Авто в кредит: что нового на этом рынке

Авто в кредит: что нового на этом рынке

И какие вызовы ждут до конца года банки и заемщиков

Этот материал также доступен на украинском
Авто в кредит: что нового на этом рынке

Президент Владимир Зеленский зарегистрировал в Верховной Раде законопроект, предусматривающий отсрочку для введения штрафов за просроченную регистрацию автомобилей на еврономерах. Конечно, владельцы евроблях идею восприняли позитивно, но и противников у нее достаточно. Как бы ни проголосовала Верховная Рада, если проект дойдет до рассмотрения в парламенте, еврономера продолжат влиять на продажи новых автомобилей, а значит, и на кредитование в этом сегменте.

Каких изменений на автомобильном рынке ожидают эксперты в ближайшем будущем и будут ли в связи с этим меняться условия автокредитования, рассказал Mind директор департамента автокредитования Credit Agricole Роман Бунич.

Оправдываются ли прогнозы? 

В конце 2017 года эксперты были полны оптимизма и прогнозировали рост автомобильного рынка в 2018 году на 15–20%. И поначалу, казалось, не зря, ведь в I квартале 2018 года ожидания оправдались – и рынок прибавил 16%. Правда, уже с середины года проявились первые негативные тенденции – и рынок начал падать. В результате в 2018-м объем продаж новых автомобилей сократился на 2,5% по сравнению с 2017 годом. Эксперты считают, что можно выделить две основные причины такого падения: активный импорт авто с иностранной регистрацией и специальная госпошлина на легальный импорт б/у автомобилей.

Очевидно, что в 2019 году эксперты более осторожны с прогнозами: за 5 месяцев продажи на рынке новых автомобилей сократились на 1%. Поэтому есть риск, что даже при условии стабильной общей ситуации с продажами товаров в кредит объемы кредитования на покупку автомобилей могут сократиться. Все дело в том, что объемы банковского финансирования сделок на покупку авто прямо зависят от уровня спроса и динамики рынка автомобильных продаж.

Кто с кем конкурирует?

Сейчас на рынке автокредитования пять активных игроков: Credit Agricole Bank, Кредо Банк, ОТП Банк, Ощадбанк и Укргазбанк. Большинство из них активизировались совсем недавно – только в начале 2018 года, завоевав суммарную долю рынка в 37%. Стоит отметить, что в 2018-м уровень кредитных продаж на автомобильном рынке вырос с 15% до 20%, а в 2019 году – до 23%. Это позитивная тенденция – клиенты проявляют интерес и готовность к кредитованию.

При условии стабильной экономической ситуации в стране на рынке автокредитов могут появиться новые банки, которые попытаются занять свою нишу. В условиях растущей конкуренции им придется побороться за лояльность клиентов, а также поработать над новыми кредитными продуктами и оптимизацией внутренних процессов. Чтобы предложить клиенту качественный и конкурентный продукт, банкам потребуется оценить свой финансовый потенциал и возможности кредитования, наладить партнерские отношения с импортерами и дилерами, а также проработать лояльные условия кредитования. Это позволит увеличить кредитные продажи.

Кто с кем сотрудничает?

Учитывая негативную динамику рынка, для банков актуальным вопросом в 2019 году будет расширение партнерских отношений. «Запустить» рынок автокредитования – задача сложная. Чтобы это сделать, необходимо создавать новые продукты совместно с импортерами, дилерами и финансовыми посредниками. В этом процессе очень важно не только привлечь новых, но и сохранить уже имеющихся партнеров. В глазах клиента многолетние стабильные деловые связи между банком и автомобильными трейдерами – хороший показатель надежности обеих сторон.

Обычно клиент решает, будет ли оформлять кредит прямо в дилерском центре, уже после того, как выбрал подходящее авто. Даже если изначально кредит не был нужен, желание купить более мощную, надежную и соответственно дорогую модель может подтолкнуть клиента к подаче заявки на кредит. В этом случае то, в какой банк обратиться, зависит от доступного в автосалоне предложения: условия каких банков представлены, насколько они прозрачные, комфортные и недорогие.

Кредитуют ли покупку подержанных авто?

По оценкам экспертов, продажи б/у автомобилей в несколько раз превышают продажи новых авто. К тому же к концу 2018 года рынок стал практически неконтролируемым из-за стихийного ввоза автомобилей с иностранной регистрацией – так называемых "евроблях", количество которых нигде не фиксируется.

В целом рынок авто с пробегом мог бы быть перспективным для кредитования, но пока не охвачен банками из-за своей специфики.

Во-первых, его практически невозможно измерить. Отсутствует минимально необходимая информация о продаваемых моделях (возрасте и пробеге авто), без которой банки не могут разработать линейку кредитных предложений.

Во-вторых, покупка б/у автомобилей в основном осуществляется за наличные средства физическим лицом у физического лица. Банки же готовы кредитовать подержанные  автомобили при условии, что кредитные средства будут перечислены со счета заемщика на счет продавца. Такой процесс создает неудобства для продавца автомобиля, который часто старается найти покупателя, готового платить здесь и сейчас. Поэтому банки предлагают либо сложный процесс кредитования, который не пользуется спросом, либо очень дорогой для клиента вариант беззалогового кредита.

В этих условиях, если банки хотят укреплять свои позиции на рынке автомобильного кредитования, пришло время задуматься: как запустить процесс финансирования б/у авто?

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате