«аболело в мире
63,254,854
”мерло в мире
1,468,322
¬ылечилось в мире
40,544,343
«аболело в ”краине
745,123
”мерло в ”краине
12,548
¬ылечилось в ”краине
355,172
–ежиссер »ван ”рывский Ђ–епертуарный и проектный театры должны быть в ”краине конкурентами, а не врагамиї

–ежиссер »ван ”рывский Ђ–епертуарный и проектный театры должны быть в ”краине конкурентами, а не врагамиї

–азговор о внутренней молодости, концепции спектаклей без антракта и двух Ђамериканских проектахї

Ётот материал также доступен на украинском
–ежиссер »ван ”рывский Ђ–епертуарный и проектный театры должны быть в ”краине конкурентами, а не врагамиї
»ван ”рывский
‘ото Ira Marconi

¬ околотеатральном информпространстве »вана ”рывсого знают в основном как главного режиссера ќдесского академического украинского музыкально-драматического театра им. ¬. ¬асилько, где он работал с феврал€ 2015 года. Ќо последний день лета 2020-го стал и последним рабочим днем ”рывского в этой должности. –ежиссер, на тот момент уже имевший опыт постановок не только в ќдессе, но и в  иеве и Ћьвове, сделал свой выбор в пользу столицы.

ќ том, есть ли разница между зрительским воспри€тием в этих трех городах, как должны сосуществовать различные театральные форматы, найдетс€ ли место дополненной реальности в спектакле по творчеству Ћеси ”краинки и можно ли считать столичный театр им. »вана ‘ранко первой сценой страны, Mind побеседовал с режиссером »ваном ”рывским. “акже мы затронули темы, насколько уместны политические отсылки и «узнавани€» в постановках, насколько свободным может быть прочтение классики современными режиссерами и почему украинские театралы уже мысленно проводили ”рывского в —Ўј.

– „ем дл€ вас €вл€етс€ проектна€ де€тельность? ¬ам удобнее существовать в пространстве театра или когда каждый раз нова€ команда, новые услови€? ¬ чем плюсы и минусы этих двух подходов?

– ¬ообще структура театра – непроста€ штука. Ёто сложный механизм. я п€ть лет существую в системе государственного театра. ¬ообще все мои спектакли поставлены в государственных театрах. —ейчас начинаю независимый проект, и мне пока трудно сравнивать. ќни похожи, но сама структура отличаетс€. ћне всегда было интересно работать с разными театрами, потому что это разные люди. ј разные люди дают тебе разные эмоции. Ёто всегда интересный опыт.

– ¬ыход из уже привычной зоны комфорта?

– ƒл€ режиссера ездить в разные города и видеть разных актеров, разные команды, разные театры – важный фактор, переосмысление собственного творческого опыта. ѕотому что от определенного города зависит твое внутреннее ощущение, воспри€тие как представлени€, так и людей.

– ¬ам комфортнее ставить в ќдессе или в  иеве?  акой город лучше понимаете?

– я вообще ставил в трех городах – ќдессе,  иеве, Ћьвове, и в каждом из них возникает сво€ неповторима€ эмоци€. ќдесса всегда предусматривала размеренный темп, € мог позволить себе делать спектакль три – п€ть мес€цев, один спектакль даже делал дев€ть мес€цев. “ы не спешишь, посто€нно что-то мен€ешь. «десь, в столице – два или полтора мес€ца, другой темп.

– » где продукт качественный получаетс€?

– я не сравниваю. » мне сложно сказать, потому что не раздел€ю спектакли на одесские или киевские. ѕросто все зависит от различных факторов – актеров, сцены, обсто€тельств, драматургии, настроени€. », как следствие, выход€т совершенно разные представлени€.

–ежисер ≤ван ”ривський: Ђ–епертуарний ≥ проектний театри мають бути в ”крањн≥  конкурентами, а не ворогамиї
‘ото: Ira Marconi

√ород дает свою атмосферу, свои правила. Ќапример, во Ћьвове, когда мы работали над «ѕерекрестными тропинками» – сам текст ‘ранко, который с тех мест территориально вырастает, тогда по-своему вдохновл€л. » в каждом городе зритель по-разному воспринимает спектакли.

Ќапример, неожиданные реакции?

– Ѕывает, когда зритель начинает общатьс€ с актером. ¬ ќдессе иногда некоторые зрители идут массово и громко из зала, не понима€, что происходит на сцене, но потом тот же спектакль начинает собирать своего зрител€, и таких моментов уже не возникает. ¬  иеве с этим спокойнее. Ќаверное, потому что больше театров и больший выбор спектаклей. «ритель более подготовлен, но тоже иногда есть непри€тие. Ќо и в ќдессе есть зритель, который любит театр, находитс€ в поиске «своего» спектакл€, осознава€, что театр должен быть разным.

–  ого считаете своей целевой аудиторией?  ак бы вы описали своего зрител€?

– «а возрастом зрител€ € не слежу. √лавное – это внутреннее состо€ние, внутренн€€ молодость, желание интересоватьс€ современным театром. ћне важно, чтобы зритель был готов к эксперименту, понима€, что каждое произведение – современное или классическое – может предусматривать множество ракурсов режиссерского взгл€да.

–ежисер ≤ван ”ривський: Ђ–епертуарний ≥ проектний театри мають бути в ”крањн≥  конкурентами, а не ворогамиї
јктриса ƒаша ћалахова в спектакле »вана ”рывского « аменный хоз€ин»
‘ото: Ira Marconi

ћен€ радует, когда зритель считывает определенную концепцию, скрытые моменты, заложенные в спектакль. Ёто очень ценна€ вещь, если через призму представлени€ у зрител€ возникает сво€ лична€ истори€, и если он об этом напишет в соцсет€х или просто обмен€етс€ мнени€ми в живом общении о своих впечатлени€х и открыти€х.

¬аши спектакли обычно без антракта? ¬ чем эта концепци€?

– ћне всегда казалось, что антракт сбивает темпоритм, энергию, он обнул€ет зрител€ и актеров. ¬озможно, это заблуждение, но на самом деле € так думал очень долго. —ейчас € понимаю, что нужно рискнуть сделать спектакль с антрактом.

– ѕочему вы ушли из театра ¬асилько в ќдессе? ¬ы говорили в одном из интервью, что не хотите разрыватьс€ между городами. ѕочему выбор сделан в пользу  иева?

– Ќачал замечать, что € все меньше и меньше нахожусь в ќдессе. » мне в какой-то момент показалось это нечестным по отношению к театру, потому что € – его часть, котора€ очень редко бывает у себ€ дома. —тало некомфортно от этого осознани€.  огда возвращалс€ в театр, начинал замечать, что он мен€етс€, и это все происходит без мен€. Ќельз€ сидеть на двух стуль€х, как говоритс€.

–ежисер ≤ван ”ривський: Ђ–епертуарний ≥ проектний театри мають бути в ”крањн≥  конкурентами, а не ворогамиї
‘рагмент из спектакл€ »вана ”рывского «“рамвай «∆елание»

Ёто на самом деле было трудное решение, но мне интуитивно показалось, что надо оставить должность главного режиссера – это слишком ответственна€ штука. Ќаверное, работа€ в ќдессе, € сделал много ошибок, но это жизнь: мы все мен€емс€, развиваемс€ и иногда делаем ошибочные вещи. ќчень много мыслей собралось в голове, и захотелось внутренней свободы. ѕобыть наедине.

– —ейчас вы работаете над «“рамваем «∆елание» в театре имени »вана ‘ранко... „то же вас или ваши проекты на самом деле св€зывает с —Ўј?

– Ёто, кстати, довольно забавна€ истори€, когда вышло интервью на одном театральном портале, многие поверили, что € еду в —Ўј... ћне много писали, звонили, мол: «—частливого пути!» Ќа самом деле, это было просто авторское название текста. ’от€ действительно јмерика непосредственно св€зана с «“рамваем «∆елание», потому что это велика€ американска€ пьеса ’’ века. ѕочти одновременно возник другой проект, св€занный с —Ўј.   участию в нем мен€ пригласил продюсер јлекс √утмахер, который живет в јмерике, но сам родом из ќдессы.

– Ќа какой вы сейчас стадии разработки спектакл€ по ”иль€мсу?

– –епетиций, в окт€бре у нас премьера, сейчас мы где-то на середине пути.

–ежисер ≤ван ”ривський: Ђ–епертуарний ≥ проектний театри мають бути в ”крањн≥  конкурентами, а не ворогамиї
‘ото: Ira Marconi

” мен€ есть такое мнение, что спектакль возникает за несколько дней. “о есть ты работаешь-работаешь-работаешь, а потом происходит некий «солнечный удар» – и начинает выстраиватьс€ точна€ канва. «атем уже идет шлифовка.

– ¬ чем особенность работы в театре ‘ранко? ≈сть ощущение, что это перва€ сцена страны?

– ћне комфортно здесь работать, потому что есть сильна€ актерска€ команда, мощные актеры на любой вкус. “о же с цехами, мы сейчас репетируем, и с ѕетром Ѕогомазовым придумали сложную сценографическую конструкцию. „ерез мес€ц премьера, а мы уже больше мес€ца, как в ней репетируем. Ёто очень важные моменты, на которые ты, как режиссер, не отвлекаешьс€. “ы работаешь с актерами. ¬се остальное работает без теб€, то есть каждый занимаетс€ своим делом.

– ¬дохновл€етесь ли вы в процессе работы культовым одноименным фильмом?

– ‘ильм выдающийс€. Ќо € вдохновл€юсь актерами и командой. „асто зрители воспринимают историю именно через призму фильма, и все герои этой истории имеют уже определенные стереотипы. Ќо у нас по поводу пьесы ”иль€мса несколько иные мысли.

– ј вообще хотели бы попробовать себ€ в кино?

– ≈сть одна иде€ короткого метра, но пока об этом рано говорить. Ёто друга€ планета... я не планирую быть кинорежиссером, но интересно попробовать, как это работает, насколько отличаетс€ от театра, что можно вз€ть от театра в кино.

– —огласны ли вы с тем, что некоторые рецензенты увидели в образе сильной ƒонны јнны в спектакле « аменный хоз€ин» театра на ѕодоле намек на ёлию “имошенко?

– ћы на этом не делали акцент, но говорили, что, возможно, будут проводить параллели. Ёто есть в истории Ћеси ”краинки. ќна должна перекликатьс€ с сегодн€шними реали€ми: говорили бы монолог о власти женщина или мужчина (имею в виду последнюю сцену).

– Ќо истори€ не политическа€.

– “ам есть моменты политические, потому что есть тема власти, но мы намеренно не делали это выпукло. ћы наоборот пытались заглушить, потому что € не люблю, когда политический театр вылезает больше, чем надо.

– ¬ы вместе с ƒашей ћалаховой, исполнительницей главной женской роли в спектакле « аменный хоз€ин», готовите проект «“еатр 360» – с дополненной реальностью, отрывками киносъемок. „ем постановка будет отличатьс€ от сценической версии?

– Ёто вообще така€ безумна€ иде€. ”же давно существуют видеоверсии спектаклей. Ќо здесь будет и дополненна€ реальность, правда. Ётот проект уже прошел несколько этапов эволюции. » поэтому сейчас немного мен€етс€. Ёто все начиналось как 360 и VR (виртуальна€ реальность. – Mind). «атем мы перешли больше в 3D-формат, потому что сама концепци€ спектакл€ позвол€ет такое сделать. Ёто тоже дл€ мен€ неизвестный путь, но очень ответственный.

–ежисер ≤ван ”ривський: Ђ–епертуарний ≥ проектний театри мають бути в ”крањн≥  конкурентами, а не ворогамиї
‘ото: Ira Marconi

√де-то с марта мы начали работу. » добавл€ютс€ все новые творческие люди, будет больша€ команда. Ќадеюсь, что это будет очень необычна€ истори€, котора€ сделает театр доступным дома дл€ всех украинцев и не только.

– ¬ыстоит ли государственный репертуарный театр под реформаторским давлением театра проектного, негосударственного?

– ћне кажетс€, что государственный театр в ближайшее врем€ никуда не исчезнет. ѕотому что это наш менталитет, наша природа, мы привыкли к такому формату. –епертуарный и проектный театры должны идти р€дом, помогать друг другу, быть конкурентами, а не врагами.

– –асскажите больше о вашем втором «американском» проекте.

– Ёто первый мой независимый проект. ѕродюсер јлекс √утмахер пригласил к сотрудничеству. ј написала пьесу о €кобы встрече двух легенд в украинской музыке, ¬ладимира »васюка и  витки ÷исык, молодой драматург ћарина —мил€нец. ћы все поем эти песни до сих пор и знаем их наизусть, поэтому надеемс€, что это будет действительно нужный всеукраинский проект.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате