«1984» в 2019-м: какие аналогии с украинской реальностью показаны в новой театральной премьере
В чем удался, а в чем «просел» спектакль-аттракцион о тоталитарной власти, наступающей после революций

18 октября в Театре на Подоле состоялась громкая премьера театральной постановки по мотивам известного романа-антиутопии «1984», написанного еще в 1949 году британским писателем Джорджем Оруэллом. На фейсбук-странице этого события уже около 18 000 лайков, а билеты проданы на пять ближайших спектаклей. Это – несомненный успех для театра вообще, а для современного украинского – тем более. Mind разбирался, что вызвало такой ажиотаж.
Бэкграунд. Джордж Оруэлл писал сатирический роман о государстве, где царит тотальный контроль над всеми его гражданами. В нем английский писатель выстроил структуру общества по образу и подобию книги «Мы» (1920) Евгения Замятина. Но если для второго источником вдохновения стали лондонские верфи, где он трудился инженером, то первый придал своей военизированной реальности черты сталинского СССР. А более поздние отголоски этих произведений можно найти в фильме «Матрица» (1999) Вачовски, где полный контроль над людьми получили цифровые технологии.
Сюжет. Спектакль поставлен по пьесе Майкла Джина Салливана, который действо книги свел к допросу главного героя – 39-летнего чиновника Министерства правды Уинстона Смита (актер Игорь Николаев). Его пытает Полиция мыслей и сотрудники Министерства любви, реконструируя «мыслепреступление» Уинстона. А именно: Смит завел интрижку с 26-летней Джулией – сотрудницей его же министерства. Она первая передала ему записку с признанием в любви. Они снимали комнатку у антиквара в районе пролов (пролетариев), где предавались любовным утехам, состоя в свободных отношениях, запрещенных Партией.

«Полиция мыслей скоро реконструирует любовные отношения»
Затем бунтари-любовники пошли еще дальше: вступили в подпольную организацию Сопротивления через некоего О`Брайена и были схвачены Полицией мыслей. Следователи воссоздают события по дневнику Уинстона, который он вел «маргинальной» чернильной ручкой, а не диктовал на «речопис», как делал это в Министерстве правды, переписывая историю.

Спектакль-аттракцион. Львиную долю успеха постановке принесла оригинальная сценография художника-постановщика Марии Погребняк: красные тросы, маленькие и большие куклы на шарнирах, инквизиторские белые маски, электрический кран-дыба, плексигласовая капсула, где мучили Уинстона, – все это выглядело ультрасовременно. И нашло яркий отклик у публики – в зале было много молодежи.

Впечатляющая сценография Марии Погребняк
Режиссер-постановщик Сергей Павлюк дополнил эту картинку соответствующим саундтреком: металлическое лязганье, отрывистые военные команды – все, что ассоциируется с тоталитаризмом. Этот набор-total перемежался слащавыми оркестровыми мелодиями, когда герои пытались «оттянуться».
Откуда-то сверху демонически звучал зловещий баритон, пропущенный через компьютер. Это был глас Старшего Брата – вершителя судеб Океании, воюющей с Ост-Азией.
Старший Брат допрашивал несчастного Смита, которого пытали деловые палачи в серой униформе с эмблемами в виде черных кружков.

Актуальность. Зрители уловили множество аналогий с ситуацией в Украине. Например, Министерство правды перелопачивает историю под лозунгом: «Кто контролирует современность, тот контролирует и прошлое». Знаком нам и принцип: «Внутренняя война – это главное. Внутренняя война правителей против своих жителей, важнее внешней». С этими действиями в унисон звучит название книги главного оппозиционера в «1984» Гольфстейна «Практика и теория олигархической войны». Кажется, что она была настольной для некоторых наших современников.
«Революцию совершают для того, чтобы установить диктатуру. Цель репрессий – репрессии. Цель пытки – пытка. Цель власти – власть», – говорит Старший Брат. К счастью, тоталитарный мир насилия «1984» далек от обстановки в Украине, но некоторые отголоски этой антиутопии вполне узнаваемы и в наших реалиях, что оценила публика.
Любовь разрушает систему насилия. Во втором акте спектакля – открываются карты: член организации Сопротивления О`Брайен оказывается Старшим Братом. Он выходит на сцену (Максим Грубер) – в красных перчатках и в более цветной, модерновой униформе: на белом фоне красные и черные вставки. Ему не пришлась по душе запись в дневнике Смита: «Долой Старшего Брата»! А также описания Джулии: «Когда она возле кровати скидывает юбку – рушатся все системы». «Вы не можете заставить меня разлюбить!» – отчаянно кричит Смит.

Больше всего Старший Брат любит проповедовать людям с мешком на голове
Но О`Брайену – Старшему Брату мало наказать отступника, он хочет его «перековать». Жесточайшими издевательствами превращая Уинстона в человекоподобное животное, он хочет все стереть из его сознания, чтобы потом внедрить туда свою программу. Однако тот, пока еще был способен соображать, успевает сказать: «Есть в этом мире принцип, который вы не преодолеете. Это дух человека!» – «Ты веришь в Бога?» – озадаченно спрашивает О`Брайен и пропускает новую порцию электрического тока через мятежника. «Пожалуйста, пристрелите меня!» – молит несчастная жертва.
«Мы контролируем жизнь на всех ее уровнях, – продолжает проповедовать Старший Брат. – Никто не захватывает власть, чтоб ее отдать. Цель власти – это власть, а власть – это мир, основанный на ненависти, жесткости и лжи». Он заставляет сломленного Смита повторять: «Дважды два – четыре! Но если Партии так нужно – пять!»…

Одна из идей спектакля: люди – как куклы, куклы – как люди
Впечатления Mind:
У творческой группы Театра на Подоле получился яркий театральный ад-аттракцион. Но актерская игра несколько не дотягивает до зрелищности самого оформления. Явление О`Брайена-Старшего Брата в исполнении Максима Грубера все же блекнет на фоне его же «страшного голоса», пропущенного через компьютер.
«Самый главный антигерой» в исполнении Грубера сводит все к удовлетворению собственных садистских наклонностей. Но актер говорит об этом очень уж спокойно. Он не доносит до зрителя свою идеологию: что этот ад вокруг лично для него – рай, ведь его герой провозглашает «Пытку – ради пытки», а значит, он получает удовольствие от своей садистской миссии: «Мы штампуем еретиков, чтобы их разоблачать». Однако не видно его кайфа от процесса, как, например, у каннибала-маньяка доктора Лектера в фильме «Молчание ягнят» (1991).
Грубер в этой роли слишком «нормален», он не заставляет публику трепетать от масштаба зла, клокочущего у него внутри. Но в идеале жуткая обстановка на сцене должна быть всего лишь отражением его больной души. Поэтому здесь еще есть над чем работать: для совмещения масштаба внешнего мира «1984» и внутреннего – самого О`Брайена.
Хочется отметить игру актера Максима Максимюка в роли простоватого партийного фанатика. Он явно в восторге от своей функции и с горящими глазами произносит: «Я люблю Старшего Брата. И борюсь с его врагами». Конечно, он тоже гибнет. Но про его персонажа можно не без иронии заметить: «Еще один сгорел на работе».

Следующим театральным хитом может стать инсценировка сатирической повести «Скотный двор» (1945) Оруэлла, где власть на ферме захватили свиньи и удерживают ее при помощи собак. Здесь аналогий с окружающей реальностью зритель сможет найти еще больше, но уже будет не ужасаться, а смеяться над происходящим.
Премьера: 22 августа 2019
Ближайшие спектакли: 5, 10, 12, 19, 29 ноября
Автор: Майкл Джин Салливан по роману Дж. Оруэлла «1984»
Режиссер: Сергей Павлюк
Художник-постановщик и художник по костюмам: Мария Погребняк
Хореограф: Алевтина Чернова
Музыкальное оформление: Сергей Павлюк
В ролях: Игорь Николаев, Максим Грубер, Юрий Фелипенко, Дмитрий Грицай, Юлия Шевченко, Валентина Сергеева, Максим Максимюк, Роман Щербак
Адрес: Андреевский спуск, 20 А (Большая сцена)
Билеты: 200–700 грн
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].