«Собака Электроника 40 лет спустя»: чем может быть интересен украинский детский фильм «Фокстер и Макс»
И чего в нем больше – «Кота в сапогах» или «Матрицы»

В украинский прокат вышел отечественный игровой фильм «Фокстер и Макс». Первое, чем успела отличиться картина, еще даже не появившись на экранах, – своей целевой аудиторией. Лента позиционируется как кино для детей и подростков, что уже можно считать событием: в Украине давно очевиден тотальный дефицит такого рода кинопродукции. При бюджете в 40 млн гривен 90% расходов взяло на себя государство. Режиссером выступил Анатолий Матешко, более известный зрителю по сериалу «День рождения Буржуя» и фильму «Трубач».
Сюжет. В центре сюжета – 12-летний парнишка Макс, «в лучших традициях» страдающий от буллинга в школе и неразделенной любви к однокласснице. Попытки самовыражения у подростка сводятся в основном к тайному увлечению граффити. А в это время сотрудники некой секретной лаборатории противостоят преступникам, и потерянный в ходе погони баллончик с нанокраской случайно попадает в руки именно Максу. Мальчик рисует на стене собаку, которая «оживает», становясь нанороботом, а затем – и его лучшим другом. А заодно – и «пропуском» в новую жизнь, полную суперспособностей, приключений и испытаний. Преступники пытаются заполучить волшебного пса и, наконец, им это удается, так что герою приходится проявлять уже свои собственные волевые качества.
Бэкграунд. Сюжетная основа очевидно «позаимствована» у советского культового телефильма «Приключения Электроника» (1979), где за роботом Электроником, его роботом-собакой гоняются преступники, чтобы использовать для ограблений. В «Фокстере и Максе» роботизирован только пес, здесь это (как можно догадаться из названия самой ленты) фокстерьер, а не эрдельтерьер, как в кино сорокалетней давности.
Плюсы и минусы. В целом фильм явно перенасыщен заимствованиями, даже как для постмодернистской картины и «плода трудов» канадского сценариста, которого привлекли к работе над «Фокстером…». Прием, когда «нанособака» становится прозрачной, явно отсылает взрослого зрителя к фантастическому боевику «Хищник» (1988) с Арнольдом Шварценеггером: там этот трюк проделывал опасный инопланетянин. «Воздушная» драка в финале – копия боевых приемов героев «Матрицы». А идея, когда некое «волшебное» животное помогает непутевому герою стать «молодцом», заимствована из сказок: так поступали со своими подопечными многие персонажи, начиная с Кота в сапогах.
Если роботы и девайсы выглядят очень «живо», то игра многих актеров в картине выглядит наоборот слишком «искусственной» и схематичной. Например, в этом можно упрекнуть польского актера Томаша Освецинского, сыгравшего главаря мафии. Да, типаж колоритный – мускулы, татуировки, но выглядит уж очень опереточным злодеем, бесконечно повторяя заезженный штамп, что он «новый Наполеон». Приятное исключение составляют разве что главный герой, помощник мафиози и грабитель-ниндзя, переметнувшийся от мафии к «хорошим»: актер Максим Томчик, сыгравший последнего, серьезно может потеснить в качестве «украинского Бред Пита» Романа Луцкого, снявшегося в роли Алеши Поповича (Олешко) в «Сторожевой заставе».
Из плюсов, помимо спецэффектов, стоит отметить сюжетную идею, по которой микронаноботы следуют за воображением хозяина, пытаясь воплощать его самые смелые мечты. Есть неплохие словесные находки: «Фрактальных снов вам», «Что вы закрутили, ботовы дети!», «Я вас на молекулы разнесу» и т. д. Хороши и саундтреки – современная украинская музыка в исполнении ТНМК и Монатика.
Впечатления Mind:
«Фокстер и Макс» – отличное фэнтези для одноразового просмотра с детьми. Если пойти на сеанс всей семьей – скучно не будет. Опрошенным на выходе ребятам очень понравились «собака, Макс и супердраки – в начале и в конце». Но на повторный просмотр лента явно не тянет. В связи с этим вряд ли есть основания предсказывать ей такой же кассовый успех, как у фэнтези «Сторожевая застава» (2017) режиссера Юрия Ковалева, который при бюджете 40 млн грн собрал 20 млн грн, что по украинским меркам – совсем неплохо.
Премьера: 19 сентября
Бюджет: 40 млн грн
Жанр: фэнтези, приключения
Режиссер: Анатолий Матешко
Сценаристы: Скотт Паризьен, Анастасия Матешко
В главных ролях: Богдан Козий, Виталия Турчин, Томаш Освецинский, Максим Самчик, Дарья Полунина.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].