Премьера «Семейного альбома»: итальянский режиссер удивил столичную публику
В Театре на Левом берегу впервые показали комедию дель арте, поставленную мастером этого жанра Маттео Спьяцци

В Театре на Левом берегу при полном аншлаге показали спектакль, поставленный итальянским режиссером комедии дель арте (итал. commedia dell'arte – «артистическая комедия») Маттео Спьяцци. Действительно, эта постановка должна нравиться всем: богатым и бедным, мужчинам и женщинам, взрослым и детям. Почему? В этом разбирался Mind.
Бэкграунд. Киев обожает комедию дель арте – комедию масок, которая «разлита» здесь в разных формах: от камерных постановок небольших театров до масштабных спектаклей академических монстров. Для столицы Украины этот жанр – беспроигрышный вариант. Достаточно вспомнить ведущего украинского режиссера Дмитрия Богомазова, у которого в белом гриме и жители русской деревни Чистый Дор в спектакле «Веселье сердечное, или Кепка с карасями», и граждане древнего Рима в шекспировском «Кориолане».
Многие наши культовые персонажи и поп-кумиры, вроде Свирида Голохвастова или Верки Сердючки, тоже напоминают героев итальянской комедии масок. Так что с элементами этого жанра мы знакомы давно.

Но итальянский режиссер Маттео Спьяцци, прибывший к нам из Вероны по приглашению худрука Театра на Левом берегу Стаса Жиркова, поставил вроде бы площадную итальянскую комедию масок, корнями уходящую в XVII столетие. Но на самом деле это ее модернизированный вариант, где маски на актерах настоящие (не условные вроде грима), но гротескные, почти цирковые. Эти карикатурные, серые, уморительные «лица» – завораживают. Это не тонкие карнавальные работы, а буффонадно-сатирические, напоминающие «реальный облик» космических пиратов из детского фантастического телефильма «Гостья из будущего». Прорези для глаз в этих масках маленькие, что вынуждает артистов активнее двигаться и четко ловить контакт с партнерами.
Маттео Спьяцци с успехом ставил комедию дель арте, помимо родной Италии, в Польше, Эстонии, Словении, Австрии, Беларуси, России, Эквадоре. И наконец добрался до Украины.
В спектакле не произносится ни единого слова, все понятно благодаря актерской пластике и звукоряду: работающий радиоприемник или телевизор в точности иллюстрируют происходящее на сцене действие.
Комедия дель арте предполагает сквозной сюжет, условный сценарий, на который накладывается импровизация актеров. Тема выбрана не в бровь, а в глаз: семейные отношения на фоне кризисных 1990-х, которые вроде бы мы давно пережили, да только совершенно неожиданно они снова нас «нагнали» в конце второго десятилетия нулевых.

Обстановка на сцене до боли знакомая: торшер, старый приемник, холодильник «Днепр». В кресле под иконой спит бабушка, укутавшись в серый шерстяной платок. В шесть часов утра она просыпается от гремящего в приемнике «Як тебе не любити…»
Сразу возникают простые, но эффектные сценографические приемы: в соседней со старушкой комнате зажглась люстра и стенка оказалось полупрозрачной – это была ткань, позволяющая нам видеть обстановку и соседней «комнаты». Кухня, спальня, ванная – все как на ладони. Этот прием создает иллюзию, что мы подробно, словно в микроскоп, разглядываем чужую жизнь.
Все эти компоненты постановки безотказно действовали на публику.
Сюжет: о чем и как это сделано. Едва разгибающаяся бабушка готовит омлет и вареники. Затем просыпается мамаша: натягивает леопардовые лосины, блузу и короткую джинсовую юбку. Она сексуальна – у нее аппетитные ягодицы (накладные, понятно). Она в кастрюльке разогревает бигуди, красит лаком ногти, а заодно подклеивает им стрелку на лосинах под смех зала: все узнают этот «срочный ремонт» 1990-х. Устрашающей дамочку делает лохматая шапка: когда женщина смотрит в ней на себя в зеркало, всякий раз вздрагивает, вызывая живую реакцию зала. «Челночница» подхватывает громадный клетчатый баул и отправляется на работу – торговать на рынке.
Затем продрал глаза внучок – у него спортивный «адидасовский» костюм, рыжие вихры. Проснулся и лысеющий папа, прокурсировал на кухню фанфароном: в пиджаке на майку. Алкоголик, по мнению бабушки, не заслужил на завтрак ничего, кроме яблока. Однако это его не слишком огорчает – фрукт пойдет как закуска под водочную «заначку» на шкафу.
К нашей старушке приходит в гости другая. Хлопают по рюмашке и, готовя вареники, начинают смотреть по переносному телевизору «Дикую Розу» с Вероникой Кастро – зал стонал от смеха и узнавания этих полузабытых мексиканских страстей, озвученных нашими актерами.
Разумеется, на это время для старушек все на свете пропадает. Но здесь это случается в буквальном смысле – заявляется вор с уморительной рожей и вытянутыми трубочкой губами. Он пытается вынести магнитолу, посуду, но уже в дверях что-то цепляет и хозяйка останавливает его, угрожая кухонным ножом. Чтобы не показалось мало: пожилая гостья жахнула из пистолета – так, что посыпалась штукатурка с потолка и строго ему на плечо – простой и великолепный трюк. Таких наша публика не видела на местных театральных подмостках, поэтому хлопала от души.

Бабушки пристроили злодея отбывать наказание за преступление – вареники лепить. В спектакле проступает основная украинская линия – доминируют в нашей стране женщины: кормят, работают, находят выход из любой трудной ситуации… Вор чуть не сбежал с полуфабрикатом, когда старушки очередной раз увлеклись Вероникой Кастро, и пришлось им, болезным, пуститься за ним в погоню.
А в это время внучок девушку привел. Он явно новичок в амурных делах, она – опытная. Мы видим всю их прелюдию, в частности как внучок переживает, запершись в туалете. Но тут является «леопардовая» мамаша и закатывает барышне сцену, думая, что та затеяла шуры-муры с ее супругом...

Не будем больше делиться сюжетными перипетиями, скажем только, что пик спектакля – трогательный эпизод, когда к бабушке является в видении ее муж-солдат, погибший на Великой Отечественной, чье фото она иной раз достает из семейного альбома. Он молод и красив. В гимнастерке. Без маски. Такой герой, согласно традициям комедии дель арте, называется «дзанни» – это влюбленные или благородные дамы и кавалеры. Бабушка доверительно кладет ему голову на грудь и эта пара влюбленных вызывает в зрителях необыкновенно сентиментальное чувство. Старушка уходит с ним и из жизни. Горе от утраты, как ни парадоксально, сплачивает трещавшую по швам семью.

В финале публика устроила артистам овацию – здесь еще раз пришлось зрителям удивляться: женские роли бесподобно сыграли актеры-мужчины.
Впечатление Mind
Очень яркое зрелище, которое оригинальной и доступной формой подачи, а также узнаваемым и актуальным содержанием зацепит как искушенных театральных ценителей, так и случайных зрителей. Поистине комедия дель арте – это народный театр, где есть место и хохоту, и сердечным переживаниям.
«Семейный альбом»
Театр на Левом берегу
Жанр: «трагикомедия про вареники и 90-е»
Премьера: 14 декабря
Автор: Маттео Спьяцци (Италия)
Режиссер-постановщик: Маттео Спьяцци (Италия)
Художница по костюмам: Кристина Корабельникова
В ролях: Олег Стефан, Анастасия Пустовит, Михаил Досенко, Александр Пискунов, Татьяна Круликовская, Антон Вахлиовский, Екатерина Качан, Олег Гоцуляк
Адрес: Броварской проспект, 25
Ближайшая дата: 9 января
Билеты: 105–420 грн
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].