Почему кампания Зеленского – это реализованный миф борьбы Добра со Злом

Почему кампания Зеленского – это реализованный миф борьбы Добра со Злом

И почему проверенные временем политтехнологические приемы в этот раз потерпели сокрушительное поражение

Цей текст також доступний українською
Почему кампания Зеленского – это реализованный миф борьбы Добра со Злом
Кандидаты в президенты Украины Петр Порошенко и Владимир Зеленский во время дебатов на НСК "Олимпийский"
Фото: УНИАН

Результат, с которым новичок в политике Владимир Зеленский победил на выборах президента, стал беспрецедентно высоким за все годы независимости Украины: 73,2%. Лишь небольшая его часть обусловлена непосредственно самой личностью шоумена. Противостояние матерого, наделенного властью политика и наивного выходца из народа воспринималось в обществе как реализация классического мифа борьбы Добра со Злом – и в этом противостоянии избиратели интуитивно хотели быть на стороне Добра, как оно виделось им. Почему так случилось, специально для Mind объясняет Андрей Ермолаев, президент центра социальных исследований «София», директор Института стратегических исследований «Новая Украина».

Прошедшие президентские выборы не были в полной мере политическими. Общество в условиях войны, депрессии и медиазависимости вело себя так, как мы не привыкли. Люди стремились к переменам, но переменам, которые соответствовали бы канону некого понятного им сюжета – победы Добра над Злом.

В каждом таком сюжете обязательно есть некий наивный герой – Иванушка-дурачок или Кандид (главный персонаж повести Вольтера «Кандид, или Оптимизим». – Mind), как угодно, – и Зло, часто абсолютное. Поэтому рассуждать о том, что удалось Порошенко или Зеленскому – не имеет смысла, так как люди в этом смысле их не слушали, погрузившись в постмодернистское средневековье. 

Разве плохо выступал Порошенко или не было ему что сказать о пяти годах работы? И выступал хорошо, и было что сказать. Но это было бессмысленно с точки зрения того, как вели себя в массе своей новые постмодернистские избиратели.

Зеленский вообще почти не говорил – и этого оказалось достаточно, чтобы победить такое говорящее мощное сюжетное Зло. 

Теперь о Добре.

Сейчас много говорится о примененной технологии. Разочарую вас – не работали никакие технологии. Точнее, они были подспорьем, инструментом, но только та часть инструментов сопровождения – рекламных, информационных – которые совпадали с мифосюжетом, была замечена и нашла отклик. А то, что ему не соответствовало, осталось дорогой бездарностью, например, как форумы Тимошенко. Да, мы все их с интересом смотрели, слушали выступления – и что? Посмотрите на потрясающую декапитализацию образа и реальный результат, как будто и не было этих пяти лет.

Наивного простака, которой побеждает верховное Зло, не зря еще называют «антикороль». Владимир Зеленский идеально попал в этот образ. Обратите внимание, он совершенно спокойно шел на выборы, не стесняясь того, чем он занимается и кем он есть. Он же не стал после регистрации кандидатом в президенты называть себя политиком, не перестал шутить и улыбаться, не перешел на язык политических канонов.

Его основная избирательная кампания – самая большая и по длительности, и по активности – это кампания «95 квартала». Хоть его команда и называла это стыдливо гастролями, но это была кампания, она шла параллельно митингам, видеороликам и ток-шоу. И шла в той форме, в которой и воспринимался наш герой.

Чтобы понять, что это не технология, попробуйте применить все это, например, к Виктору Медведчуку – у вас ничего не получится. У него другая ипостась, даже если он пойдет со своим условным кварталом во дворец «Украина» и сыграет какую-то пьесу.

Но, конечно, в любом мифе есть реальная социальная жизнь. Люди устали от сказок с плохим концом, а в последние годы в Украине только такие и были. Общество объединилось вне зависимости от того, за кого голосовало еще 3–5 лет назад, вокруг героя, который должен победить абсолютное Зло. Поэтому и такая странная структура избирателей: тут есть и сторонники, и противники НАТО, есть расходящиеся в позиции по языковому вопросу и т. д.  

Еще одна составляющая – запрос на качественное обновление. Человек выступил 2–4 раза по телевизору как представитель «Зе!команды» – и с нуля он воспринимается как вполне допустимый кандидат на пост, например, премьер-министра. Тут срабатывает не приглашение профессионалов с опытом работы, или известного политика, способного собрать большинство, как это было принято последние годы. Вот в чем парадокс.

Эта готовность воспринимать новичков даже на самых высоких постах трансформируется в самые разные повороты политических героев на ближайших парламентских выборах.

В целом мы вступили в период новой украинской оттепели. От курса на Запад никто не отказывается, все признают актуальность реформ и необходимость завершить войну победой – но все это уже с человеческим лицом. Это стремление еще пока бессознательно, но оно открывает возможность для дискуссии.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно