Тендеры в колеса: почему УЗ проводит неэффективные закупки
Что нужно сделать, чтобы улучшить результат, и как избавиться от тендерных троллей

Тендеры «Укрзализныци» – одна из самых скандальных тем в СМИ. Предприятие постоянно обвиняют как в закупках по завышенной цене, так и в саботаже работы железной дороги – нет топлива или не хватает деталей на вагоноремонтных заводах. Тендеры часто переносятся, блокируются и отменяются. Кто виноват и что делать, рассказал Виталий Цвигун, директор Центра обеспечения производства ПАО «УЗ» на международной конференции «Вагоностроение и ремонт подвижного состава», которая состоялась в Киеве 24 октября. Mind записал наиболее существенные проблемы и интересные варианты их решения.
О количестве предложений. В 2017 году «Укрзализныця» провела 819 тендерных процедур. Из них 10% – пока на стадии подачи заявок, 7,4% – на стадии квалификации (получают документы от кандидатов. – Mind), 2,7% – на преквалификации (проверка участника на соответствие. – Mind). Еще по 5,5% тендерные предложения уже рассмотрены, 33% – успешно завершены, 38,5% – завершены неуспешно, а 2,3% – отменены.
О жалобах. В этом году только на тендеры филиала Центра обеспечения производства поступило около 300 жалоб в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ). Это очень много. Из них удовлетворено только 32%, остальные либо рассматриваются, либо приостановлены, либо остаются без рассмотрения. Каждая жалоба в среднем останавливает проведение тендерной процедуры в месяц. Есть случаи, когда жалоба накладывается на жалобу, и тогда рассмотрение вопроса затягивается на неопределенное время. Пример – история с формульной закупкой топлива УЗ в этом году. Тендер длился пять месяцев и в итоге все равно был отменен.
Почему это происходит? Часто – из-за незнания механизмов участия в тендере. «Укрзализныця» – крупная компания, которая проводит огромное количество закупок. В каждом случае есть свои нюансы. Но получить квалифицированное объяснение – негде. До появления системы ProZorro заказчики и участники тендерной процедуры получали объяснения от Минэкономразвития (МЭРТ), сейчас получают ответы через сайт ProZorro. Но этот ответ не согласован с юридическим департаментом МЭРТ. Из-за этого возникают недоразумения. На подготовку новых документов требуется время, а система онлайн-закупок не предусматривает возможности для дозагрузки документов или исправлений.
Какие еще есть причины? В Украине не разработана единая система установления ожидаемой стоимости работы, товара, услуг. И, согласно закону, для проведения тендера заказчику не нужно называть ожидаемую стоимость, но система ProZorro требует от него указать ожидаемую стоимость – без этого невозможно объявить процедуру закупки. А участник не имеет возможности предложить товар по более низкой цене, чем уже указана заказчиком.
К тому же цены на рынке слишком быстро меняются, и уже были случаи, когда мы не могли найти товар по цене, которую указали лишь две недели назад. Товар подорожал. Ни одна международная финансовая организация в своих тендерах не указывает стартовую цену товара или услуги. Нам тоже это не нужно.
О сотрудничестве с АМКУ и фирмах-прокладках. Фирмы-прокладки, которые блокируют тендеры – известная проблема. И, к сожалению, Антимонопольный комитет уже давно превратился в инструмент воздействия на заказчиков и участников тендера – он помогает фирмам-прокладкам «работать». Стоимость подачи жалобы в АМКУ (это официальные тарифы) на тендер по закупке товаров и услуг – всего 5000 грн, для работ это 15 000 грн. Небольшие деньги для тех, кто «зарабатывает» на блокировании тендеров. Только за 5000 грн (или за 15 000 грн) можно остановить тендер в месяц, а если пожаловаться несколько раз подряд – то и сорвать.
Чего хочет «Укрзализныця» от ProZorro? Настаиваем на отмене установления ожидаемой стоимости товара. Также в системе ProZorro следует предусмотреть возможность для участников тендера дозагрузить документы, если такая необходимость возникнет. На это можно отвести 48 часов – достаточно, чтобы успеть. Система онлайн-закупок должна предусмотреть возможность проведения закупки не только в гривне, но и в другой валюте – долларах или евро, это должно определить МЭРТ. У нас неоднократно были случаи, когда в гривне закупали товар, который произведут за рубежом, а на момент подписания договора его стоимость из-за роста курса валюты оказывалась выше, чем предлагали другие участники.
Чего УЗ ожидает от МЭРТ? В законе «О публичных закупках» есть статья о рамочных соглашениях. В теории она работает так: определяется пул производителей, с ними проводятся микротендеры по упрощенной процедуре. Это бы облегчило работу многих компаний. Но, к сожалению, МЭРТ пока не внедрило такую процедуру.
Чего ждет «Укрзализныця» от АМКУ? Предлагаем значительно поднять стоимость подачи жалобы. Ее размер должен быть не менее 0,5% от суммы, указанной в тендере. Кроме того, предлагаем Антимонопольному комитету сократить сроки рассмотрения жалоб – с месяца до 7–10 дней. Если все это будет сделано – мы увидим, как с рынка уходят тендерные тролли, блокирующие наши закупки.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.