Почему в Украине так мало успешных и больших fintech-проектов
Спецпроект
Tрансформации бизнеса

Почему в Украине так мало успешных и больших fintech-проектов

Четыре шаблонных ответа про состояние fintech-рынка

Этот материал также доступен на украинском
Почему в Украине так мало успешных и больших fintech-проектов
Фото: pixabay.com

За последние восемь лет жизни в fintech Марина Квашнина, управляющий партнер Edenlab, уже выработала шаблонные ответы на вопросы знакомых банкиров, инвесторов и представителей медиа, связанные с их желанием понять, почему же так мало в Украине успешных и больших (а успешных больших – тем более) кейсов реализации этих самых fintech-проектов.

Людей, потенциально способных что-то значимое тут сделать, много, и пережитый банковский кризис только добавил к ним еще большее количество бывших банкиров. Обстоятельства и текущий статус кво на рынке способствуют. Это огромный спрос на подобного рода решения со стороны не столько банков как клиентов, сколько инвесторов всех типов; условность текущих физических границ и наша общестрановая ІТ-специализация. Однако украинских PayPal (сегмент платежи и переводы), Lending Club, Klarna (кредитное направление), Tandem, Revolut и Monzo (digital banking) и прочих решений пока нет.

Итак, в колонке для Mind эксперт представляет на выбор те самые шаблонные ответы. Без претензии на новые открытия, зато систематизировано и готово к использованию при следующем вопросе о состоянии рынка fintech в Украине.

Определение объема рынка. Финансовый рынок и финансовые продуктовые компании (в данном случае вообще речь не об уникальности их предложения) как его представители не находятся в вакууме, а обслуживают, взаимодействуют и паразитируют (зачеркнуто) на представителях других рыночных сегментов и слоев. Ритейл, логистика, малый бизнес, фермеры и мамы, заказывающие товары из-за границы своим детям и немного на продажу, – все они потребляют платежи, переводы, нуждаются в кредитах, аналитике по своей деятельности и удобных интерфейсах взаимодействия.

Поэтому размер имеет значение: объем «традиционного» рынка и отдельных его сегментов, объем бизнес-операций, зрелость и здоровье основных бизнес-моделей, позволяющих строить взаимовыгодное сотрудничество с финансовыми партнерами, доверие к валюте и институциям, позволяющее инвестировать в развитие технологических сервисов и продуктов, и многие другие факторы нефинансовых рынков задают условия и ограничения для финансовых продуктовых компаний.

Небольшие объемы локального украинского рынка не дают сформироваться большим локальным fintech компаниям: объем e-commerce и онлайн-платежей физических лиц формирует и определяет границы для рынка платежных провайдеров и кредитных компаний, размер маржи конкретного бизнеса – ограничивает тарифы, а общий объем бизнеса – готовность инвестировать в развитие технологической составляющей, в том числе и fintech.

Под прицелом – банковский сектор. Fintech традиционно целится в банковский сектор, пытаясь реализовать лучше то, что не реализовано или не совсем хорошо реализовано там: проводя платежи быстрее или дешевле, выдавая кредиты мгновенно или тем, у кого нет шансов их получить в банке.

В Украине мы все избалованы технологическим уровнем развития банковского сервиса, а получаем его дешево или вообще бесплатно (многие, кто имеет счастье вести бизнес за пределами Украины, имеют и несчастье в этом убедиться). Итого: ниш для значительного улучшения драматически немного, и за эти улучшения требовательный клиент обычно не готов платить.

Превратить идею в продукт. Вообще продуктовых компаний немного. И это не только вопрос сегмента fintech. Это про способность превращать идеи в продукты, и главное – в клиентов. Важно создать не столько wow-продукт, сколько продукт, который будет востребован рынком, и при этом с правильной здоровой бизнес-моделью.

Очевидно, что креативность и инженерная составляющая в целом хорошо развиты у достаточного количества украинских tech-предпринимателей. А над остальным надо работать, и возможностей для этого у нас все больше и больше. Тут же, правда, вспомним и о преградах, в том числе и об историях с силовиками, что точно не способствует развитию предпринимательства на нашей конкретно взятой территории, но это уже другая история.

Сама-сама: время стартапов. До недавнего времени можно было жаловаться на отсутствие экосистемы, способствующей развитию стартапов, помощи государства и регулятора, на ограниченный доступ к капиталу, знаниям и т.д. и т.п. Не то чтобы все эти преграды разом вдруг исчезли, но почти по каждому пункту произошли и происходят прямо сейчас положительные изменения. На хорошие решения есть устойчивый спрос со стороны всех типов инвесторов, а со стороны многочисленных акселерационных и инкубационных программ – просто охота. Есть еще куда улучшаться, но существует и ощущение, что сейчас рынок предпринимателей, то есть выбирают они (если идея, конечно, живая).

Еще несколько лет назад fintech Украины вызывал уныние: суперзвезды, как "Приват", и пустота. Сейчас, просто на наших глазах, мы перешли от пустоты в хаос: все начали говорить про fintech, разбираться в fintech (или говорить, что разбираются в fintech). Количество мероприятий около fintech-индустрии в последнее время в Украине, с одной стороны, демонстрирует большой интерес к теме, с другой – дает надежду, что скоро мы перейдем на следующий этап и наконец увидим рост качественных конкурентных на глобальных рынках проектов и продуктов.

Подробнее об этом поговорим на UNIT Fintech Forum 19 апреля.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате