«Захар Беркут»: чем удивило и порадовало новое кинопрочтение повести Ивана Франко
И удалось ли звезде «Терминатора–2» преподать украинцам урок патриотизма

10 октября в украинский прокат вышел первый полнометражный украино-американский кинофильм – «Захар Беркут». Бюджет ленты немалый: 113,2 млн грн ($4,5 млн), из которых 30 млн грн выделило Госкино. За прошедшую неделю своими впечатлениями от просмотра делились многие. Отзывы в целом со знаком «плюс», хотя указывались и некоторые нюансы, поставившие зрителей в тупик. Mind не остался в стороне от этого кинособытия – и решил вспомнить, как зарождалась идея картины, а заодно и посмотреть, во что она в итоге вылилась.
Бэкграунд. В Украине давно говорили о создании зрелищного историко-патриотического экшена в духе боевика «300 спартанцев». Небольшая повесть «Захар Беркут» украинского классика Ивана Франко, которую проходят в школе, неплохо ложилась своим внятным и динамичным сюжетом в этот формат. Вскоре стало известно, что режиссером экранизации этой повести стал триумфатор «Золотой дзиґи – 2017» Ахтем Сейтаблаев (его военная драма «Киборги» взяла шесть наград). Но затем возникла идея сделать фильм в копродукции с США. С этого момента все ведущие роли в картине были отданы западным актерам, а у Ахтема даже появился американский сорежиссер – Джон Винн.
Старейшину Захара Беркута сыграл звездный американский актер (хоть и несколько поблекший) – Роберт Патрик, наибольшую известность которому принесла роль «жидкого» робота-убийцы в «Терминаторе-2: Судный день» (1991).

Роберт Патрик
Роль младшего сына Захара – Максима, исполнил молодой американский актер Алекс Макниколл, предателя Тугарина-Волка воплотил именитый шотландский артист Томми Флэнаган («Гладиатор», «Город грехов»), а его дочку (и возлюбленную Максима) Мирославу – британская актриса Поппи Дрейтон («Аббатство Даунтон»).

Поппи Дрейтон (в роли Мирославы) и Томми Флэнаган (в роли Тугарина-Волка)
Жену Захара и мать Максима Раду доверили изображать 53-летней ирландской актрисе и модели Элисон Дуди («Индиана Джонс и последний крестовый поход»), которая поразила на экране не столько своей игрой, сколько количеством ботокса в лице, что не очень вязалось с обликом жительницы древних Карпат. Монголов ожидаемо сыграли казахские актеры, а украинским достались такие крохи, что и говорить не о чем.

Получился некий парадокс – идею победоносного славянского патриотизма на экране воплощал американо-британский актерский состав.

Слева направо: Алекс Макниколл, Поппи Дрейтон, Джон Винн (сорежиссер), Роберт Патрик, Томми Флэнаган
Конечно, авторы ленты надеются на международный прокат: вложенные в съемки деньги на местном кинорынке «отбить» в принципе невозможно. Право на показ (международное название ленты The Rising Hawk – «Взлетающий ястреб») уже приобрели Испания, Франция, Италия, Южная Корея, США, Япония, Индия, Молдова.
Сюжет. Основная сюжетная канва повести Франко сохранена: 1241 год, община карпатского села Тухля пытается противостоять нашествию монголов. Местный старейшина – Захар Беркут – ратует за то, чтобы все карпатские общины объединились против общей угрозы. Однако боярин Тугарин-Волк желает быть единоличным правителем края, а потому вступать со смердами в равноправные отношения не намерен.
Но во время охоты на медведя сын Захара – Максим – спасает от когтей дочь Тугарина, Мирославу. Девушка, как водится, влюбляется в своего спасителя и несколько расстраивает политические планы своего отца.
Максим – парень не промах: он пробирается в хорошо охраняемые покои Мирославы, чтобы «заангажировать ее на ночную дискотеку», то бишь: «Я тебя приглашаю на праздник Перуна. Будут танцы. Костры будут гореть всю ночь». Конечно, девица не смогла устоять против такого искушения – до ее окружения такая «продвинутая» развлекательная программа еще не дошла. Этот поход на танцы и решит дальнейшую судьбу Мирославы, когда придется выбирать между отцом и общиной Максима.
Минусы картины. Как и праздник Перуна, так и три четверти фильма проходят в темноте: сплошная ночь и костры. Во тьме ведутся все разговоры (прямо какая-то хроника партизанского движения). Лента лишена ярких красок, и это несколько напрягает. Возможно, такова авторская метафора, показывающая «темные времена» Украины-Руси. Но все-таки, учитывая перспективу ее международного проката, «цветность» бы только прибавила бонусов фильму.

Совсем немного юмора. Буквально одна шутка на всю картину: «Дочь Тугарина-Волка? Говорят, она одним свои лицом волков распугивает» – «Тогда вы созданы друг для друга».
Огорчает «непрорисованность» некоторых сцен – как, например, эпизод с медведем – зверь в нем очень уж условный. Но тут ситуацию, на удивление, спасла темнота пещеры, где все происходило.
В середине картины чувствуется провисание – из-за пафосных диалогов. В этом случае можно было без ущерба для качества слегка сократить ее довольно большой хронометраж (132 мин).
Плюсы. Неплохой размах батальных сцен. Убедительные бои на саблях и топорах (которые, правда, всегдашняя темень помешала разглядеть в подробностях). Удачно изображены конные сражения – до 70-ти всадников в кадре.
Отличная лирическая линия, связанная с романом Мирославы и Максима, который, по сути, и является главным героем киноповествования. Алекс Макниколл блестяще справился со своей ролью, показывая как мастерские боевые навыки, скорее присущие ниндзя, так и яркую актерскую игру. В итоге получился весьма убедительный «рыцарь без страха и упрека».

Рокки Майерс
Удачен и саундтрек – красивый микс электронной и симфонической музыки.
Некоторое «провисание» картины спасает зрелищный прорыв дамбы и финальная дуэль Максима и хана Бурундая, исполненная филигранно. Здесь хочется отметить органичное звучание музыки, иллюстрирующей этот бой: буквально, как в балете, каждое движение сопровождает точная нота. Вспоминается финальная драка в «Одиноком волке Маккуэйде» (1983) с Чаком Норрисом и Дэвидом Кэррадайном, когда они разбираются между собой под аккомпанемент величественной симфонической поэмы итальянского композитора Франческо Де Маси (школа Эннио Морриконе).
Эпично прочитывается момент в картине, когда Тугарин-Волк не позволял монголам поджечь свой дом, где засели воины Тухли. На что хан ответил: «Я покорил много народов, благодаря таким как ты, которые слишком берегут свое имущество».
Впечатление Mind
Ахтем Сейтаблаев и Джон Винн все-таки не скатились в боевик: на экране мы видим непростую драму, построенную на материале человеческих отношений в лихую пору. Поэтому духа «300 спартанцев: Расцвет империи» (2013) здесь вы не найдете.
Любопытная деталь: у монголов по фильму главный символ – двуглавый орел. Возможно, у воинов-кочевников тоже были подобные изображения, но сейчас это железно ассоциируется с Российской империей.
Премьера: 10 октября
Жанр: исторический экшн
Режиссеры: Ахтем Сейтаблаев, Джон Винн
Сценаристы: Ярослав Войцешек, Ричард Ронат
Продюсеры: Егор Олесов (компания Kinorob, Украина); Джефф Райс, Юрий Карновский, Раджа Коллинз (компания Cinema Day, США).
В главных ролях: Алекс Макниколл, Роберт Патрик, Томми Флэнаган, Поппи Дрейтон, Цегмид Церенболд, Элисон Дуди, Оливер Тревена, Роки Майерс, Андрей Исаенко, Алина Коваленко.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].