою жизнь скрывает один маленький секрет, который перерастает в огромную проблему. На этот раз ни лучшая мама, ни его друг не смогут помочь. Потому что столь деликатное дело Дзидзьо должен решить в первый раз.
Эта лента стала своеобразным творческим продолжением предыдущего фильма «DZIDZIO Контрабас», в работе над которым активно участвовал фронтмен группы DZIDZIO Михаил Хома. Существенные кассовые сборы «Контрабаса» (22 млн грн) вдохновили команду на дальнейшее кинотворчество. Но – не только они...
Сначала бюджет фильма планировался на уровне 19,5 млн грн, с этой цифрой авторы вышли на питчинг в Госкино. Но Министерство культуры отказало в государственной помощи фильму, и поэтому пришлось экономить, корректируя съемочный процесс. На сегодня бюджет составляет 12 млн грн, которые вложили сопродюсеры.
Mind поговорил с режиссером, продюсером, сценаристом и исполнителем главной роли «DZIDZIO Первый раз» Михаилом Хомой об идее ленты, сложности режиссерского дебюта и о том, почему кино должно не только развлекать, но и приносить прибыль.
– Как появилась идея ленты? И какая она, собственно?
– После успеха фильма «DZIDZIO Контрабас» нужно было как можно быстрее организовывать съемки продолжения – собирать друзей, команду, ведь времени особо не было.
– Кто сценаристы?
– Я, Тарас Дронь, Сергей Либа и Диана Юраш. Мы сели и должны были за короткие 40 дней написать сценарий.
– «DZIDZIO Контрабас» сняли за две недели. С «DZIDZIO Первый раз» не отходили от «традиции»?
– Здесь съемки продолжались чуть больше.

Съемочная группа фильма
– От чего, по вашему мнению, зависит успех будущего фильма? Можно на примере «DZIDZIO Контрабас», который собрал в прокате 22 млн грн.
– От того, что ты подаешь, кому и когда. Надо понимать, что ты делаешь это для людей, что они любят, а что – нет. Не выходит ли в прокате в настоящее время похожая лента, то есть делать что-то, когда подобного никто не делает. Конечно, возникают вопросы, есть несовершенства, но мы только начинаем, мы учимся. Это кино будет очень родным и близким каждому из команды, потому что оно первое.
– «DZIDZIO Первый раз» – ваш режиссерский дебют? Как вы делили обязанности с еще одним режиссером фильма – Тарасом Дронем?
– Да. Мы друзья и коллеги, и это режиссерское сотрудничество. До этого мы вместе делали короткометражки: «Письмо к Николаю», «Ангелы чудят», «Паук», «Еду к маме». Поскольку у меня было много концертов и работы в студии, я попросил Тараса о помощи. Потому что он – единственный, кому я мог доверить сейчас такое дело. Тарас знает, что я люблю, и что такое DZIDZIO. Конечно, у него свои взгляды, у меня – свои. Он хочет больше открывать во мне натуральность. А я больше за сказочность в картинке. Но вместе у нас, думаю, получился хороший союз.
– Спорили?
– Как всегда. Кто-то любит в кофе две ложки сахара, кто-то три, а кто-то вообще пьет без сахара.
– Консенсус или компромисс?
– Компромисс. Вообще в каждом деле должна быть дипломатия. Не люблю ссориться, люблю решать вопросы, а нагнетать и делать скандалы – не в моем стиле.

Процесс съемки
– Когда Рязанов с Брагинским создавали вместе сценарии, если дело доходило до спорных моментов, они отказывались от таких идей вообще. Как у вас?
– Я всегда прислушиваюсь к тому, что говорят другие. И делаю порой не так, как я хочу, а так, как будет лучше для кино и для результата.
– Какие ставки на кассовые сборы?
– Хочется больше. Потому что пока это не бизнес. Эти деньги нужны, чтобы содержать команду. Чтобы делать лучше, нужно в первую очередь время. Надо заинтересовывать людей, чтобы у них было время на тебя, на твою идею, ее распространение. Ну, и чтобы кино было таким, как в Америке, как минимум необходимы американские дороги, чтобы быстрее добираться до места. Нужен американский подход к делу. Скорость. И американские деньги. А пока мы живем в Украине, нужно любить то, что имеем, и не стыдиться.
– Как бы вы описали аудиторию фильма?
– Это общая аудитория, потому что фильм о любви. Романтическая комедия, чтобы люди открывали в своих сердцах такие нотки, которые давно закрыли. Потому что мы живем в быстрое и агрессивное время интернета. Поэтому что-то заставило меня поднять эту тему. Говорить о том, что есть любовь, надо открываться и говорить о своих проблемах, а не замалчивать их. Но если не будет проблем, то будет нечего решать.
– С другой стороны, интернет, наоборот, вызвал бум так называемых каминг-аутов, когда люди делятся абсолютно всем...
– Это так. А что касается фильмов, то я бы вообще все выкладывал в сеть, чтобы люди смотрели. «DZIDZIO Контрабас» посмотрело почти 5 млн пользователей – это достаточно много. Поглядим, как будет с прокатом «DZIDZIO Первый раз», и, возможно, тоже поделимся. Ведь одной верой жить трудно, кино должно приносить прибыль, чтобы создавать новое.
– На этот раз Сергей Лавренюк не выступил в качестве продюсера...
– Он снял свое кино, а я – свое. Я очень благодарен Сергею за совместную работу над «DZIDZIO Контрабас». Теперь он спродюсировал «11 детей из Моршина» (выйдет в прокат в январе 2019 года. – Mind) и приглашал меня участвовать в проекте. Но мне трудно распыляться сразу на несколько вещей. И было важно выбрать именно свою историю, я говорю о себе и когда пишу песни, и когда снимаюсь в кино – я не играю, а живу. Вот в чем дело. Поэтому, возможно, и честнее выходит на камеру.

Процесс съемки
– Будет ли в «DZIDZIO Первый раз» тонкий социальный подтекст, как в «Контрабасе» с темой контрабанды? И верите ли вы в то, что такая комедийная форма подачи заставляет зрителя задуматься над проблемой?
– Социальный подтекст у нас есть во всем, в каждой песне, в частности. Пусть текст простой, но в нем что-то заложено. Комедийная форма подачи не мешает. Творчество и существует для того, чтобы людям напоминать о важных вещах. Каждый текст и сценарий построены на драматургии: например, кто-то вначале плохой, а затем исправляется и становится хорошим.
– Интересуют вас другие жанры?
– Могу все, и мне это интересно, но сейчас надо думать о том, чего хотят люди. Можно снять и драму, и мелодраму, и ужасы, но мне больше нравится комедия. Потому что она может иметь оттенок драмы, мелодрамы, мистики, фантастики и тех же ужасов.
– Случались какие-то смешные случаи во время съемок «DZIDZIO Первый раз»?
– Многое... Представьте себе: завезти 80 человек в маленький городок Ходоров, жить в деревне, где подают есть родные, которые хотят лучше, а получается иногда хуже некуда, актриса вместо тормоза нажимает на газ и въезжает в камеру. Что это было! Расходы... Все как в жизни. В команде – каждый со своими особенностями, поэтому каждого не перевоспитаешь, надо это все пропускать и идти дальше, потому что есть цель – выпустить фильм. И несмотря ни на что набирается команда – и кто-то с нами дальше пойдет, кто-то нет.
– Согласны, что хорошую комедию снять сложнее, чем драму?
– Да, потому что комедия – это умение посмеяться над собой. Надо научиться и легко к этому относиться, не иметь комплексов. Потому что люди закомплексованы, думают, что о них скажут, почему с ними не поздоровались и т. п. Эти комплексы мешают жить. А что драма? Плаксу сыграть легче всего. А я люблю комедию и буду ею заниматься.
– Вспомните ваши любимые комедии? Что посоветуете посмотреть?
– Я много смотрю и даже иногда не запоминаю названий, потому что нет времени. Для этого надо быть киноманом или критиком, а те, кто пишут, не могут охарактеризовать, что они делают, ведь они создают. Есть те, кто делает, и те, кто смотрит и анализирует.
– А что становится большим источником вдохновения – фильмы или сама жизнь?
– Видимо, сама жизнь. Наблюдаешь за людьми – как они ведут себя, вбираешь, как губка, а потом переносишь эти ситуации в кадр.

Михаил Хома в процессе съемок фильма
– Как считаете, удалось ли за последние годы «вырастить» аудиторию для украинских лент? По какому принципу вы лично выбираете фильмы, на которые собираетесь пойти в кино? Какой последний фильм смотрели именно в кинотеатре?
– Мы только посеяли... Все еще только начинается. Надо больше кинотеатров, и людей приучать к походам в кино, но должно быть удобно добираться. Должно быть понимание, что кино – это вид развлечения, а не университет, который поучает. Это где-то так, но в большинстве своем надо в игровой легкой форме подавать свою идею. Не обязательно все должно быть экшеном, порой должно быть естественно. Для украинцев кино должно быть правдивым, чтобы они поверили.
Я думаю, что в отличие от театра, где есть написанная пьеса и поставлена дикция у актеров, в кино все должно быть более приближенным к жизни. Потому что камера близко, если ты неправильно говоришь, ведешь бровью – зритель замечает: «Это же так, как мы!» Это, мне кажется, как раз людей и привлекает.
А последнее, что видел в кино, – это «Форма воды» Гильермо дель Торо. Но, честно говоря, я люблю смотреть иначе: уже давно купил подписку на канал Netflix, и я смотрю там – и сериалы, и также документальные ленты. К сожалению, у меня нет много времени и выходить в люди, и ходить в кино. К тому же иногда после всего хочется побыть наедине, и часто поздно возвращаюсь с концертов, а еще надо на студию или сценарий дописывать. Иногда с польскими субтитрами смотрю, потому что порой они совсем по-другому переводят.
Пересмотрел Stranger Things и впервые в жизни от чего-то так зафанател, поподписывался на них в соцсетях, стало интересно посмотреть, как все эти дети выросли.
Как по мне, производство сериалов намного опередило производство художественных фильмов. И я верю, что за ними как раз будущее кино. Это новый взгляд на продажу, на удобство, он масштабный, потому что есть доступ ко всем уголкам мира.
– Возможно, тогда в ваших планах есть съемки сериала?
– Я никогда не закрываюсь от чего-то нового. Будет время – можно снять. Но нельзя «полу», понимаете? Я не умею наполовину уделять внимание. Нельзя полувлюбиться или быть полусчастливым. Или так, или не так. Есть две крайности. Или бедный, или богатый – посередине скучно.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].