Команда театра «Модерн-Вертеп»: «Наша главная идея – создать историю о социальных играх, в которые играют люди»
Чем способен удивить микс пантомимы, мультимедийного изображения, кукол и современной электронной музыки

В октябре новый театральный проект «Модерн-Вертеп» представляет пять спектаклей по мотивам культовой пьесы Эдварда Олби «Не боюсь Вирджинии Вульф». Он создан при поддержке Украинского культурного фонда и киевского Театра марионеток.
Режиссером выступил Игорь Заднипряный. Художник – Ирина Заднипряная, композитор – Иван Розин. Музыкальное оформление – Роман Луценко. Актеры: Борис Книженко, Оксана Цымбал, Станислав Щекин, Мальвина Салийчук. Актеры-кукловоды: Александр Калаш, Елена Книженко. Директор – Вадим Кожевников.
Вдохновившись традиционным украинским карнавалом, создатели «Модерн-Вертеп» изобрели собственный способ пропагандировать языком театра абсолютные ценности – честность и справедливость, доверие и любовь.Суть кукольного вертепа: действие разыгрывается на двух этажах. На верхнем – рождественская драма о рождении Иисуса Христа, на нижнем – сатирические бытовые интермедии. Современное видение и главная идея «Модерн-вертепа»: рассказать об исконном диалоге тела и души, сохраняя структуру двухэтажного кукольного театра. И если душа мечтает о любви и стремится к согласию, то тело – погрязло в быту и не прислушивается к движениям души.
Один из ключевых признаков спектакля – мультижанровисть: он построен на взаимодействии сразу многих сценических форм выразительности – куклы, пантомимы, мультимедийное изображение и современная электронная музыка.
Mind пообщался с творческой командой проекта о формате и идее их театрального действа и делится коллективным видением идеи и воплощения будущей премьеры «Модерн-Вертеп».
О формате
Речь идет о возрождении наиболее традиционных форм театра.
Есть две формы вертепа. Кукольный вертеп – это мистерия о рождении Иисуса Христа, мессии и вообще истории о чудесах. Тогда в мероприятии участвуют такие персонажи, как Дева Мария, Ирод, волхвы. Разыгрываются интермедии, где есть Черт, Запорожец, Жид, Москаль.
Второй вариант – это рождественская история, рожденная из первого, то есть кукольного театра. Персонажи те же, но их играют люди. Когда на Рождество водят Маланку, то это своего рода народные гуляния с теми же Москалем, Иродом и так далее.
То, что мы делаем, – не столько обновления вертепа, а скорее стилизация, возрождение его структуры. У нас есть два этажа – верхний и нижний. В нашем варианте современного решения вертепа верхний этаж – это душа человека, а на нижнем этаже разыгрывается история по мотивам пьесы Эдварда Олби «Не боюсь Вирджинии Вульф».

Об идее
У нас родилась идея создать историю о социальных играх, в которые играют люди. В качестве примера возьмем эпизод «Игры и забавы». Люди, строя карьеры и достигая определенных высот, забывают о человеческих чувствах. Поэтому возникли ассоциации с интермедиями, с разделением на Тело и Душа. Тело занимается работой, лицемерит, обманывает, а душа ждет, пока тело наиграется, установится справедливость и всем будет хорошо.
Идея «Модерн-Вертеп» появилась из заявленной программы Украинского культурного фонда «Создаем инновационный продукт». Поэтому мы постараемся модно и остроумно рассказать о важном.
После пяти бесплатных показов (в Театре на левом берегу Днепра), что стало возможным благодаря поддержке УКФ, проект станет репертуарным спектаклем театра марионеток.

О бэкграунде
Когда-то у театра марионеток как у государственного театра было свое помещение на улице Сагайдачного. Но дом приватизировали и наш зал автоматически забрали. Нам предоставили репетиционную базу, но она совершенно не приспособлена для выступлений. Государство может компенсировать субаренду малого зала театра кукол, предложенного для показа спектаклей, но в основном зрители ассоциируют театр кукол с детским театром.
Поэтому такой вариант не самый лучший. Когда у нас было собственное помещение, у нас всегда были аншлаги. Очень бы хотелось это восстановить, потому что своя постоянная база – один из факторов хорошей посещаемости. Мы ставили серьезные спектакли, такие как «Макбет», «Дом, который построил Свифт».

Почему не стоит бояться Вирджинии Вульф?
Два человека, главные герои пьесы, придумали себе сына. То есть в чем-то эта тема перекликается с мистерией, лежащей в основе вертепа, с мифологией. Хотя на первый взгляд произведение Эдварда Олби «Не боюсь Вирджинии Вульф» выглядит как бытовая драма. И только длительное время поработав с этим материалом, разобрав его на слои, можно откопать гораздо более глубокие смыслы. Самому автору не нравились спектакли, которые ставились по этому тексту, потому что его часто неправильно трактовали. Затем он устал бороться и просто перестал ходить на премьеры. Даже легендарный оскароносный одноименный фильм с Элизабет Тейлор подает сюжеткак реальную историю.
Весело, драйвово, есть над чем подумать, красивая сценография и авторское музыкальное сопровождение – наши ключевые аргументы, почему стоит прийти на «Модерн-Вертеп». Вообще не надо сомневаться, ходить ли в театр. Наверное, эту полезную привычку следует формировать так же, как в детстве нас приучают к книгам.

Премьерные показы «Модерн-Вертеп» состоятся 3, 4, 10, 11 и 16 октября в Киевском театре драмы и комедии на левом берегу Днепра.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].