Культура «зеленых» инноваций: как вырастить потребителя в Украине

Культура «зеленых» инноваций: как вырастить потребителя в Украине

Почему тарифы – не главное, и зачем менять подход к потреблению энергоресурсов

Этот материал также доступен на украинском
Культура «зеленых» инноваций: как вырастить потребителя в Украине
Фото: pixabay

По данным исследования Bloomberg New Energy Finance, в прошлом году инвестиции в «чистую» энергию во всем мире составили $332, 1 млрд. И уже пятый год подряд глобальный объем инвестиций в «зеленую» энергетику превышает отметку в $300 млрд. А если говорить об объеме cleantech-рынка – то его оценивают ориентировочно в $4 трлн. Однако внутренний рынок климатических технологий в Украине довольно мал. В первую очередь – из-за низкой платежеспособности, кроме сегмента, который стимулирован «зеленым» тарифом на возобновляемую энергетику. А вот рынок трендовых в мире smart home решений, решений для энергоэффективности и для хранения энергии в Украине пока микроскопический. Почему это так и каким образом его можно развить, специально для Mind рассказал соучредитель общественной организации Greencubator Роман Зинченко.

Когда ждать изменений? Есть вероятность, что в целом развитие этого сегмента простимулирует закон о рынке электроэнергии, часть норм которого должны вступить в силу 1 июля 2019 года. Некоторые игроки этого рынка потребуют новых моделей работы и, возможно, будут интегрировать «умные» энергетические продукты.

В Украине есть большой отложенный спрос на решения корпоративного и муниципального масштаба для управления энергопотреблением. Компании традиционно не воспринимают этот компонент как ключевой фактор конкурентоспособности, и на местах им занимаются энергетики вместо бизнес-менеджеров. Однако в некоторых компаниях может стартовать переосмысление энергопотребления, и они начнут покупать больше «зеленого» продукта. Впрочем, трудно предсказать, насколько увеличится внутренний спрос на smart energy и cleantech решения.

Что мешает? Несмотря на низкую платежеспособность все же ключевым препятствием для развития рынка «зеленых» решений является менталитет. В корпоративном секторе это унаследованная культура расточительства, в домохозяйствах – патерналистские ожидания кого-то «доброго», кто в конце концов снизит тарифы.

Мы перешли с дисковых телефонов на смартфоны, но по управлению нашим энергопотреблением и отходами – вместо условного iPhone используем телефон с витым кабелем и дисковым циферблатом.

Должна ли энергия быть дешевой? Ключевая дискуссия, которая ведется в области энергоснабжения, – это тарифная дискуссия. Она является главной, но совсем не связана с устойчивым развитием энергетики. А доминирующей должна быть дискуссия об энергетической безопасности и безопасности гражданина. В Украине мало амбиций, направленных на продление жизни своих граждан и увлечение глобальных рынков благодаря экоинновациям.

На рынках тех стран, где происходит модернизация и есть развитие, обычно достаточно высокая цена электроэнергии. Почему-то очень редко идея «Пора валить» направлена в направлении стран с очень низким тарифам. Но если у вас дома электроэнергия отключается 4–5 раз в день – вы с удовольствием будете платить за нее в несколько раз больше, чтобы только гарантированно иметь свет.

В каком направлении следует развиваться? Очень часто ситуация на энергетическом рынке и маржинальность бизнеса не требуют максимально сокращать энергопотребление в Украине. Хотя при определенных масштабах – и масштабах запущенных проблем -– корпоративный сектор идет в направлении «зеленых» инноваций.

По заказу «Укрпошты» компания V.A.Solution, один из победителей грантовой программы ЕБРР и ЕС «Климатические Инновационные Ваучеры», которую в Украине проводит Greencubator, разработала программу для отслеживания и анализа энергопотребления и энергоэффективности коммерческих помещений. Это решение позволяет осуществлять энергомониторинг всех почтовых отделений страны. У «Укрпошты» 12 800 объектов почтовой связи общей площадью более 1 млн кв. м – и немаленький чек за электроэнергию. И если раньше энергоэффективность не была среди главных приоритетов ее работы, то сейчас это меняется.

Что может помочь? Украина имеет интересное преимущество – по сравнению с другими, более развитыми, рынками устойчивых технологий. В бизнес-литературе оно называется leapfroging – проскочить определенный этап. Именно благодаря тому, что мы в значительной степени проскочили этап массового DSL-интернета – и запрыгнули в вагон LAN и оптики – в Украине мы имеем один из самых быстрых и дешевых интернет-сервисов Европы.

И тот же подход мы можем перенести в сектор климатических и экоинноваций. Воспользовавшись опытом и удешевлением систем и технологий, мы можем вырваться из идеологии 1980-х и быстро строить энергетические системы по принципу 3D – диджитализация, децентрализация, декарбонизация. Но для этого скачка нужны компетенции и стратегический фокус на фундаменте будущего.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате