Кругом – враги: как РФ укрепляет границы с внешним миром
И готовится ли Россия к большой войне с Украиной
После аннексии Крыма весной 2014 года и начала войны на Донбассе ситуация на западной границе для России изменилась кардинальным образом. Государственные и военные деятели в открытую стали говорить о том, что РФ не исключает большой войны с НАТО и рассматривает Украину как стратегического врага. А это потребовало резкого изменения направления усилий в военной сфере. Подробнее проанализировать, какие изменения претерпела российская армия в последние годы, Mind попросил военного эксперта Михаила Жирохова.
Какой была армия РФ после распада СССР? Дело в том, что после распада Советского Союза пограничными для РФ стали три бывших военных округа советской армии – Московский, Ленинградский, Северо-Кавказский. На тот момент это были одни из самых слабых в военном отношении округа – в СССР они располагались в глубоком тылу, и поэтому фактически состояли из кадровых частей, военно-учебных заведений, частей и учреждений тыла. В том же Московском военном округе числилось лишь две «придворные» дивизии, основным предназначением которых было участие в парадах и демонстрациях.
До середины «нулевых» такая ситуация в целом сохранялась – необходимости в «боевом кулаке» на белорусском и украинском направлениях не было. А после тяжелейшей чеченской войны, где победа досталась (и досталась ли?) ценой огромных потерь как личного состава, так и техники, был взят курс на подготовку армии к внутренним конфликтам, в частности на Северном Кавказе, или в Центральной Азии. Кроме того, всерьез рассматривался вариант конфликта с Китаем и Японией на Дальнем Востоке.
Зачем усилили прибалтийскую границу? Поэтому резкий разворот политического курса потребовал от российских военных срочно усиливать свои вооруженные силы по крайней мере на двух направлениях – прибалтийском и украинском. Белорусское до сегодня фигурирует как самое простое в стратегическом направлении, так как считается, что первый удар с Запада в случае чего должна принять на себя 50-тысячная армия Республики Беларусь.
Как РФ «защищается» от Украины? А вот на украинском направлении Россия предприняла колоссальные усилия. Так, в конце 2015 года были озвучены планы по развертыванию сразу трех общевойсковых дивизий: 144-й мотострелковой в Ельне (Смоленская область), 10-й танковой в Богучаре (Воронежская область) и 150-й мотострелковой в Ростовской области. Резко усиливалась также и группировка в Крыму, которая в случае войны должна действовать на херсонском направлении.
Личный состав. Все эти дивизии, как планировалось, должны были быть окончательно укомплектованы к лету 2017 года, однако, как обстоят дела на самом деле, пока неясно. Так как все происходит в режиме крайней секретности, нет даже понимания, сколько конкретно живой силы и танков сконцентрировано в этой группировке. Яркий пример – та же 144-я в Ельне. Никто не знает, сколько там солдат и офицеров: по одним данным, это 6000 человек, по другим – 10 000.
Авиация. Более-менее конкретно можно говорить только об авиационной составляющей, поскольку самолеты и вертолеты – товар по-прежнему штучный и проследить судьбу каждого борта в нынешних условиях цифрового мира довольно просто.
Су-34
Итак, можно говорить, что на российских аэродромах вблизи границы с Украиной (включая оккупированный Крым) находится 60 истребителей-бомбардировщиков Су-34, 115 истребителей (в том числе 52 Су-30, 40 Су-27 и 23 МиГ-29 СМТ), 12 штурмовиков Су-25СМ и 12 средних бомбардировщиков Су-24М. Все машины довольно новые – производства 2014 года и позже. Что, с одной стороны, является большим плюсом для ВВС России ввиду огромного превосходства над украинскими машинами, которые в большинстве своем не проходили модернизацию и лишь условно готовы к противостоянию с более современным противником. С другой – это минус, так как техника еще «сырая» и происходит большое количество отказов, что приводит к многочисленным катастрофам и авариям. Так, по далеко не полным данным, за 2017 год, российские ВВС потеряли четыре самолета. Причем в их числе и такие штучные машины, как истребитель МиГ-31 и дальние бомбардировщики Ту-22М, заменить которые в ближайшее время просто нечем. Целая череда катастроф и аварий произошла с новыми учебно-боевыми самолетами Як-130, которые служат «летающей партой» для летчиков.
Ракетные комплексы. К границе Украины также стянуты и ракетные комплексы – прежде всего достаточно устаревшие, но по-прежнему эффективные оперативно-тактические «Точка-У» (более современными «Искандерами» Путин предпочитает пугать Запад, периодически перебрасывая их в калининградский анклав). В Крыму также отмечены противокорабельные ракетные комплексы (типа «Бал»), но это оружие больше направлено против морской группировки НАТО в Черном море.
Системы ПВО. Несмотря на регулярно появляющиеся оптимистичные статьи российских военных экспертов о том, что «украинская военная авиация – это летающий металлолом», тем не менее большое внимание россияне уделяют развертыванию системы ПВО. Так, в том же Крыму появились даже современные зенитно-ракетные комплексы С-400, которых на вооружении – буквально считанные дивизионы.
Какова вероятность начала войны? И наконец, главный вопрос – стоит ли рассматривать это усиление российского контингента как безусловный признак готовности к началу широкомасштабной войны? Как нам видится, даже с учетом «поголовья» «народной милиции» на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей – это явно не те силы, которыми можно атаковать, а самое главное – удержать такую достаточно большую страну, как Украина. Без мобилизации – скрытой или открытой – российским военным явно не обойтись, а вот тут пока все «тишь да гладь». Ну а выиграть только ракетными ударами и авиацией в современных условиях невозможно, что наглядно показал опыт применения российского контингента в Сирии.
Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.
В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.
Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.