Зимняя консервация: была ли готова Украина к свободному рынку земли

Зимняя консервация: была ли готова Украина к свободному рынку земли

И как еще можно улучшить рыночную инфраструктуру

Цей текст також доступний українською
Зимняя консервация: была ли готова Украина к свободному рынку земли

Верховная Рада 7 декабря отложила на год – до 1 января 2019-го – снятие моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения. За соответствующий законопроект №7350 за основу и в целом проголосовало 236 народных депутатов, 65 из которых входят в «Блок Петра Порошенко» (БПП). Против принятия документа проголосовали 48 народных избранников, 21 из которых представляют БПП, 9 – «Народный фронт», 11 – «Самопомощь» и 7 внефракционных депутатов. Вместе с тем парламент отклонил рассмотрение еще семи законопроектов, которые отсрочивали на 5-6 лет или вообще запрещали продажу земли. Первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины Максим Мартынюк специально для Mind рассказал, насколько уместным было бы введение свободного рынка земли в случае снятия моратория, и о том, почему «под куполом» иногда побеждает популизм.

Мораторий на продажу сельхозземель в Украине продлевают девятый раз с 2002 года. В этот раз разочарование этим решением было особенно сильным, так как мы максимально близко за всю историю вопроса приблизились к введению рынка земли.

Согласно социологическим исследованиям, которые проводили наши международные партнеры летом 2017 года среди жителей сельской местности по всей территории Украины (минус Крым и зона АТО), 52% опрошенных владельцев паев считают, что запрет на продажу земли, которая является частной собственностью, нарушает конституционные права землевладельцев.

Ровно половина считает, что земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает. Сейчас де-факто среди владельцев паев таких меньшинство – преимущественно пожилые люди, они предпочитают сдавать свой пай в аренду. Почти каждый второй (45% опрошенных) убежден, что свободная продажа земли выгоднее для покупателя, чем аренда, поскольку обеспечивает условия для инвестиций в сельхозпроизводство и создание новых рабочих мест. 

Около половины опрошенных (44%) поддержали бы снятие запрета на продажу земли, если бы ее могли купить только украинские граждане и не более 200 га в одни руки.

При этом две трети опрошенных владельцев паев и их наследников «положительно» и «скорее положительно» относятся к получению ими права беспрепятственно продать свою землю тогда, когда им это будет нужно.

То есть, мы видим значительные смещения в общественном мнении по сравнению с 2015 годом, когда проводился последний масштабный вопрос на тему моратория и когда всего 16% пайщиков выступили за его снятие. Этот дрейф в сторону рынка дался огромными усилиями членов правительства, экспертов, экономистов, лидеров мнений, доноров, поскольку пришлось бороться  с мифами, прочно вживленными в сознание людей политиками популистского толка. Тезису, даже бездоказательному «все скупят иностранцы», очень сложно что-то противопоставить. Но, как показывают сухие цифры соцопроса – это возможно.

С показателями общественной поддержки на уровне 44% за введение рынка с ограничениями (как и предлагалось концепцией правительства) и 52% за право свободно распоряжаться своей земельной собственностью можно было выходить в сессионный зал с неплохими шансами на победу. Рекордное количество народных депутатов – 48 – выступивших против продления моратория, косвенно это подтверждают.

Шансы на принятие законопроекта «Об обороте рынка сельхозземель» в правительственной редакции, будь он внесен до конца 2017 года, я оцениваю 50 на 50. Наверняка для такого социально чувствительного вопроса этого недостаточно, и нам нужно продолжать разъяснительную работу с населением, мнение которого является решающим для народных депутатов. 

Безусловно нуждается в усовершенствовании Государственный земельный кадастр. Его нынешнее состояние справляется с обслуживанием масштабного украинского рынка аренды, и Госземкадастр вполне способен обеспечить поддержку транзакций купли/продажи земли. Но когда речь идет о первичном праве собственности, то гарантии надежности и сохранности данных должны быть обеспечены совсем на другом уровне. Поэтому уже до конца текущего года Государственный земельный кадастр будет полностью переведен на технологию блокчейн, которая является самой совершенной на сегодня в сфере защиты информации. 

Еще один вопрос, который нам предстоит решить в рамках подготовки инфраструктуры земельного рынка – создание специальной финансовой структуры, которая будет кредитовать под покупку земельных участков, направляя финансовый ресурс в первую очередь молодым аграриям и семейным фермам.

Запуск оборота земель с возможностью привлечь кредит под залог участка является мощнейшим стимулом для создания среднего фермерского класса в селе и качественно нового уровня развития сельских территорий.
Излишне говорить, что если бы закон был принят и мораторий прекратил своей действие с 1 января 2018 года, то ни к каким хоть сколько-нибудь заметным изменениям на сельскохозяйственном рынке страны это не привело. Согласно все тому же социсследованию, 68% владельцев паев не собираются продавать землю в случае отмены моратория, а 12% продадут ее только когда дождутся высокой цены. Беда в том, что пока не будет рынка, стимулов для роста цены и не появится.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно