Долг платежом красен: как запускается процедура банкротства

Долг платежом красен: как запускается процедура банкротства

И к чему приготовиться директорам компаний

Цей текст також доступний українською
Долг платежом красен: как запускается процедура банкротства
Фото: depositphotos.com

У такого термина как «банкротство» в Украине весьма неоднозначная репутация. С надеждой на то, что все «само рассосется» или «прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете», директор и собственник бизнеса живут до последнего. Впрочем, их можно понять: для любого руководителя признать свое дело несостоявшимся сложно в первую очередь эмоционально. Мы обожаем истории успеха, однако об историях провала предпочитаем молчать. Тем более, что банкротство у нас в стране воспринимают скорее как синоним «похорон» для бизнеса, нежели как процедуру его оздоровления. О том, как банкротство может стать точкой старта во «вторую жизнь» компании, специально для Mind рассказала Юлия Курило, адвокат, эксперт по вопросам персональной материальной ответственности собственников и руководителей бизнеса.

Когда наступает ответственность?

Чем больше люди будут знать о возможностях, которые предоставляет процедура банкротства для восстановления и финансового оздоровления бизнеса, тем меньше будет страхов. Тем более, что законодатель упрощает вход в процедуру, делает ее быстрее. В то же время компания, недобросовестно скрывая свою неплатежеспособность, загоняет себя все глубже в долговую яму, нарушает баланс интересов между должником и кредитором.

Последний, не зная о трудностях своего контрагента, будет планировать бизнес, рассчитывая на справедливую компенсацию. А не получив ее, столкнется с кассовым разрывом и, как следствие, с угрозой неплатежеспособности. А далее – эффект домино. Бороться с этим начали на законодательном уровне.

Основной правовой документ, стоящий на страже экономической безопасности, – Кодекс по процедурам банкротства. Он обязывает директора предприятия-должника обратиться в хозяйственный суд в течение одного месяца с того момента, когда расчет с одним либо несколькими кредиторами будет означать невозможность исполнения денежных обязательств перед другими бизнес-партнерами.

Проще говоря, это тот самый момент, когда директор понимает: оборотные средства компании недостаточны для расчета по текущим обязательствам.

Как это работает?

Стимулом к выполнению этого требования закона является ответственность за нарушение обязательства сообщить о неплатежеспособности компании в срок. Директор ответит по обязательствам компании как солидарный должник, если суд установит, что после наступления признаков неплатежеспособности, в суд предприятие в пределах одного месяца так и не обратилось.

Разберемся на конкретном примере из практики. В хозяйственном суде г. Киева рассматривалась процедура банкротства одного из предприятий. Фирма-должник систематически не выполняла своих обязательств перед контрагентами, что подтверждается целым рядом проигранных ранее судов.

Аудит подтвердил, что директор долгое время подавал в налоговую администрацию неправдивую информацию – завышал балансовую прибыль, хотя на самом деле предприятие терпело убытки. Как удалось выяснить суду, критическая ситуация с платежеспособностью должника возникла именно в отчетном периоде, который заканчивался в конце 2018 года. В то же время, процедура банкротства предприятия была открыта лишь 19 мая 2020 года по заявлению одного из кредиторов. Искажая финансовую отчетность, директор скрывал фактическое банкротство, что в итоге существенно повлияло на права и интересы его кредиторов. Выяснилось, что, наращивая задолженность, предприятие не располагало активами для расчета с кредиторами.

Это и стало, по мнению суда, причиной для наложения на директора солидарной ответственности за долги предприятия, которое он ранее возглавлял. Стоит отметить, что именно решение хозяйственного суда согласно украинскому законодательству может установить подобный факт нарушений и стать основанием для взыскания с директора долгов компании в пользу кредиторов.

Когда применяется норма о солидарной ответственности?

Не спешите делать прогнозы о революции в области корпоративных долгов. Из данного судебного прецедента можно сделать один вывод: условием для применения солидарной ответственности к директору является доступ к финансовой отчетности должника в процедуре банкротства.

Как доказывать временные рамки фактического ухудшения финансовых показателей и выявлять признаки критической неплатежеспособности должника в случае отсутствия у суда документов бухгалтерской отчетности? Юристам пока что не ясно. Но можно сказать одно: недобросовестное поведение, связанное с уничтожением/искажением документов отчетности, не может служить индульгенцией от введенных законодательством элементов защиты стабильности хозяйственного оборота.

В рамках процедуры банкротства кредиторам предоставлены и другие инструменты, позволяющие возложить бремя долгов на руководителей и собственников бизнеса компании должника.  Грамотное и своевременное распоряжение ими увеличивает шансы кредиторов добраться до своих денег.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно