Призрак в Театре на Подоле: чем интересна гоголевская «Шинель»
Спектакль в камерном формате откровенно рассказывает о человеческих привязанностях и жестокой реальности

Сюжет. «Мир принадлежит художникам и ворам, остальным приходится вкалывать за копейки». Реплика из фильма «Ангел», реж. Луис Ортега.
В департаменте служил один чиновник... Фамилия его была Башмачкин. Имя – Акакий Акакиевич. Вряд ли можно было еще найти человека, который так бы отдавался своей должности. Он служил не просто тщательно – он служил с любовью. Над титулярным советником смеялись все, кто наседает на тех, кто не способен кусаться.
Впрочем, в переписывании чиновнику мерещился свой разнообразный и приятный мир.
Так и дожил бы человек до глубокой старости, если бы не было бедствий, рассыпанных на жизненном пути – в жизни нашего героя появился светлый гость в виде шинели, которая сильно изменила его нищенскую жизнь.
Бэкграунд. Режиссер-постановщик «Шинели» Валерия Федотова поставила такие спектакли в Мастерской Николая Рушковского (ул. Большая Житомирская, 4), как «Осел должен быть худым» по мотивам повести Сергея Довлатова и «Andersen's Fairy Tales» по мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена для «детей от 2 до 102».
Повесть «Шинель» Николая Гоголя относится к циклу «Петербургские повести». Первая публикация датируется 1842 годом.
Критик Павел Анненков вспоминал, что первоначальный замысел произведения родился у писателя в 1836 году: «Однажды при Гоголе рассказали канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном поклоннике охоты на птиц, который чрезвычайной экономией и неутомимым трудом вне службы получил сумму, которой было достаточно для приобретения хорошего лепажевского ружья за 200 асс. В первый же раз, когда на своей маленькой лодке направился он в Финском заливе за добычей, положив драгоценное ружье перед собой на нос лодки, он находился, по его личному свидетельству, в каком-то забвении и пришел в себя лишь тогда, когда взглянул на нос, и не увидел своей обновы. Ружье стянули в воду густые заросли, через которые он проезжал, и найти его было невозможно. Чиновник вернулся домой, лег в постель и больше не встал: он подхватил лихорадку. Все смеялись над анекдотом, основанном на реальном случае, за исключением Гоголя, который выслушал его, задумавшись и опустив голову».
Гоголевская «Шинель» очень напоминает чеховский рассказ «Человек в футляре», написанный, впрочем, на полвека позже, в мае – июне 1898-го. Последняя так же тонко и трагически описывает судьбу «маленького человека», собирательный образ одиноких и обездоленных людей, которым так трудно приспособиться к окружающему суровому миру, получать удовольствие от жизни – то ли из-за нехватки средств, то ли из-за отсутствия единомышленников или высокой цели в жизни. Поэтому они пытаются раствориться в своих ежедневных заботах, забывая, что жизнь проходит мимо...
Валерии Федотовой удалось осовременить «Шинель» авангардным меланхоличным блюзом Тома Уэйтса. Вероятно, такой выбор музыкального оформления неслучаен, ведь американцу приписывают театрализованную, а порой даже водевильную манеру исполнения во время выступлений.

«Прочитав строки «..оставьте меня, зачем вы меня обижаете » и заплакав на строках «..серце его, в общем очень спокойное, начало биться...», почувствовала такую откровенность и чистоту, о которой хочется говорить. В этом материале много тем, но ведущей стала мысль, что человек может по-настоящему быть живым, когда что-то или кого-то любит», – так режиссер прокомментировала свое решение инсценировать гоголевскую «Шинель».
Вам понравится, если: вы хотите увидеть актуальную и сейчас историю о вседозволенности чиновников высших рангов в противовес простым потребностям «маленького» человека.
Вам не понравится, если: вас не слишком интересует тема социального неравенства и человеческого одиночества – «чужого среди своих», даже когда он или она находятся в обществе, которое, впрочем, не терпит какой-либо слабости.

Главная причина посмотреть: увлечься игрой Романа Халаимова – исполнителя главной роли Башмачкина, которому удалось показать зрителям беспомощную взрослого ребенка, жаждущего любви, который в дорогой и желанной вещи – шинели, находит больше взаимопонимания, чем в человеческих существах. И задуматься, почему так происходит и в наше время – когда смартфоны уверенно пришли на смену печатным машинкам, а общение претерпевает все новые и новые трансформации.
Место показа: Театр на Подоле, зал Игоря Славинского
Адрес: Андреевский спуск, 20Б
Ближайший спектакль: 31 января и 5 февраля в 19:00
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].