Сложности оптимизации: как цифровой налог положит интернет-торговлю «на лопатки»

Сложности оптимизации: как цифровой налог положит интернет-торговлю «на лопатки»

Когда ожидать массового введения этого налога в Украине и мире

Этот материал также доступен на украинском
Сложности оптимизации: как цифровой налог положит интернет-торговлю «на лопатки»
фото www.flickr.com/photos/53484516@N00

После большого саммита стран G20, который состоялся в конце июня этого года, его участники сошлись во мнении, что пора большим интернет-компаниям платить налоги в полном объеме. Страны договорились в 2020 году ввести цифровой налог, который в частности коснется таких ведущих компаний, как Google, Apple, Facebook и Amazon.

Однако, если страны – члены G20 не успеют договориться о его введении, то в ЕС отметили, что введут его самостоятельно. Так, процесс уже запущен во Франции. На днях же стало известно, что налогообложение интернет-гигантов будет введено и в Италии.

Как же эта система налогообложения будет работать в мире, каковы перспективы у Украины ввести новый налог и к чему готовиться игрокам интернет-торговли, рассказала Mind адвокат Юлия Курило.

Термин «диджитальная экономика» и диджитализация на слуху в Украине уже давно. Украина – вторая по темпам роста рынка электронной коммерции  в Европе, ее объем составил в 2018 году 31%. Уровень развития диджитализации и ее масштабы стали причиной, по которой эта отрасль привлекает все большее внимание со стороны государства. Регулирование e-commerce, новые правила защиты прав потребителей, защита персональных данных, кибербезопасность – все это та часть, которая была и остается важной составляющей государственной политики. Но есть еще один не менее важный аспект, не менее озаботивший государства  – уплата налогов.

Что говорят интернет-гиганты

Ныне развитые страны особое внимание уделяют тому, как будет работать так называемый географически мобильный бизнес, который исторически предпочитает уходить в страны с низкими налогами. В мейнстриме такие гиганты, как Facebook или Google, Amazon, которые долгое время декларировали прибыль в странах с низкими налогами независимо от фактического места ведения бизнеса.

Однако «колокол зазвонил» и для гигантов. Европейская комиссия взялась за страны, предоставлявшие транснациональным компаниям льготы. В частности, она заявила, что в свое время Ирландия приняла налоговые постановления, установившие крайне низкую налоговую ставку (0,005%) для Apple. Налог доначислили, но теперь компания намерена оспорить это решение в Европейском суде справедливости. В Apple уверяют, что соблюдали налоговое законодательство Ирландии и США и платят основную налоговую нагрузку в США, где продукция разрабатываетя и где формируется большая часть ее стоимости. Но так было не всегда. Не отделавшись большими штрафами, компании предпочли договориться с налоговыми службами. Теперь и этого оказалось мало.

Технологии сделали рынок «плоским». Электронная коммерция находит своих клиентов по всему миру, при этом налоги, как правило, уплачиваются там, где компания, которая осуществляет деятельность в интернете, зарегистрирована как плательщик налогов. Очень часто это юрисдикции с низкими ставками налогообложения.

Но даже если не с самыми низкими, тем не менее налог с оборота, а также налог на прибыль не уплачивается в стране, где компания свою деятельность фактически ведет (там где покупают ее товары, работы, услуги).  

Это особенно характерно для бизнеса с высоким уровнем диджитализации. Примером, может служить Google, Netflix, Uber, Booking и т. д. Их продукты востребованы во всем мире. Действующие правила налогообложения прибыли предполагают привязку к физическому присутствию бизнеса в соответствующей юрисдикции. Присутствие определяется степенью вовлеченности активов, принятием рисков, объемом вовлеченности в создание добавленной стоимости, сосредоточенных в конкретной стране (то есть nexus).  Возьмем «Фейсбук». У компании нет офиса в Украине, основная добавленная стоимость формируется за ее пределами, нет тут и каких-либо активов, принадлежащих «Фейсбуку».  Но прибыль от рекламы и других платных услуг компания генерирует немалую.

Что уже сегодня готовят страны G20

OECD (Организация экономического сотрудничества и развития) работает над унификацией подходов к налогообложению диджитальной экономики. Международное сотрудничество в рамках реализации плана BEPS, с подачи OECD, уже принесло свои плоды – деофшоризация «в полный рост» делает экономически неоправданными схемы по размыванию налоговой базы с использованием различных инструментов международного налогового планирования.

Воодушевившись успехом вышеупомянутого глобального проекта, OECD взялась за не менее важную глобальную проблему – налоги от деятельности в интернете. В июне 2019 года  на суд министров финансов стран G20 и глав государств в ходе их встречи в Осаке был представлен проект концепции, который положен в основу рекомендаций, направленных на унификация подхода к налогообложению деятельности в интернете. Концепция была в целом одобрена, и в настоящий момент находится в стадии обсуждения в экспертной среде. Следующий этап – в январе OECD утвердит основные параметры и структуру консенсусного  подхода, а в последствии окончательный текст конвенции будет передан для выполнения формальных процедур присоединения. Предполагается, что это произойдет в конце 2020 года. 

Тренд очевиден. Наиболее мощные экономики с большим спросом на товары в интернете хотят получать налоги от деятельности, которая де-факто проходит на их территории. По данным аналитического портала Statista, доля электронных продаж относительно всего объема мирового рынка коммерции в прошлом году составила более 15%, в денежном эквиваленте это $3,1 трлн. А глобальные маркетплейсы (общие площадки для размещения информации от продавцов типа Amazon, eBay или Alibaba),  сгенерировали половину всех онлайн-продаж.

Доля онлайн-покупок будет расти, затрагивая различные сферы услуг. Это не только товар в классическом понимании, но и покупка онлайн-книг, тренингов, консультаций и т. д. В представленном в 2015 году ОЭСР плане Base Erosion and Profit Shifting отмечена необходимость облагать налогами интернет-торговлю. Это касается и Украины.

В 2017 году Франция и Германия выступили с инициативой обязать интернет-продавцов платить налоги не в странах своей регистрации, а там, где такие предприниматели получают фактическое вознаграждение. А Италия тогда же на законодательном уровне ввела web-налог – 3% от стоимости каждой интернет-покупки. В Германии с начала 2019 года действует правило об обязательной регистрации плательщиком НДС иностранных продавцов e-commerce, а контроль за наличием такого статуса возложен на маркетплейсы.

В OECD предлагают пойти дальше. Налогообложение прибыли от продаж в интернете будет осуществляться уже не по принципу физического присутствия продавца, а по принципу места покупки его товара (работы, услуги).

Как планируют осуществлять сбор цифрового налога

Прибыль от продаж будет облагаться налогами на основании новых правил аллокации, которые позволят усовершенствовать подходы, ранее адаптированные в трансфертном ценообразовании («Правило вытянутой руки»). По сути, будет предложена некая формула, которая станет определять долю прибыли, которая будет облагаться налогом в той или иной стране, независимо от того, действует продавец через свою дочернюю компанию или присутствует в стране иным способом.

Максимального результата предполагается достичь за счет внедрения трехуровневого механизма:

  • На уровне конвенции будет определено, в каком процентном соотношении прибыль от продаж в интернете будет распределяться между странами, где с такой прибыли будут в дальнейшем уплачены налоги. В расчет будет приниматься мировая прибыль компании или группы компаний, а доля прибыли, подлежащая налогообложению в соответствующей стране, с высокой долей вероятности будет зависеть от доли данной страны в структуре продаж. Прибыль по месту регистрации компании будет исчисляться как разница между прибылью компании в целом и прибылью, которая аллоцирована по месту фактического осуществления деятельности.
  • Наиболее спорная позиция в текущем правовом регулировании – налогообложении прибыли от деятельности по маркетингу и дистрибуции. Здесь работают базовые принципы трансфертного ценообразования, на него предлагают полагаться и дальше. Однако с целью минимизации конфликтов с плательщиками, а также с учетом принципа правовой определенности, рассматривается возможность установить фиксированные суммы вознаграждения за такие услуги и использовать их как основу для исчисления налогооблагаемой базы.
  • Конвенция будет предусматривать эффективный механизм разрешения споров, которые касаются всех элементов международного налогообложения электронной торговли.

О рисках налогоплательщиков

Обсуждался вопрос установления минимального порога мировой выручки (750 млн евро) компании, для того чтобы она подпадала под действие конвенции. Однако высока вероятность, что подобный принцип постепенно будет распространен и на бизнес с меньшей выручкой. Особенно, если подобный подход будет адаптирован на уровне налогового законодательства отдельных стран. Украина, являясь частью Inclusive Framework on BEPS, не останется в стороне от раздела мировой прибыли компаний, продающих свои услуги в интернете, и с высокой долей вероятности имплементирует международную практику в национальное законодательство.

Исходя из опыта внедрения практики трансфертного ценообразования, наибольшими вызовами при реализации концепции являются:

  • чрезмерная административная нагрузка на бизнес;
  • трудности реализации фискальной функции в отсутствие плательщика налога в соответствующей юрисдикции;
  • необходимость параллельно вносить изменения в существующее налоговое законодательство, а также в международные договоры, касающиеся избежания двойного налогообложения;

Консенсус стран «Большой двадцатки» по поводу предложенного механизма распределения прибыли в зависимости от места концентрации клиентов диджитального бизнеса свидетельствует об одном. Те страны, которые «делает погоду» на рынке, будут диктовать условия, и эти условия поставят интернет-бизнес в жесткие фискальные рамки.

В стороне могут оказаться США, которые в глобальных изменениях участие принимают лишь отчасти, яростно охраняя свои интересы и бюджет. И тут конфликт с европейскими странами неизбежен. А на фоне и так усиливающейся торговой войны, ставки повысятся, что поставит американские компании с присутствием на рынках Европы, и европейские компании с присутствием на рынке США в щекотливые условия.

То, что глобальные изменения коснутся в той или иной степени украинского сегмента электронного бизнеса, сомневаться не приходится. Ведь, если налогообложение будет введено, оно будет касаться всех субъектов, которые хотят получить доступ на международные рынки.

Уверена, что в рамках курса на сотрудничество с  OECD Украина поддержит все указанные инициативы в той редакции, которая будет предложена, и будет внедрять их в местное налоговое законодательство максимально жестко.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате