»нтернет от «еленского: как Ђраздатьї его по всей ”краине

»нтернет от «еленского: как Ђраздатьї его по всей ”краине

» поможет ли в этом новый указ президента

Ётот материал также доступен на украинском
»нтернет от «еленского: как Ђраздатьї его по всей ”краине
‘ото: Shutterstock

¬ начале июл€ президент ¬ладимир «еленский подписал указ, которым предлагает обеспечить свободный доступ к мобильному интернету населени€ ”краины в самых отдаленных городах и селах страны.

ќ том, что же нужно ввести в этой сфере дл€ обеспечени€ свободного доступа каждого гражданина к ¬семирной паутине, а также о прописанном «между строк» указа, рассказал Mind председатель правлени€ »нј” јлександр ‘едиенко.

— чего нужно начинать «цифровизацию» населени€?

Ѕлагодар€ цифровой инфраструктуре – совокупности проводов, технологий, полос радиочастот, оборудовани€, круглосуточной работы св€зистов, всего, чего не видит пользователь, – стро€тс€ сети св€зи. » уже с их помощью внедр€ютс€ все электронные сервисы, приложени€, работает сеть интернет, ≤о“.

ѕоэтому дл€ решени€ вопроса «цифровизации» населени€ в стране нужно построить такой «скелет» цифровой инфраструктуры. Ќо, к сожалению, сегодн€ этому не способствует устаревшее законодательство.

ѕоскольку новоизбранный президент декларирует введение «электронной страны» дл€ обеспечени€ доступа граждан к е-сервисам, дл€ решени€ вопросов в различных сферах, не удивительно, что и сфера телекоммуникаций не осталась без внимани€.

√лава государства призывает обеспечить доступ к мобильному интернету на всей территории ”краины. ¬ указе четко определены маркеры – эффективное использование полос радиочастот, с помощью которых можно обеспечить операторам маневровый фонд дл€ массивного покрыти€ территории ”краины своими сет€ми.

Ёто «красна€ карточка» дл€ многих государственных учреждений дл€ определени€ эффективности их работы. ƒовольно часто мы видим, как регул€тор пытаетс€ маневрировать дл€ достижени€ целей по внедрению технологий, но не всегда эффективно.

¬ то же врем€ дл€ того, чтобы Ќацкомисси€ св€зи почувствовала себ€ действительно регул€тором и имела соответствующий инструмент (например, эффективно управл€ть ограниченным ресурсом, к которому мы относим и полосы радиочастот), ”краине не хватает нового закона. —ейчас мы живем в парадигме кулуарных договоренностей. »меющийс€ закон неэффективен, он не работает, поэтому большинство вопросов решаютс€ непосредственно «в кабинетах».

 ак наладить регулирование в этой сфере?

”краина может вз€ть в качестве примера современное европейское законодательство в этой сфере и на его основе разработать соответствующий документ. ≈вропейские нормы прозрачны и пон€тны, поэтому они могут дать толчок дл€ инвесторов, ведь регулируют многие вопросы, такие как эффективность использовани€ спектра частот, техническа€ нейтральность и пр.

“о есть у регул€тора по€в€тс€ инструменты, которые помогут эффективно распор€жатьс€ ограниченным государственным радиочастотным ресурсом. ј их наличие может привлечь на рынок других игроков.

„то же делать операторам?

ѕолосы радиочастот, в которых операторы мобильной св€зи могут строить современные сети, пока зан€ты телевизионными технологи€ми, некоторые полосы – спецпользовател€ми. ’от€ ”краина давно должна была освободить некоторые полосы, на которых ранее работали телевизионные технологии, под нужды мобильных операторов.

ѕроблема не нова€: о ней давно известно, но механизмы по освобождению полос практически не работали. » хот€ профильный комитет ¬– внес соответствующий законопроект, у депутатов так и не хватило времени его рассмотреть.

–ечь идет о так называемых низких (700–900 ћ√ц) полосах радиочастот, при использовании которых операторам не нужно строить большое количество базовых станций (например, в сельской местности) дл€ охвата большой территории, в отличие от потребностей высоких полос радиочастот (1,8 √√ц и 2,1 √√ц). Ѕлагодар€ этим полосам операторы смогут довольно быстро покрыть большие территории, автодороги и т. п. —ейчас начинаютс€ подготовительные работы по освобождению первого и второго телевизионного мультиплекса (790–862 ћ√ц) из-под цифрового телевидени€. ≈сть надежда, что этот вопрос вскоре решитс€.

Ќемного труднее со спецпользовател€ми (880–960 ћ√ц). Ётот вопрос касаетс€ ¬ооруженных сил, и там действительно нужно провести соответствующие технические работы, чтобы переоборудовать системы, наход€щиес€ в распор€жении у военных, и высвободить зан€тые ими полосы радиочастот. —оответствующие консультации уже идут. » если будут получены гарантии со стороны государства, то передачи этих частот – вопрос времени.

 онечно, максимально быстро внедрить большое покрытие можно с помощью микса – использовани€ беспроводных технологий, развертывани€ 4G или, при отсутствии экономической составл€ющей дл€ мобильного оператора, фиксированной радиосв€зи и проводных каналов св€зи.

¬ этом контексте принципиально не акцентирую внимание на технологии 3G, ведь есть уверенность, что с получением новых полос радиочастот и в случае внедрени€ технологии 5G операторы будут нацелены именно на 4G. Ёто св€зано с технологическими нюансами: переход с 5G на 4G происходит при телефонных звонках.   тому же уже есть предыдущий указ президента о введении 5G в ”краине.

 акие аспекты следует учитывать?

—тоит признать, что в ”краине не все так плохо с проникновением сети интернет даже в отдаленные горные села. ћы имеем достаточно большое количество местных, региональных операторов (€ их называю «телекомпехота»), которые практически в каждый дом в селе подвели свои кабельные сети. Ќо это не мобильное подключение, поэтому, исход€ из юзабилити, не всегда удобно.

Ќадо понимать, что беспроводные и фиксированные технологии – это вопрос наличи€ выбора у потребител€. ¬едь он несмотр€ на любые современные обсто€тельства все равно будет нуждатьс€ как в мобильных, так и в стационарных технологических экосистемах. Ќо пока в стране есть объекты социальной инфраструктуры, дл€ которых вопрос стоимости, скоростей и надежности может быть чувствительным в пользу именно фиксированных операторов св€зи.

ќтдельным вопросом всегда будет формирование у конечных пользователей спроса на цифровые услуги. »менно из-за масштабных проектов цифровых трансформаций образовани€, медицины, онлайн-коммерции и т.п. ценность от подключени€ к таким сет€м будет иметь экономический эффект благодар€ воздействию на будущий рост ¬¬ѕ.

¬еро€тно, будут по€вл€тьс€ новые модели сотрудничества операторов, провайдеров из различных сегментов и новые смыслы такого рода де€тельности, как телеком (в будущем – электронные коммуникации). ѕод вли€нием трансформаций в различных сегментах сам телеком также будет трансформироватьс€ – от просто операторов передачи данных до операторов цифровых платформ и сервисов.

—могут ли так называемые нерентабельные села (при наличии там пользователей) вообще когда-нибудь стать рентабельными? ƒл€ этого понадоб€тс€ современные механизмы фондировани€ этого рынка, например, телеком-кредиты с низкой ставкой или государственно-частное партнерство с местными общинами на принципах co-sharing и другие механизмы.  роме того, необходимо будет вводить преференции дл€ участников рынка, в частности, отменить некоторые налоги. “о есть мы оп€ть возвращаемс€ к необходимости введени€ нового современного законодательства.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате